Урок русского языка. Повторение и обобщение по теме "Причастие"

Разделы: Русский язык


Ход урока

I. Сообщение темы и цели урока.

- Какую тему мы изучали на протяжении нескольких последних уроков? (причастие)

- Задача наша – обобщить все, что мы знаем о причастии на основе поэтических и прозаических произведений Сергея Есенина. Мы убедимся, что этот автор довольно часто пользуется причастиями.

II. Словарная работа.

- Словарное слово – этюд. (Выходит на экране).

Ударение падает на 2 слог, на гласную букву ю, опасные буквы э и д.

- Запишите это слово и выделите буквы, которые опасны.

- …узнала из толкового словаря Ожегова значение этого слова.

(Это слово многозначное, имеет 3 значения:

1. Эскиз.
2. Небольшое произведение художественной литературы.
3. Небольшое музыкальное произведение.)

- Ребята, вы сразу запишите домашнее задание:

1) Написать сочинение – этюд об уголке природы с использованием причастий и причастных оборотов.

2) Индивидуальное задание: составить ребус на тему «Причастие» .

III. Эпиграф к уроку.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. (На экране выходит строчки С.Есенина).

Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
С.Есенин.

- О чем говорят эти строки?

- Какие художественные выразительные средства использует автор? (Эпитеты – отшумевшая жизнь, голубая прохлада).

- Что это за части речи? (Причастие, прилагательное).

IV. Слово учителя. (Портрет С.Есенина на экране).

- Да, Сергей Есенин, наряду с другими известными поэтами и писателями, много пишет о Родине, о величии и красоте ее природы. И для этого использует множество эпитетов и метафор.

- …подготовила о творчестве С.Есенина небольшую информацию.

V. Сообщение ученика. (Изображение природы на экране).

Творчество С.Есенина – это глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Он умеет подмечать неуловимое в природе, тонко различать цвета. Голос природы и душа – созвучны. Это мастер живого слова. В этом году С.Есенину исполнилось 110 лет со дня рождения. И к этой большой дате был снят художественный фильм «Есенин».

VI. Фронтальный опрос. (на компьютере).

а) – А теперь мы с вами вспомним о причастии. Тестовые задания будут на экране, вам надо написать только букву, которая соответствует правильному ответу. (Тест на экране).

б) – Поменяйтесь друг с другом листочками, проверьте работу. Сдайте листочки.

А теперь по критериям оценок (на экране) вы узнаете, какую оценку вы получили за тест.

VII. Работа с предложением.

- Записать под диктовку предложение.

1. …у доски должен выполнить синтаксический разбор предложения и расставить знаки препинания:

Я в твоих глазах увидел огромное море, |полыхающее голубым огнем. (С. Есенин). (прост., повест., невоскл., распр., осложн. обособ. опред., выраж. прич. оборотом, стоящим после опред. слова).

(проверка у доски)

2. А …выполняет морфологический разбор причастия, а затем разбор по составу.

а) I. Полыхающее – прич., от глагола полыхать.

II. Н.ф. – полыхающий; дейст., наст.вр., несов. вид, полн.; в.п., ед.ч., ср.р.

III. Море (какое?) полыхающее.

б) полыхающее.

(проверка у доски).

3. Задание классу – подобрать синонимы (I в-т) и антонимы (II в-т) к прилагательному (огромное) из предложения.

Синонимы (1 в-т): великий, большой, здоровый, громадный.

Антонимы (2 в-т): маленький, малый, крохотный, незначительный, миниатюрный.

Опрос:

Чем прилагательные отличаются от причастия?

(Причастие обозначает непостоянный признак, по действию; а прилагательное обозначает постоянный признак).

В чём сходство?

(Отвечают на вопрос какой?, являются определением, изменяются по родам, числам, падежам. Оба делают речь образной, выразительной, яркой).

VIII. Физкультминутка.

- Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру.

- Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать название произведения, содержащие причастие, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.

«Василиса Прекрасная» (хлопок).
«Спящая царевна» Жуковского (вверх).
«Медный всадник» Пушкина (хлопок).
«Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
«Уроки французского» Распутин (хлопок).

IX. Групповая работа.

- Будем работать по рядам.

Каждому ряду будет дано задание, но сначала давайте вспомним, когда пишется Н, а когда НН в причастиях и в прилагательных.

А) В прилагательных, образованных от существительных, пишем одно Н, если:

а) прилагательное образовано от существительного с помощью суффикса –ин- (голубиный),
б) прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов –ан- (-ян-).

НН:

а) если прилагательное образовано присоединением суффикса -н- к основе существительного на Н.
б) если прилагательное образовано от существительного на –мя (время).
в) если прилагательное образовано с помощью суффикса –енн- или –онн-.

Б) В причастиях пишется НН:

а) если в слове есть приставка
б) если есть зависимое слово
в) если слово образовано от глагола СВ
г) если есть суффикс –ова-, -ева-, -ирова-.

В кратких причастиях пишется только одна буква Н.

I ряд – работа с перфокартами

Вставить Н или НН в причастия и прилагательные:

поляна освещена
книга интересна
даль туманна
размешанные краски
фигуры изображены

II ряд – работа по карточкам

Надо подобрать к прилагательным однокоренные причастия. Выделить корни и суффиксы.

Синий горизонт – синеющий
Желтая кувшинка – желтеющая
Колючий ёж – колющий
Шумный поток – шумящий
Редкий лес – редеющий

(проверка с места по цепочке)

III ряд – работа по карточкам

- Замените в предложении 1 глагол причастием.

Ты смотришь на лунный свет, который плывет по сонной реке.
Ты смотришь на лунный свет, плывущий по сонной реке.

Я всего лишь уличный мальчишка, который улыбается встречным лицам.
Я всего лишь уличный мальчишка, улыбающийся встречным лицам.

- После замены глаголов, у вас получатся строчки из стихотворений С.Есенина.

(проверка 1 ученик с места)

X. Вывод учителя.

- Сравнивая предложения, можно ещё раз отметить, что употребление причастий делает речь более яркой, выразительной и является средством экономики.

- Но несмотря на достоинства, причастия, по словам А.С.Пушкина, избегаются в разговоре. А в письменной художественно-литературной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы.

XI. Задание классу. Сравнение текстов с причастиями и без причастий.

- А теперь задание будет для всего класса. Работа с раздаточным материалом.

- Перед вами раздаточные листы с отрывком из воспоминаний С.Есенина. Но он неполный: вместо причастных оборотов - … Восполните текст своими примерами.

а)

1. Мы едем по узкой асфальтированной дороге, …
2. Прямо перед нами серый двухэтажный дом, …
3. В палисаднике яблоня, …

(2 ученика зачитывают получившийся текст, а затем читает учитель текст).

б) А теперь послушайте текст мастера слова С.Есенина с авторскими причастиями: (изображение природы на экране) (2 картины)

Мы едем по узкой асфальтированной дороге, упирающейся в небольшую деревушку. Прямо перед нами серый двухэтажный дом, сложенный из тесаных камней. В палисаднике яблоня, усыпанная румяными яблоками.

XII. Итог урока (стихотворение сопровождается музыкой и показом пейзажей) 5 картин.

- А теперь послушайте стихотворение С.Есенина «Вот уж вечер…»

  1. Вот уже вечер. Роса
    Блестит на крапиве.
    Я стою у дороги,
    Прислонившись к иве.
  2. От луны свет большой
    Прямо на нашу крышу.
    Где-то песнь соловья
    Вдалеке я слышу.
  3. Хорошо и тепло,
    Как зимой у печки.
    И березы стоят,
    Как большие свечки.
  4. И вдали за рекой,
    Видно, за опушкой,
    Сонный сторож стучит
    Мертвой колотушкой.

- Читая строки С.Есенина, ещё раз убеждаешься в том, что это мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово.

- А что вы скажите о причастии?

(Причастие самостоятельная часть речи, обозначает признак предм. по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Причастия бывают совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени. Изменяются по числам, родам в единственном числе, падежам. В предложениях обычно бывают определениями).

- Какова роль причастий и причастных оборотов в речи? (Употребление их обогащает речь, делает её более яркой, образной, выразительной. Является экономным способом выражения мысли).

XII. Оценивание учащихся.

- Урок окончен.