Цель: выстраивая словесный ситуативно-уместный текст, применяя риторические умения по его созданию, приблизиться к созданию коммуникативно-успешного речевого события, т.е. к коммуникативному успеху.
Форма: риторический КВН.
Технические средства: видеомагнитофон, видеокамера.
Организационные моменты: класс заранее делится на 2 команды и получает домашнее задание(подготовить телепередачу «Школьные новости», используя различные речевые жанры: рекламу, репортаж, интервью и т.д.).
Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе, последний – по десятибалльной. Выбирается жюри из старшеклассников. Приглашаются родители.
Вступительное слово учителя: словом «агон» в греческих гимнасиях называли различные состязания. Наше состязание будет состоять из нескольких агонов, перед тем как его начать, командам необходимо представиться (желательно, чтобы название команды было связано с риторикой).
1-я команда – «Сократики».
Девиз: «До Сократа нам как до Китая пешком, но в жизни нет ничего невозможного.»
2-я команда – «Болтуны».
Девиз: « Жаль, что у нас два уха и только один язык».
Ход игры
Первый агон. Конкурс комплиментов.
Сделать комплимент жюри.
Второй агон. Представь свой класс.
Командам выдается готовый текст (отрывок из рассказа Н.Тэффи), используя его в качестве образца, нужно составить текст о своем классе.
Курорт.
Знаете ли вы, господа, что такое курорт? Курорт состоит из следующих элементов:
А) воды;
Б) доктора;
В) больного и
Г) музыки.
Вода течет из крана в стакан или в ванну. Доктор получает деньги и делает знающее лицо. Больной поддерживает докторское существование. Музыка допекает больного. Чтобы он не так скоро поправился.
Все взятое вместе в определенных фазах образует гармоническое целое, называемое – курорт.
А знаете ли вы, господа, что такое 7 «б» класс? На подготовку дается 5 минут (в это время проводится конкурс среди болельщиков).
Третий агон. Самая нужная и ненужная вещь в школе.
По два человека от команды получают задание за 10 минут найти самую нужную и самую ненужную вещь в школе и объяснить свой выбор.
Четвертый агон. Скажи без слов.
Представьте, что вы за закрытым окном. Передайте с помощью жестов следующую информацию:
- Приходи сегодня на каток в 6 вечера, я буду ждать.
- Я сегодня в кино не пойду, буду учить уроки.
Пятый агон. Озвучьте мультфильм.
Демонстрируются отрывки из мультфильма «Незнайка на луне» без звука. Команды по очереди озвучивают персонажей.
Проверяется задание третьего агона.
Шестой агон. В эфире « Школьные новости».
Проверка домашнего задания. Показываются на видео записи теленовостей. (это задание вызывает у учащихся особый интерес, во-первых, потому что звучит информация о родной школе, а во-вторых, потому что детям нравится наблюдать за собой на экране).
В паузах между агонами в соревнованиях принимают участие болельщики-родители.
Конкурсы для родителей: назвать как можно больше ласкательных имен для своего ребенка, рассмешить Царевну-Несмеяну, показать «немое кино» (без слов одна команда инсценирует сказку «Колобок», другая – «Муху-Цокотуху»).
Подведение итогов и награждение победителей.