Итоговый урок по риторике в 7-м классе. Риторический КВН

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Цель: выстраивая словесный ситуативно-уместный текст, применяя риторические умения по его созданию, приблизиться к созданию коммуникативно-успешного речевого события, т.е. к коммуникативному успеху.

Форма: риторический КВН.

Технические средства: видеомагнитофон, видеокамера.

Организационные моменты: класс заранее делится на 2 команды и получает домашнее задание(подготовить телепередачу «Школьные новости», используя различные речевые жанры: рекламу, репортаж, интервью и т.д.).

Каждый конкурс оценивается по пятибалльной системе, последний – по десятибалльной. Выбирается жюри из старшеклассников. Приглашаются родители.

Вступительное слово учителя: словом «агон» в греческих гимнасиях называли различные состязания. Наше состязание будет состоять из нескольких агонов, перед тем как его начать, командам необходимо представиться (желательно, чтобы название команды было связано с риторикой).

1-я команда – «Сократики».

Девиз: «До Сократа нам как до Китая пешком, но в жизни нет ничего невозможного.»

2-я команда – «Болтуны».

Девиз: « Жаль, что у нас два уха и только один язык».

Ход игры

Первый агон. Конкурс комплиментов.

Сделать комплимент жюри.

Второй агон. Представь свой класс.

Командам выдается готовый текст (отрывок из рассказа Н.Тэффи), используя его в качестве образца, нужно составить текст о своем классе.

Курорт.

Знаете ли вы, господа, что такое курорт? Курорт состоит из следующих элементов:

А) воды;

Б) доктора;

В) больного и

Г) музыки.

Вода течет из крана в стакан или в ванну. Доктор получает деньги и делает знающее лицо. Больной поддерживает докторское существование. Музыка допекает больного. Чтобы он не так скоро поправился.

Все взятое вместе в определенных фазах образует гармоническое целое, называемое – курорт.

А знаете ли вы, господа, что такое 7 «б» класс? На подготовку дается 5 минут (в это время проводится конкурс среди болельщиков).

Третий агон. Самая нужная и ненужная вещь в школе.

По два человека от команды получают задание за 10 минут найти самую нужную и самую ненужную вещь в школе и объяснить свой выбор.

Четвертый агон. Скажи без слов.

Представьте, что вы за закрытым окном. Передайте с помощью жестов следующую информацию:

  1. Приходи сегодня на каток в 6 вечера, я буду ждать.
  2. Я сегодня в кино не пойду, буду учить уроки.

Пятый агон. Озвучьте мультфильм.

Демонстрируются отрывки из мультфильма «Незнайка на луне» без звука. Команды по очереди озвучивают персонажей.

Проверяется задание третьего агона.

Шестой агон. В эфире « Школьные новости».

Проверка домашнего задания. Показываются на видео записи теленовостей. (это задание вызывает у учащихся особый интерес, во-первых, потому что звучит информация о родной школе, а во-вторых, потому что детям нравится наблюдать за собой на экране).

В паузах между агонами в соревнованиях принимают участие болельщики-родители.

Конкурсы для родителей: назвать как можно больше ласкательных имен для своего ребенка, рассмешить Царевну-Несмеяну, показать «немое кино» (без слов одна команда инсценирует сказку «Колобок», другая – «Муху-Цокотуху»).

Подведение итогов и награждение победителей.