Систематизация знаний учащихся по русскому языку в 8-м классе в процессе подготовки к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Текст №1

(1) В комедии Гоголя “Ревизор” осмеиваются не отдельные недостатки отдельных людей, а вся система отношений между людьми.

(2) Гоголевский смех – своеобразное “увеличительное стекло”, с помощью которого можно рассмотреть в людях то, что они сами в себе или не замечают, или хотят скрыть. (3) В обычной жизни “искривление” человека, закамуфлированное должностью или чином, не всегда очевидно. (4) “Зеркало” комедии показывает истинную суть человека, делает видимыми реально существующие недостатки. (5) Зеркальное отражение жизни ничуть не хуже самой жизни, в которой лица людей превратились в “кривые рожи”. (6) Об этом и напоминает эпиграф к “Ревизору”.

(7) … Можно так объяснить мотив гоголевского смеха в “Ревизоре”: только увидев себя в зеркале смеха, люди способны испытать душевное потрясение, задуматься о жизненных истинах, о смысле своего “высокого” земного и небесного “гражданства”.

(По В.Е.Красовскому)

Текст №2

(1)Бросьте долгий взгляд во всю дли(н,нн)у и ширину животрепещущего населения нашей раздольной страны – сколько есть у нас добрых людей, но сколько есть и плевел, от которых житья нет добрым и за которыми не в силах следить (н…)какой закон. (2) На сцену их! (3) Пусть вид…т их весь народ! (4)Пусть посм…ется им! (5) О, смех великое дело! (6) (Н…)чего более (н…)боит(?)ся человек так, как смеха. (7) Он (н…)отнимает (н…)жизни, (н…)имения у виновного; но он ему силы связ…вает и, боясь смеха, человек удерж…т(?)ся (от)того, (от)чего(бы) (н…)удержала его (н…)какая сила…

(Н.В.Гоголь. Петербургская сцена в 1835/36г.)

Задания к текстам

  1. Укажите, в каких предложениях содержатся тема и основная мысль текста №1 (Тема – в предложении №2. Основная мысль – в предложении №7)
  2. Определите стиль текста №2. Докажите свое мнение. (Стиль текста публицистический (цель высказывания: сообщение информации, воздействие на слушателей, читателей; стилевые черты: эмоциональность, доходчивость, призывность, актуальность; языковые средства: 1) лексические (совмещение торжественной лексики и разговорных средств); 2) синтаксические (побудительные и восклицательные предложения).
  3. Определите тип текста №2. (Повествование с элементами рассуждения)
  4. Какой общей мыслью объединены тексты? (Смех помогает людям увидеть себя со стороны, в “зеркале смеха”, испытать “душевное потрясение” и измениться в лучшую сторону, а боязнь выглядеть смешным – удержаться от плохих поступков.)
  5. Почему для пьесы “Ревизор” Н.В.Гоголь выбрал жанр комедии?
  6. Пользуясь толковым словарем, объясните значение слов долгий и плевел из первого предложения текста №2. (Плевел – сорная трава. Здесь: дурные люди. Долгий (взгляд) – внимательный, пристальный.)
  7. В тексте №1 найдите прямые и косвенные дополнения.

Работа над текстом №2

  1. Найдите 2-3 согласованных определения.
  2. Выполните фонетический разбор слова боясь и морфологический разбор слова удержится из предложения №7.
  3. В предложении №4 произведите разбор по составу слова посмеётся. Определите способ образования слова животрепещущего из предложения №1.
  4. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова в предложениях №1 и №3 (Вспомните все разряды этих частей речи).
  5. Произведите пунктуационный разбор предложения №7.

Домашнее задание:

  1. От глагола бросьте (предложение №1) образуйте все возможные формы (глаголы, причастия, деепричастия).
  2. Сгруппируйте орфограммы, вспомните правила, объясните правописание слов.
  3. К слову добрых из предложения №1 подберите синонимы и антонимы. Приведите примеры постоянных эпитетов с этим словом. (Ответ: добрый молодец, добрый конь.)
  4. Что такое монолог и диалог? Вспомните, какие знаки препинания ставятся при диалоге. Ответ подтвердите примерами из комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”.
  5. Сформулируйте позицию автора текста №2. Объясните, почему вы согласны или не согласны с мнением автора.

Примечение: Приложения к уроку, можно получить у автора.