1. Начало урока.
А) Запись предложения и работа у доски и по вариантам:
Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.
- 1 ученик и 1-ый вариант: синтаксический разбор;
2 ученик и 2-ой вариант: в наряд – морфологический разбор;
3 ученик и 3-ий вариант: наряд – найти формы слова и подобрать однокоренные слова;
4 ученик работает по «Толковому словарю» С.И. Ожегова, определяет лексическое значение слов наряд, ослепительный.
- Как вы думаете, почему автор использует именно это слово?
(Праздничность, блеск, вспоминаются новогодние праздники, блестки, мишура, дождики, фонарики, огни...)
Б) - Ребята, можно ли это предложение назвать текстом? Почему? Что называется текстом? Что надо сделать, чтобы из этого предложения получился текст?
Задание: дополнить предложение, чтобы получился текст. А чтобы повторить ранее изученные темы, постарайтесь по возможности использовать односоставные предложения.
В) В это время несколько человек выполняют тестирование на
компьютере по теме «Типы односоставных предложений».
Соотнесите предложения с их определениями.
Типы односоставных предложений.
- Определенно-личное
- Неопределенно-личное
- Обобщенно-личное
- Безличное.
- Назывное.
Примеры односоставных предложений.
- Холодно.
- Стоишь у окна.
- Вдали закричали.
- Дивный свет в темноте.
- Страшно мне.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Нигде нет огонька.
- Продолжаю свой путь.
- Дарёному коню в зубы не смотрят.
- Темная синяя ночь.
(далее проверка итогов тестирования и чтение текстов о природе).
2. Работа по теме.
1) Чтобы перейти к теме урока, записываем предложение из известных учащимся «мудрых мыслей» К.Паустовского о русском языке:
С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей - сложных и простых - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
- Действительно, с русским языком можно творить чудеса. Это вы только что доказали своими сочинениями-эссе.
- А какими предложениями выражена эта мысль? (Безличными и назывными). Как вы думаете, в чем особенность третьего предложения, чем оно осложнено? (Однородными членами предложения).
2) Тема нашего урока «Однородные члены предложения».
- Ребята, что такое однородные члены? (Дается определение однородных членов предложения)
- Давайте же теперь посмотрим, все ли признаки однородных членов мы назвали. (На экран проектором высвечиваются признаки однородности членов предложения):
а) относится к одному и тому же слову;
б) отвечает на один и тот же вопрос;
в) являются одинаковыми членами предложения;
г) равноправны по отношению друг к другу и соединяются между собой сочинительной связью;
д) произносятся с интонацией перечисления.
- Подтвердим сказанное примерами. (Записываем предложения и определяем однородные члены предложения.)
, темный и седойПусть сосны и ели
Всю зиму торчат... (Ф.И.Тютчев. Листья)Зима еще хлопочет
И на весну ворчит. (Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится)Вот лениво и несмело
Луч возникает за лучом. (Тютчев. Декабрьское утро)Воздух легок и чист,
И замерзла река. (И.Никитин.)Снег шел тих. Сверкая.
Ветер дул грозно и завывая. (А.С.Пушкин. Евгений Онегин.)Шумит, клубит волной своей
Кипучий
Поток, не скованный зимой. (Пушкин. Евгений Онегин)
Вывод: в предложении может быть несколько рядов однородных членов, однородные члены могут иметь при себе зависимые слова, т.е. могут быть распространенными и нераспространенными.
Ребята, обратите внимание на постановку запятой между словами
«кипучий и темный». Что вы можете сказать?
Да. Однородные члены предложения должны быть словами одного смыслового ряда, т.е. характеризовать предмет с одной стороны: цвета, размера, вкуса, формы и т.д.
Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.
(Запись – таблица высвечивается проектором на экране.)
цвет | размер | вкус | форма | Из чего сделан |
Белый | Большой | Сладкий | Круглый | Шерстяной |
Синий | Маленький | Горький | Квадратный | Ситцевый |
Красный | Огромный | Кислый | Прямоугольный | Шелковый |
- В нашем примере ставится запятая, т.к. дается общая
картина - поток страшный, грозный. Т.е. если определения объединены общим понятием, то они будут однородными (их мы еще называем эпитетами) и между ними запятая ставится. Рассмотрим несколько примеров (примеры высвечиваются проектором на экран, можно использовать интерактивную доску):
Серое, хмурое, низкое небо висело над нами.
Невзрачное
Отзвучала последняя, нежная песня...
И первый золотистый луч
Меж белых гор и сизых туч…
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
4. Творческая работа:
В предложения вставить
- 1-ый вариант: однородные определения,
- 2-ой вариант: неоднородные определения.
- День вставал....
- Из-за туч показалось солнце.
- Его лучи совсем не грели.
- Пошёл …. снег.
- …. снежинки осторожно ложились на землю.
5. Запись домашнего задания.
Выписать из произведения Тургенева «Ася» 7 предложений с однородными членами (1в.), 5 предложений с однородными и неоднородными определениями (2в.).
6. Итог урока.