Тип урока: Урок систематизации.
Задачи:
- Сформировать знания об имени прилагательном как части речи.
- Воспитывать самостоятельность, внимание.
Методы и приемы:
- Словесные (беседа).
- Практические (упражнения).
- Метод работы под руководством учителя.
- Метод работы с учебником.
Общая цель: Систематизировать и обобщить знания о прилагательном.
В результате овладения темой учащиеся должны:
- знать правило;
- определять морфологические, синтаксические признаки имени прилагательного;
- уметь трансформировать, дополнять и моделировать текст;
- уметь видеть роль прилагательных в предложении.
Оборудование: Лист с заданиями модуля каждому учащемуся.
УЭ - 0. Цель:
- Изучить определение имени прилагательного.
- Научиться определять морфологические и синтаксические признаки.
Прочитайте цель и определите, что необходимо усвоить на уроке. (1 мин).
УЭ - 1. Входной контроль.
Цель: Проверить уровень знаний об имени прилагательном.
Прочитайте текст.
Пришла ………. з...ма. Одела д...ревья серебром, зав...лила …….. сугробами л…са, покрыла реки ……… льдом, разукрасила окна ……… узорами. М...хнула гостья ………… крылом и посыпались на землю ………. снежинки.
Ребята, конечно, рады. Они благодарят з...му за ………. морозец. Даже ………… снегири радостно щебечут, расхваливают зимушку.
Зима - ……… время года.
- Каких слов не хватает?
- Подберите подходящие эпитеты, постарайтесь восстановить текст.
- Выпишите словосочетания «прилагательное + существительное», определите род, число, падеж. (Время выполнения 10 минут. Проверяют консультанты).
УЭ - 2. Цель: Изучить правило «Прилагательное как часть речи».
Вам поможет : п. 98 учебника «Русский язык. Теория» (автор УМК В. В. Бабайцева).
- Расскажите соседу по парте правило.
- Затем поменяйтесь ролями.
- Оцените друг друга, отвечая на вопросы:
- По каким признакам отличается имя прилагательное от других частей речи?
- Какой постоянный морфологический признак у имени прилагательного?
- Как изменяются имена прилагательные?
- В какой форме бывают имена прилагательные?
- Какова роль прилагательных в предложении?
(время выполнения 10 минут).
УЭ - 3. Промежуточный контроль.
Цель: Проверить умение применять теоретические знания на практике.
Упражнение № 265 (« Русский язык. Практика» под редакцией Г. К. Лидман- Орловой).
Взаимоконтроль. 10 минут.
УЭ - 4. Упражнения для закрепления.
1) Допишите окончания прилагательных. Определите род, число, падеж:
- син_ лентой;
- из глубок_ норы;
- махров_ гвоздику;
- в зимн_ саду.
2) Подчеркните грамматическую основу в предложениях:
- Здоровье дороже золота.
- Сегодня небо светлее.
3) Упражнение № 266. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Время выполнения 10 минут. Самопроверка.
УЭ - 5. Цель: Оценить полноту усвоения учебного материала.
Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели? (См. общую цель).
УЭ - 6. Выходной контроль.
Цель: Оцените полноту усвоения учебного материала в соответствии с поставленными задачами и целями.
Заполните листок контроля, оценив свою работу на уроке:
- «5» - все задания выполнил верно;
- «4» - допустил 1 -2 ошибки;
- «3» - выполнил половину задания;
- «2» - почти ничего не смог выполнить.
(Время выполнения 3 минуты).
Листок контроля
УЭ | Вид контроля | Оценка | итоговая |
УЭ-0 | |||
УЭ-1 | |||
УЭ-2 | |||
УЭ-3 | |||
УЭ-4 | |||
УЭ-5 | |||
Итог |
УЭ – 7. Задание на дом (дифференцированное).
- П. 98, № 270.
- Написать сочинение – рассуждение «Какая часть речи помогает нарисовать выразительную и яркую картину?».
- Проработать материал модуля еще раз.