Цели и задачи: формирование знаний и умений:
- знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов,
- определять род имени существительного,
- согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;
- научить применять свои знания в необычной учебной ситуации;
- подкорректировать, углубить и закрепить знания учащихся за счёт привлечения занимательного материала.
Оборудование: плакат “Космическая морфология”, фрагмент из мультфильма, путеводные листы, реквизит для инсценировки, аудиозаписи…
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Слово учителя.
Велико слов в языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, то получится неисчислимое количество.
Как разобраться и управиться с такой армией слов и их форм?
К счастью, есть у слов строгий командир – МОРФОЛОГИЯ.
Подаст, к примеру, команду: “Части речи, становитесь!” - вмиг все слова построятся в чёткие ряды. А если подаст команду: “Самостоятельные части речи, стройтесь”…
- Кто окажется в ряду?
/Ответы учащихся/
III. Разминка.
- Ребята, давайте вспомним, на какие разряды делятся существительные?
Задания.
1) Записать слова и определить разряд /одушевлённые и неодушевлённые/
Карандаш, золото, дерево, человек, велосипед, девочка, отец /взаимопроверка/
2) Работа с предложением
На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.
-выразительно прочитать;
-выделить существительные;
-произвести синтаксический разбор
IV. Тема.
Мы продолжаем путешествие по “Вселенной” русского языка.
Сегодня нам предстоит отправиться на планету “Существительное”, где действующим лицом будет род.
На планете мы должны повторить сведения о роде и исследовать: “Зачем существительному род? И нужен ли он вообще”?
/Свет выключается, звучит музыка, на экране: звёздное небо, космический корабль, планеты…/
Итак! Мы с вами на планете. Жители этой планеты тесно контактируют с планетами “Прилагательное”, “Местоимение”, “Глагол”, “Числительное”.
Существительное указывает на предмет.
-А Прилагательное? Глагол?..
-Зачем существительному род?
-А как вы определили? К какой планете обратились?
-Давайте обратимся к роду…
Инсценировка.
-Уважаемый род, вы здесь?
/род появляется/
-Зачем вы нужны имени существительному?
Род.
-А разве есть хоть одно существительное без Рода?
Без меня существительное не сможет обозначать предмет, т.е. перестанет быть существительным. Стоит какой-нибудь падежной форме “сбежать” и лишиться Рода, как она тотчас же превращается в наречие: Было бегом, да стало бегом.
И всегда, как только выделяется или создаётся новый предмет, его обозначают именем существительным в одной из форм рода…
Ребята, я обращаюсь к вам за помощью…
На нашу планету напало полчище разбойников, которые хотят уничтожить нас. Спасти, помочь нам можете только вы /читает письмо, отдает программу спасения/
V. Учащиеся отправляются на планету “Существительное” /музыка…/
Операция спасения /класс разбит на экипажи/
-Чтобы спасти планету, род, мы должны попрактиковаться, выполнить некоторые операции для оптимального способа спасения.
Набрать нужно определённую сумму баллов.
Итак, я представляю Программу спасения.
1. Главным источником знаний будет у нас учебник /стр. , №…/
Задание:
а) слова, взятые в скобки, должны раскрыть и
поставить в прошедшее время;
б) выделить окончания /командиры экипажей
проверяют/
2. Задание “Оцени себя сам”
- Вставить пропущенную орфограмму и определить разряд имен существительных /самооценка/
3. Девиз следующей работы: “Мысли правильно и быстро”
Задание: разбор словосочетания
4. Программированное задание, самое ответственное, от него многое будет зависеть: Спасете ли вы планету?
/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/
Мужской род | Женский род | Средний род |
1,6,10,11 | 3,4,7,12 | 2,5,8,9 |
1.Рояль
2.Полотенце
3.Простыня
4.Конфета
5.Солнце
6.Корабль
7.Фамилия
8.Село
9.Впечатление
10.Путь
11.Тюль
12.Радость
VI. Подведение итогов.
- Командиры, пожалуйста, сдайте свои контрольные листы с результатами.
VII. Возвращение на Землю. /Музыка…/
- Мы возвратились на Землю, и теперь должны
приготовить отчёт под девизом: “Повторение –
мать учения”
- Повторим, когда пишется мягкий знак на конце
шипящих у существительных
- Подумайте, как можно назвать одним словом:
1) Час суток, от вечера до утра /ночь/
2) Маленький ребёнок /малыш/
3) Человек с высшим образованием, который лечит
больных /врач/
4) Суп со свёклой /борщ/
5) Растение из молотых зёрен /у доски –
учащийся, класс проверяет и оценивает/
VIII. Итоги.
IX. Домашнее задание.