Урок русского языка в 5-м классе по теме "Род имени существительного"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи: формирование знаний и умений:

  1. знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов,
  2. определять род имени существительного,
  3. согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными;
  4. научить применять свои знания в необычной учебной ситуации;
  5. подкорректировать, углубить и закрепить знания учащихся за счёт привлечения занимательного материала.

Оборудование: плакат “Космическая морфология”, фрагмент из мультфильма, путеводные листы, реквизит для инсценировки, аудиозаписи…

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Велико слов в языке – сотни тысяч! А если прибавить к ним все формы рода, числа, падежа, то получится неисчислимое количество.

Как разобраться и управиться с такой армией слов и их форм?

К счастью, есть у слов строгий командир – МОРФОЛОГИЯ.

Подаст, к примеру, команду: “Части речи, становитесь!” - вмиг все слова построятся в чёткие ряды. А если подаст команду: “Самостоятельные части речи, стройтесь”…

- Кто окажется в ряду?

/Ответы учащихся/

III. Разминка.

- Ребята, давайте вспомним, на какие разряды делятся существительные?

Задания.

1) Записать слова и определить разряд /одушевлённые и неодушевлённые/

Карандаш, золото, дерево, человек, велосипед, девочка, отец /взаимопроверка/

2) Работа с предложением

На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна.

-выразительно прочитать;
-выделить существительные;
-произвести синтаксический разбор

IV. Тема.

Мы продолжаем путешествие по “Вселенной” русского языка.

Сегодня нам предстоит отправиться на планету “Существительное”, где действующим лицом будет род.

На планете мы должны повторить сведения о роде и исследовать: “Зачем существительному род? И нужен ли он вообще”?

/Свет выключается, звучит музыка, на экране: звёздное небо, космический корабль, планеты…/

Итак! Мы с вами на планете. Жители этой планеты тесно контактируют с планетами “Прилагательное”, “Местоимение”, “Глагол”, “Числительное”.

Существительное указывает на предмет.

-А Прилагательное? Глагол?..
-Зачем существительному род?
-А как вы определили? К какой планете обратились?
-Давайте обратимся к роду…

Инсценировка.

-Уважаемый род, вы здесь?

/род появляется/

-Зачем вы нужны имени существительному?

Род.

-А разве есть хоть одно существительное без Рода?

Без меня существительное не сможет обозначать предмет, т.е. перестанет быть существительным. Стоит какой-нибудь падежной форме “сбежать” и лишиться Рода, как она тотчас же превращается в наречие: Было бегом, да стало бегом.

И всегда, как только выделяется или создаётся новый предмет, его обозначают именем существительным в одной из форм рода…

Ребята, я обращаюсь к вам за помощью…

На нашу планету напало полчище разбойников, которые хотят уничтожить нас. Спасти, помочь нам можете только вы /читает письмо, отдает программу спасения/

V. Учащиеся отправляются на планету “Существительное” /музыка…/

Операция спасения /класс разбит на экипажи/

-Чтобы спасти планету, род, мы должны попрактиковаться, выполнить некоторые операции для оптимального способа спасения.

Набрать нужно определённую сумму баллов.

Итак, я представляю Программу спасения.

1. Главным источником знаний будет у нас учебник /стр. , №…/

Задание:

а) слова, взятые в скобки, должны раскрыть и поставить в прошедшее время;
б) выделить окончания /командиры экипажей проверяют/

2. Задание “Оцени себя сам”

- Вставить пропущенную орфограмму и определить разряд имен существительных /самооценка/

3. Девиз следующей работы: “Мысли правильно и быстро”

Задание: разбор словосочетания

4. Программированное задание, самое ответственное, от него многое будет зависеть: Спасете ли вы планету?

/В таблицу необходимо занести цифры, соответствующие словам…/

Мужской род Женский род Средний род
1,6,10,11 3,4,7,12 2,5,8,9

1.Рояль 
2.Полотенце 
3.Простыня  
4.Конфета
5.Солнце
6.Корабль
7.Фамилия
8.Село
9.Впечатление
10.Путь
11.Тюль
12.Радость

VI. Подведение итогов.

- Командиры, пожалуйста, сдайте свои контрольные листы с результатами.

VII. Возвращение на Землю. /Музыка…/

- Мы возвратились на Землю, и теперь должны приготовить отчёт под девизом: “Повторение – мать учения”
- Повторим, когда пишется мягкий знак на конце шипящих у существительных
- Подумайте, как можно назвать одним словом:

1) Час суток, от вечера до утра /ночь/
2) Маленький ребёнок /малыш/
3) Человек с высшим образованием, который лечит больных /врач/
4) Суп со свёклой /борщ/
5) Растение из молотых зёрен /у доски – учащийся, класс проверяет и оценивает/

VIII. Итоги.

IX. Домашнее задание.