ЦЕЛИ:
- Исследовать лексический пласт русской народной речи на примере сказки тюменского писателя П.Ершова.
- Формировать умение исследовать художественный текст, закономерность употребления в нём определённых языковых явлений.
- Развивать коммуникативные (речевые) навыки, решая выдвинутую гипотезу через алгоритм исследования и умения приходить к выводам.
- Воспитание лингвистического “чутья” к художественному слову, чувства красоты и совершенства русской народной речи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Мультимидийный проектор
2. Видеофильм “Конёк – Горбунок” (автор сценария И. Иванов-Вано, А.Волков, режиссёр И.Иванов-Вано)
3. Тексты сказки П. Ершова “Конёк – Горбунок”
4. Словари:
а) Толковый словарь Ожегова.
б) Словарь фразеологизмов.
в) Словарь устаревших слов.
5. Справочный материал (таблицы, схемы, алгоритмы)
6. Критерий устного ответа:
- Точность и полнота ответа.
- Аргументированность.
- Культура речи.
ЭПИГРАФ:
Сказка П. Ершова “Конёк-Горбунок” - явление уникальное.
При кажущейся простоте текста, лёгкости его восприятия – В ней россыпи языковых жемчужин, оценить достоинство можно лишь при внимательном чтении.
В. Кодухов
Этапы урока:
I. Постановка проблемы.
II. Исследовательская работа в группах (лабораторная работа).
III. Конкурс юных исследователей лексики П. Ершова.
IV. Итог урока. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. МОТИВИРОВКА НА РАБОТУ.
На фоне фрагмента видеофильма “Конёк-горбунок”.
- Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И набитою сумой
Возвращалися домой.
Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки – студент и сидит здесь в аудитории. “Это Пётр Ершов”.
Произошло это в начале 1834 года. Ершову было тогда 19 лет.
“Теперь этот род занятий мне можно и оставить”, - такую высокую оценку произведению дал родоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.
Язык сказки Ершова “Конёк-горбунок” - это язык пушкинской эпохи. Пётр Ершов продолжил пушкинские традиции простоты стиха и близости её к русскому фольклору.
И вот уже более 170 лет скачет по свету “Конёк-Горбунок” не зная границ и языковых барьеров.
Сказка “Конёк-Горбунок” пришла сегодня и к нам на урок русского языка. Конечно, со сказкой П.П.Ершова вы уже встречались на уроках литературы в 5-6 классах. И в первую очередь вас интересовали сказочные герои, сюжет сказки, образ Ивана.
Сегодня на уроке я предлагаю вам иную роль, роль юных исследователей языка сказки Ершова. Именно исследовательский подход, внимание к тому, как живут, как употребляются языковые средства в речи, внимательное вдумчивое отношение к слову при работе с текстом может стать прочной основой для совершенствования ваших знаний, умений и навыков в области родного языка. И, конечно, же поможет успешно справиться с заданием С ЕГЭ, так как это задание требует не только видения языковых средств, но и умения использовать их в изложении мыслей в своём сочинении.
Запишем тему урока: ““Пёстрый ковёр” русской речи в сказке П.Ершова “Конёк-горбунок”.
Сегодня на уроке мы повторим важный раздел русского языка - “Лексику”. Исследуем закономерности использования “пёстрого ковра” русской лексики на примере сказки тюменского писателя П. Ершова.
Эпиграфом к уроку я взяла слова своего преподавателя, исследователя языка Ершова, профессора Ишимского педагогического института Виталия Ивановича Кодухова.
Сегодня на уроке в ходе нашего исследования мы постараемся увидеть эти россыпи языковых жемчужин, исследуем обычные , на первый взгляд, слова, выясним их значения, окунёмся в прекрасный мир лексики П. Ершова.
Художественное богатство, своеобразие языка сказки “Конька-Горбунка” всегда привлекали и привлекают внимание исследователей творчества П. Ершова. Интересны работы Виктора Григорьевича Уткова, преподавателей Ишимского педагогического института имени П.П. Ершова Савченковой Т.П., Калининой М.Ф., Евсеева В.Н.. Мы с вами пока не литературоведы, но сегодня на уроке будем исследователями стиля сказки Ершова. Конечно, сделать это невозможно за один урок. Поэтому мы возьмём небольшой пласт лексического строя языка: устаревшую лексику, фразеологию, лексику УНТ
Исследуем этот пласт лексики на тексте нашего земляка, писателя П. Ершова “Конёк – Горбунок”.
Ребята, вы уже знакомы с лабораторными работами по физике, химии. А сегодня я предлагаю вам попробовать свои силы в выполнении лабораторной работы по русскому языку.
Ребята 1 группы будут исследователями устаревшей лексики.
2 группы – исследователями фразеологии.
3 группы – исследователями лексики УНТ (на примере пословиц и поговорок)
Основные этапы лабораторной работы:
1 этап - теоретический
2 этап – исследование.
3 этап – конкурс юных исследователей.
Я надеюсь, в ходе выполнения работы, мы сделаем какие – то находки, открытия. Ведь работы над произведением Ершова продолжаются. Каждое поколение открывает в писателе своё. Особо обращаю внимание на 3 этап. (Критерии устного ответа представлены на слайде).
Внимательно ознакомьтесь с индивидуальной картой, выполните предложенные задания. И ещё маленькое дополнение. Желательно, чтобы то языковое явление, которое вы будете исследовать, засверкало - выразительно цитировать текст. Особенно бережно отнеситесь к слову П. Ершова. Оно должно звучать красиво, выразительно. Желаю удачи!
Итак, ребята, я вижу, что вы уже готовы к конкурсу юных исследователей.
1) Итак, приступим. Слово предоставляется юным исследователям устаревшей лексики сказки П. Ершова.
Задача остальных учащихся внимательно слушать выступление своих товарищей, делать пометки в тетрадях. И, если в ходе сообщения, у вас возникнут вопросы к выступающему, вы их можете потом задать.
Итак, от первой группы у нас выступает _______________
Пожалуйста, вопросы _______________________________
Итак, разрешите подвести итог нашим наблюдениям. Я согласна с ребятами. Действительно, устаревшая лексика помогает прочувствовать старину, прочувствовать лексический пласт того времени, окунуться в великолепный мир сказки талантливейшего поэта – сказочника П.Ершова.
И ребятам удалось это увидеть и донести до нас, слушателей. Спасибо вам за проделанную работу. Спасибо (Имя выступающего)
2) Самобытность и оригинальность языка тюменского писателя проявляется и в употреблении фразеологизмов, которыми буквально усыпана сказка “Конёк – Горбунок”. Слово ребятам 2 группы.
Вывод: Использование фразеологизмов – важное выразительное средство языка, придающее сообщению характер живого разговора. Петр Ершов – мастер яркого, искрометного, захватывающего произведения, и фразеологизмы он использует с большим мастерством. И это нам доказали юные исследователи второй группы. Спасибо, ребята.
3) Слово ребятам 3 группы.
Учитель: Для сказки Ершова характерно использование пословиц, поговорок и выражений поговорочного характера. Такое обилие пословиц и поговорок объясняется тем, что язык сказки – народный, разговорный, а разговорная речь основной источник УНТ.
Мы прослушали выступление 3 конкурсантов и должны, если у нас конкурс, определить победителя.
Как вы считаете: Кто победил в этом конкурсе?
Победила__________________ (грамота)
Вывод: Сегодня на уроке в ходе нашего совместного исследования, мы смогли увидеть, почувствовать всю многокрасочную палитру лексики, использованной Ершовым в произведении “Конёк-Горбунок”.
Сегодня, на уроке, мы с вами ещё раз убедились, что успех сказки кроется в её народности, в её красочности, в простоте языка и в то же время в особой экспрессии языка, в образности.
Домашнее задание: Предлагаю вам дома выполнить небольшую творческую работу как продолжение нашего урока. Я вам предлагаю взять присказки и сравнить их с народными сказками. Выявить сходство и различие. Это и будет у вас небольшая домашняя исследовательская работа
Скачет и скачет Горбунок в сказке Ершова от одного поколения людей к другому, весёлый стук его копыт прозвучит ещё для многих поколений читателей Хочется надеяться, что на этом знакомство с языком сказки не закончится, вы продолжите работу. И если кого-то из вас заинтересовала исследовательская работа по творчеству Ершова, приглашаю к сотрудничеству. Вы можете также посетить наш музей имени А. С. Пушкина, в котором есть раздел, посвящённый творчеству нашего земляка. Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.
Устаревшие слова в сказке П. Ершова “Конёк-Горбунок”. (Приложение)
Фразеологизмы в сказке П. Ершова “Конёк-Горбунок” (Приложение)
Лексика УНТ (пословицы, поговорки) в сказке П. Ершова “Конёк-Горбунок”. (Приложение)