Цель:
- Обобщение и расширение сведений о наречии как части речи; повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
- Наблюдения за употреблением наречий в текстах, составление своих текстов и других синтаксических единиц с наречиями;
- Воспитание любви к Родине, родному языку, природе.
Ход урока:
- Орг. момент. Слово учителя, нацеливание на урок.
- Запись в тетрадях, работа над ошибками. Информация о домашнем задании.
- Проверка знаний о наречии как части речи.
1). Опрос (работа в парах). Ответить на вопросы, написанные в карточках:
- Что называется наречием?
- Степени сравнения наречий.
- Написание наречий с приставками из-, до-, с-.
- Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
- НЕ и НИ в наречиях.
- НЕ с наречиями.
- Ь после шипящих на конце наречий.
2). Рассказать о способах образования наречий (морфологический и неморфологический).
3). Словарный диктант (по рядам), проговаривание вслух:
Неподалёку | в одиночку | волей-неволей |
Ненароком | без устали | точь-в-точь |
Поодиночке | по трое | перво-наперво |
ничуть | на дом | едва-едва |
настежь | по памяти | мало-помалу |
вскачь | за границу | по-нашему |
мимоходом | (по-царски). |
Каких слов нет в ваших “словарях наречий”?
4). Работа с текстом, написанным на доске.
Как (бы) то (ни) было, зима кончилась. (В)начале марта дни стали (по)немногу теплеть. А ночью было (по)прежнему морозно. (С) начала появились проталины, затем дороги сплош(?) покрылись лужами. Беспреста(н, нн)о, (без)устали дует тёплый ветер. Скоро (по)всюду зазеленеет. (Мало)помалу приближается лето.
Какие орфограммы, изученные в теме “Наречие”, мы не встретили в данном тексте? А в следующем тексте вы их видите?
Думать было (не)когда, кругом зловещ… подступала темнота. Стоянка оказалась (не)далеко, а совсем рядом. ( Записываем в тетрадь, выделяем орфограммы).
Физминутка.
5). “ Лови ошибку”. ( Текст написан на доске.)
Закажи Балде службу, чтоб стало ему не…в…моч..,
И требуй, чтобы он её исполнил точь…в…точ..,
Тем ты и лоб от разплаты избавиш…
И Балду без зарплаты оставиш…
Из какого произведения текст? Кто автор? Какие ошибки, кроме орфографических, возможны при употреблении наречий?
6). “Говорите правильно” (устно).
- Как можно быстрее (нельзя: “возможно быстрее”).
- Заходите как можно чаще (нельзя: “возможно чаще”).
- Было жутко в темноте (нельзя: “жутко нравится”, “жутко скучает”).
- Получить даром, бесплатно (нельзя: “получить задаром”).
- Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: “столько много”).
- Отдал совсем, навсегда (нельзя: “отдаю насовсем”).
- Разделим пополам (нельзя: “разделим напополам”).
Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.
Найти и исправить речевые ошибки.
Платье ужасно красиво. Обратно проливной дождь пошёл.
7). Работа по группам:
- Корректировка текста (см. приложение1).
- Кроссворд (см.приложение 2).
- Лото (см. приложение 3).
- “Поделись находкой” (см. приложение 4).
- Фразеологизмы заменить наречиями (см. приложение 5).
8). Происхождение наречий.
- Из истории наречий.
- Примеры образования некоторых наречий (см. приложение 6)
- Употребление наречий в речи (наблюдения из школьной жизни).
Заключительная часть урока:
Представляет ли трудность изучение наречий?
Что мы должны делать, чтоб не ошибаться в написании наречий?
Ребята, вы неплохо поработали, но давайте данным тестом подведем черту изучению этой темы.
5. Тест.
1). В каком из данных слов дефисное написание?
- (по)прежнему жить
- (по)лучше сочинить
- (по)реже печалиться.
2). Какие наречия пишутся слитно?
- (в)скоре
- бок(о)бок
- (мало)помалу
3). В каких наречиях после шипящих пишется О?
- горяч…
- певуч…
- свеж…
4). Назови наречия с –нн-:
- увере(н, нн)о,
- холод(н, нн)о,
- жад(н, нн)о,
5). В каких словах не пишется слитно с наречием?
- (не)громко, а тихо,
- (не)истово,
- совсем (не)интересно.
6. Итог урока.