Урок русского языка по теме "Наречие"

Разделы: Русский язык


Цель:

  1. Обобщение и расширение сведений о наречии как части речи; повторение орфограмм, связанных с изучением наречия;
  2. Наблюдения за употреблением наречий в текстах, составление своих текстов и других синтаксических единиц с наречиями;
  3. Воспитание любви к Родине, родному языку, природе.

Ход урока:

  1. Орг. момент. Слово учителя, нацеливание на урок.
  2. Запись в тетрадях, работа над ошибками. Информация о домашнем задании.
  3. Проверка знаний о наречии как части речи.

1). Опрос (работа в парах). Ответить на вопросы, написанные в карточках:

  • Что называется наречием?
  • Степени сравнения наречий.
  • Написание наречий с приставками из-, до-, с-.
  • Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.
  • НЕ и НИ в наречиях.
  • НЕ с наречиями.
  • Ь после шипящих на конце наречий.

2). Рассказать о способах образования наречий (морфологический и неморфологический).

3). Словарный диктант (по рядам), проговаривание вслух:

Неподалёку в одиночку волей-неволей
Ненароком без устали точь-в-точь
Поодиночке по трое перво-наперво
ничуть на дом едва-едва
настежь по памяти мало-помалу
вскачь за границу по-нашему
мимоходом (по-царски).

Каких слов нет в ваших “словарях наречий”?

4). Работа с текстом, написанным на доске.

Как (бы) то (ни) было, зима кончилась. (В)начале марта дни стали (по)немногу теплеть. А ночью было (по)прежнему морозно. (С) начала появились проталины, затем дороги сплош(?) покрылись лужами. Беспреста(н, нн)о, (без)устали дует тёплый ветер. Скоро (по)всюду зазеленеет. (Мало)помалу приближается лето.

Какие орфограммы, изученные в теме “Наречие”, мы не встретили в данном тексте? А в следующем тексте вы их видите?

Думать было (не)когда, кругом зловещ… подступала темнота. Стоянка оказалась (не)далеко, а совсем рядом. ( Записываем в тетрадь, выделяем орфограммы).

Физминутка.

5). “ Лови ошибку”. ( Текст написан на доске.)

Закажи Балде службу, чтоб стало ему не…в…моч..,
И требуй, чтобы он её исполнил точь…в…точ..,
Тем ты и лоб от разплаты избавиш…
И Балду без зарплаты оставиш…

Из какого произведения текст? Кто автор? Какие ошибки, кроме орфографических, возможны при употреблении наречий?

6). “Говорите правильно” (устно).

  1. Как можно быстрее (нельзя: “возможно быстрее”).
  2. Заходите как можно чаще (нельзя: “возможно чаще”).
  3. Было жутко в темноте (нельзя: “жутко нравится”, “жутко скучает”).
  4. Получить даром, бесплатно (нельзя: “получить задаром”).
  5. Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: “столько много”).
  6. Отдал совсем, навсегда (нельзя: “отдаю насовсем”).
  7. Разделим пополам (нельзя: “разделим напополам”).

Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.

Найти и исправить речевые ошибки.

Платье ужасно красиво. Обратно проливной дождь пошёл.

7). Работа по группам:

  1. Корректировка текста (см. приложение1).
  2. Кроссворд (см.приложение 2).
  3. Лото (см. приложение 3).
  4. “Поделись находкой” (см. приложение 4).
  5. Фразеологизмы заменить наречиями (см. приложение 5).

8). Происхождение наречий.

  1. Из истории наречий.
  2. Примеры образования некоторых наречий (см. приложение 6)
  3. Употребление наречий в речи (наблюдения из школьной жизни).

Заключительная часть урока:

Представляет ли трудность изучение наречий?

Что мы должны делать, чтоб не ошибаться в написании наречий?

Ребята, вы неплохо поработали, но давайте данным тестом подведем черту изучению этой темы.

5. Тест.

1). В каком из данных слов дефисное написание?

  1. (по)прежнему жить
  2. (по)лучше сочинить
  3. (по)реже печалиться.

2). Какие наречия пишутся слитно?

  1. (в)скоре
  2. бок(о)бок
  3. (мало)помалу

3). В каких наречиях после шипящих пишется О?

  1. горяч…
  2. певуч…
  3. свеж…

4). Назови наречия с –нн-:

  1. увере(н, нн)о,
  2. холод(н, нн)о,
  3. жад(н, нн)о,

5). В каких словах не пишется слитно с наречием?

  1. (не)громко, а тихо,
  2. (не)истово,
  3. совсем (не)интересно.

6. Итог урока.