Русский язык
-
Урок русского языка, 5-й класс. Тема: "Как образуются слова в русском языке" 2008
Цели урока: дать общее представление о морфемах; научить учащихся, определять каким способом образованы слова; научить детей держать позицию (методика - позиционная технология Н.Е. Веракса); развивать компетентности: коммуникативность, самостоятельность.
-
Урок русского языка в 5-м классе с применением ИКТ "Звонкие и глухие согласные" 2008
Урок русского языка в 5-м классе с использованием компьютерной презентации. После такого урока учащиеся должны уметь различать сильную и слабую позицию согласных для выбора орфограмм; различать звонкие и глухие согласные; знать о звуковых повторах как средстве выразительности речи.
-
Урок "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам" 2008
Урок является первым при изучении темы "Сложносочиненные предложения" по учебному комплексу В.В.Бабайцевой. В ходе урока повторяются ранее изученные сведения о сложносочиненном предложении, дается понятие об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам, совершенствуется навык постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.
-
Подробный план-конспект урока русского языка в 8-м классе. Обобщение изученного по теме "Обстоятельство" (татарская школа) 2008
Место данного урока в системе занятий – урок № 6. Он расчитан на класс, обучающийся по учебнику Р.Г. Гарифьяновой,Г.А.Ждановой, Л.К. Ильматовой, при трехчасовой нагрузке. Применение мультимедийной презентации “Лучше нет родного края” по творчеству поэта-земляка Кадыйра Сибгата, показ картин учителя ИЗО Бетьковской СОШ сделало урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным.
-
Русский язык в 8-м классе "Второстепенные члены предложения. Определение" 2008
Урок продолжает знакомить учащихся с второстепенными членами предложения, их ролью в предложении, учит опознавать второстепенные члены в предложениях, знакомит с видами определений и обучает правильно и уместно употреблять определения в речи. В течение урока систематизируются знания о ВЧП, формируется умение различать согласованные и несогласованные определения, дается способ различения определений, а также развивается навык работы на компьютере, логическое мышление и умение самостоятельно формулировать выводы, идет работа по использованию в речи стилистических синонимов. Урок проводится в компьютерном классе с использованием ТСО.
-
Открытый урок. Обучение грамоте 2008
Цель урока: актуализация, обобщение собственного опыта учащихся; прояснение для учащихся для учащихся последовательного хода диалога; осмысление, высказывание собственной точки зрения, прояснение для других; уважение к участникам диалога.
-
Развитие речи в школе VIII вида. Сочинение 2008
Актуальной проблемой коррекционной школы VIII вида является развитие речи обучающихся. Эти задачи решаются как в системе урока русского языка, так и на специальных уроках, посвящённых развитию устной и письменной речи. Данный урок, разработанный по методике Н.Н. Бебешиной и В.П. Свириденкова, решает как образовательные, так и воспитательные задачи, а также имеет коррекционную направленность.
-
Турнир знатоков русского языка 2008
Этот турнир помогает овладеть богатством литературного языка, понять грамматические явления , расширяет знания учащихся по фонетике и лексике, по словообразованию и морфологии, развивает познавательный интерес через решение ребусов, отгадывание загадок, формирует умение составлять слова по моделям, правильно вставлять ударения.
-
Урок литературы в 6-м классе "В ней что-то чудотворное горит" (по творчеству Анны Ахматовой) 2008
Урок литературы в 6-м классе посвящен творчеству Анны Ахматовой. Через проникновение в художественный мир происходит развитие речи учащихся, обучение умению анализировать лирику, выразительно читать, а также формирование исследовательских навыков и творческих способностей учащихся.
-
Использование технологии развития критического мышления на уроке русского языка 2008
В последние годы в нашу педагогическую деятельность всё шире входят новые образовательные технологии. Развитие критического мышления - одна из общепризнанных в педагогике целей на протяжении нескольких лет. Применение данной технологии способствует формированию личного интереса ученика к изучаемому, активному участию его в процессе обучения. А самое главное - развитию творческих способностей по созданию текстов разных жанров, стилей, типов. Учащиеся способны классифицировать информацию выделять главное, анализировать лингвистический материал, обобщать, делать соответствующие выводы, а также работать в группе, адекватно оценивать себя и других. Это всё развивает уверенность в себе и понимание ценности своих мнений и идей.
-
Стилистические качества слова. Особенности использования синонимов 2008
Правильность речи – это соответствие нормам русского литературного языка. Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными. Оттенки, существующие в слове дополнительно к его логическому содержанию, называются стилистическими качествами слова. С ограниченным применением языкового средства связана функционально-стилистическая окраска слова. Точность выражения мысли и чувства связана с синонимами. Большинство синонимов, обозначая одно и то же понятие, различаются дополнительными оттенками.
-
Использование приемов модульного обучения в системе коллективных учебных занятий 2008
По мнению Г.К. Селевко, "любая технология имеет средства, активизирующие и интенсифицирующие деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и причину эффективности результатов". Именно такой является технология коллективных учебных занятий, при освоении которой основное внимание уделяется не столько знаниям, умениям и навыкам, сколько способам деятельности по их получению.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложные предложения с различными видами связи" 2008
На уроке, который является интегрированным, поскольку основан на межпредметных связях (русский язык и литература), учащиеся углубляют представление о структуре сложных предложений, совершенствуют орфографические и пунктуационные навыки. Кроме того, на этом уроке используются мультимедийные средства обучения.
-
"Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!" Внеклассное мероприятие по русскому языку 2008
В основу внеклассного мероприятия положены исследования, проводимые с учащимися, родителями, учителями, прохожими. Цель эксперимента – продолжение работы по культуре речи, повышение грамотности населения, борьба за чистоту русского слова. Высказывания писателей о русском языке, стихотворения, исследования, фотографии дополняют друг друга и представляют единое коммуникативное ядро.
-
Развитие речи учащихся на уроках русского языка как один из этапов подготовки к выпускным экзаменам 2008
В статье прослеживается часть системы проведения уроков развития речи, для того чтобы подготовить учащихся, начиная с пятого класса, к ЕГЭ. Эти уроки призваны расширять словарный запас учащихся, формировать умение последовательно и логично излагать материал изложения или сочинения.
-
Обобщающий урок по теме "Лексика" 2008
На уроке повторяются сведения по лексике, проводится комплексное повторение орфографии и синтаксиса, проводятся различные виды работы. Для практической работы на уроке в основном использовался материал из произведений А.С. Пушкина, была показана работа поэта над словом. Это способствовало воспитанию у учащихся интереса и любви к русскому языку, развитию навыков анализа текста, помогло показать, что русский язык "выразителен, гибок, послушен". (А.Куприн)
-
Урок — космическое путешествие по теме "Повторение орфографии частиц" 2008
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, больше нравятся ребятам, чем будничные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, они придают учебному процессу больше гибкости, оперативности, освобождают от штампов, шаблонов, помогают снять психологический барьер, способствуют созданию ситуации успеха.
-
Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастие. Трудно или легко?" в классе со смешанным национальным составом 2008
Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастие. Трудно или легко?" подготовлен для класса со смешанным национальным составом, в котором обучаются дети шести национальностей. Для урока подобраны упражнения, направленные на формирование умения использовать деепричастие с целью совершенствования устной и письменной русской речи учащихся.
-
Активизация познавательной деятельности учащихся средствами ТЗКМ (технологии развития критического мышления) 2008
Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми. Конспект урока развития речи в 7-м классе: Тяжело в учении – легко в бою? (по статье Г.Смирнова). Конспект урока русского языка в 6-м классе: Основная мысль текста по статье С.Соловейчика «Учение с увлечением».
-
Интегрированный урок (русский язык + английский язык + литература). Тема: "Властитель дум" – George Gordon Byron 2008
Урок разработан с применением современных компьютерных технологий. Цели и задачи урока: совершенствовать практические навыки владения лексическим материалом и грамматическими структурами, развивать интеллектуальные и творческие способности, стимулировать желание общаться на родном и английском языках.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева «Ася». Анализ эпизода" 2008
Представлен конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 8-м классе по теме "Роль пейзажа в повести И.С. Тургенева "Ася". Анализ текста". На данном уроке организуется поисково-исследовательская работа учащихся по лингвистическому анализу литературного текста. На материале литературного текста проверяется усвоение темы "Однородные члены предложения".
-
"Что такое хорошо и что такое плохо?" Критерии культурной речи. Первое занятие из курса "Учимся говорить правильно" 2008
На занятии рассмотрены критерии культурной речи: богатство, уместность, точность, выразительность, чистота и логичность. На примерах из произведений И.С. Тургенева, А.П. Чехова и В.М. Шукшина учащиеся наблюдали за "работой" слова в тексте, определяли роль средств выразительности, используемых авторами. Сделаны выводы, что культурной речи можно научиться. Для того чтобы быть интересным собеседником, которого приятно слушать, надо иметь богатый словарный запас, уметь пользоваться выразительными языковыми средствами, не использовать в своей речи навязчивые слова и слова-паразиты.
-
Имя существительное. Обобщающее повторение изученного в 5 классе. Урок-сказка. 2008
Цели и задачи урока: обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи, закрепить знания о категории рода и числа; способствовать развитию у школьников речи, мышления и памяти; слуховой грамотности; воспитывать интерес к русскому языку, к его устному народному творчеству; создать атмосферу сказочности, развивать дух соревнования, способствовать эстетическому воспитанию детей.
-
Уроки речеведения при изучении темы "Прошедшее время глагола" 2008
В статье рассматриваются вопросы повышения коммуникативной компетенции учащихся через соединение линий языка и речи на уроке грамматики. Опираясь на функциональный принцип изучения единиц языка, автор предлагает методику изучения глагола «от текста к тексту»: от анализа функций глагола в тексте-образце – через осознание признаков грамматических категорий – к продуцированию текста, в котором глагольные формы участвуют в реализации авторского замысла.
-
Урок русского языка по теме "Суффикс. Роль суффикса в слове" 2008
Урок русского языка по программе авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и О.В.Прониной, основан на деятельностном подходе и носит развивающий характер. В процессе решения проблемных вопросов на уроках успешно организуется продуктивная деятельность учащихся.
-
Правописание безударных гласных в корне слова 2008
Представлен урок русского языка, в ходе которого закрепляются орфографические навыки определения видов орфограмм и правильного выбора их написания, умение делить слова на морфемы.
-
Творительный падеж имен существительных единственного числа 1-го склонения, 3-й класс 2008
На уроке раскрывается значение слова «творительный», даётся понятие об определении окончаний имён существительных ед.ч. 1 скл. Т.п., о предлогах Т.п. и о том, каким членом предложения являются существительные Т.п. Используется фронтальная и групповая работа.
-
Правописание частицы "не" с именами существительными 2008
На протяжении всего урока используется мультимедийное сопровождение. Урок строится в форме игры-путешествия, используется технология групповой работы и технология развития грамотного письма. Основной метод, применяемый на уроке, - поисковый. Используется тестовое задание при проверки усвоения материала.
-
Турнир знатоков русского языка. 5-й класс 2008
В игровой форме учащиеся обобщают знания по разделам, изученным в первом полугодии 5-го класса; получают новые языковые сведения; развивают интерес к русскому языку как учебному предмету; раскрывают свои творческие способности, проявляют находчивость и смекалку.
-
Обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5-м классе 2008
Обобщение и систематизация материала, изученного по теме “Имя существительное” в 5-м классе, проводится на интегрированном уроке с использованием компьютерной презентации. Теоретический материал, систематизированный по темам раздела, подаётся учащимся в «свёрнутом» виде на основе высокого уровня обобщения. В целом теоретический материал выражен компактно и экономно и в то же время доступно для учащихся. Ученики получают возможность видеть целое, состоящее из деталей, частей этого целого, т.е. учиться анализировать взаимосвязанные явления.