Обобщающий урок по теме "Имя существительное" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1. Обучающие:

  • обучение работе с презентацией для систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учащихся по теме урока, для подготовки устного выступления по теме;
  • отработка навыка применения опорных конспектов, тестов с использованием современных технологий;
  • обучение поэтапному решению задач.

2. Развивающие:

  • создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;
  • формирование и развитие коммуникативных умений школьников, развитие связной речи, мышления;

3. Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;
  • воспитание интереса к русскому языку и информатике.

4. Учебные:

  • обобщить и расширить знания;
  • проверить усвоение материала при использовании компьютерной презентации “Имя существительное”.

Тип урока: комбинированный

Форма: интегрированный урок с применением компьютерной презентации по русскому языку “Имя существительное” (2 часа).

Оборудование урока

  • Компьютеры, видеопроектор, экран.
  • Компьютерная презентация “Имя существительное”
  • Лист рецензирования MS Excel

План урока

1 Организационный момент 1.Приветствие

2. Проверка готовности учащихся к уроку

3.Организация внимания

2 Актуализация опорных знаний учащихся 1. Выявление факта выполнения домашнего задания всем классом

2. Сообщение темы урока

3.Постановка цели урока

4. Постановка перед учащимися учебной проблемы

3 Работа в микрогруппах 1. Обсуждение в группе и подготовка окончательного варианта устного сообщения с использованием презентации “Имя существительное”

2. Организация учителем процесса систематизации учебного материала

3. Обучение учащихся собственной деятельности по овладению содержанием материала, умениям и навыкам рационально учиться

4 Выступления учащихся 1. Устные выступления от групп с демонстрацией презентации “Имя существительное” (видеопроектор)

2. Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся (рецензирование устных ответов с использованием заданных критериев)

3. Комментирование (оценивание) ответов учащихся

5 Домашнее задание 1. Сообщение о домашнем задании

2. Инструктаж по выполнению д.з.

3. Мотивирование необходимости и обязательности акта

6 Итог урока Рефлексия: как работал класс, какие были трудности в работе, причины невыполнения задания отдельными учениками, типичные недостатки в заданиях и причины их появления, в чём преимущество данной формы работы, что нового узнали, чему научились.

Ход урока

1. Организационный момент

Я очень рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня замечательный день, светит солнце. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело сегодня на уроке. Мы снова будем работать с компьютерами, потому что нам это интересно. Мы будем работать индивидуально и в группах: обсуждать, объяснять, выступать по теме, комментировать, рецензировать. Все получат сегодня хорошие отметки.

2. Актуализация опорных знаний учащихся (фронтальная ФОПД)

Сегодня у нас обобщающая работа по теме “Имя существительное”, которую мы изучали на протяжении 12 уроков.

Дома вы выполняли каждый своё задание в соответствии с теми билетами, которые вытянули. Задания были составлены по теме “Категории имени существительного” (см. приложение). Так как категорий у существительного всего четыре, а учащихся в классе двенадцать, для работы нам нужно распределиться на группы. Как мы это сделаем?

(Учащиеся среди одноклассников находят своих партнёров для работы в классе - ребят, домашнее задание которых было составлено по теме той же категории существительного, что и у них. В итоге получается четыре группы в соответствии с категориями рода, числа, падежа и категорией по значению. На экране появляется первый слайд компьютерной презентации “Имя существительное”, где перечислены эти категории, для проверки правильного распределения по группам).

(Приложение 1)

Итогом сегодняшней работы станут ваши устные выступления по соответствующим темам. Вы уже можете приготовить сообщение на лингвистическую тему по плану, по опорному конспекту, на основе языкового материала. Сегодня вы будете работать с компьютерной презентацией.

Сейчас вам нужно выбрать форму работы в группе в соответствии с главной задачей и распределить обязанности.

(Предполагается, что учащиеся уже знакомы с работой по данному заданию и учебно-воспитательный момент пройдёт быстро и чётко. Варианты формы работы предложены на карточках группам для выбора).

3. Работа в микрогруппах (роль учителя координирующая)

Один из вариантов:

  • Общее обсуждение и определение основной идеи выступления.
  • Индивидуальный просмотр презентации.
  • Коллективная работа по отбору материала (нужных слайдов презентации) для выступления. Обсуждение.
  • Коллективная работа по анализу и систематизации языкового материала домашних работ, обсуждение вариантов применения этого материала в сообщении.
  • Распределение обязанностей:
    -Кто выступает по теме
    -Кто комментирует выступления, даёт рецензию на сообщения выступающих своей и других групп
    -Кто организует работу в группе и следит за регламентом работы
  • Обсуждение в группе и подготовка окончательного варианта устного сообщения с использованием презентации.

!Осознанность школьниками взаимосвязи домашнего задания с результатами работы на уроке, понимание ими зависимости этих результатов от их домашней работы – основное условие качества выполнения задания.

4.Выступления учащихся.

Устные выступления от групп с демонстрацией презентации “Имя существительное” (видеопроектор).

Ответ выступающего рецензируется каждым учеником с помощью листа рецензирования устных ответов в программе Microsoft Excel, и после короткого обсуждения в группе один из членов группы выступает с устным комментированием предложенной оценки.

5.Сообщение о домашнем задании.

Для домашнего задания предлагается упражнение “Учитесь читать и пересказывать лингвистический текст” с использованием занимательного, дополнительного к программному материала.

Как вариант домашнего задания для желающих – составить тест или материал для викторины по теме “Имя существительное”

6. Итог урока (фронтальная ФОПД)

  • что нового узнали, чему научились
  • в чём преимущество данной формы работы
  • как работал класс, какие были трудности в работе
  • причины невыполнения задания отдельными учениками
  • типичные недостатки в заданиях и причины их появления

Выставление оценок в журнал.

Со всеми заданиями вы справились успешно. У вас огромный запас знаний. Надеюсь, что и с домашним заданием вы справитесь легко.

(Приложение 2)