Цель:
- Образовательная – повторение, обобщение и систематизация знаний по данной теме; контроль за усвоением знаний и умений; закрепление умения различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения.
- Развивающая – развитие устной и письменной речи учащихся.
- Воспитательная – расширение кругозора, наблюдательности, а также воспитание чувств настоящего хозяина родной земли, помочь увидеть красоту и неповторимость родного края. Пробуждение интереса к личности и творчеству Кадыйра Сибгата.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации полученных ЗУН.
Методы обучения: Вступительное слово учителя, работа с карточками, беседа, фронтальный опрос, использование мультимедийной презентации и национально-регионального компонента.
Место проведения: Рыбно-Слободская школа №2, 8 «А» класс.
Время проведения: 30 января 2007 года, 45 минут.
Материал:
- Р.Г.Гарифьянова, Г.А.Жданова, Л.К.Ильматова Русский язык. 8 кл., Казань, «Магариф», 2002 г. стр.103.
- Методическое пособие.
- Книга «Все правила современного русского языка», Ростов-на Дону,2006г. стр.166-167.
Оборудование: Компьютер, экран, диск с презентацией, карточки с заданиями, книга К.Сибгата «Осенняя весна», картины Якуповой Р.К., записи на доске.
Эпиграф к уроку:
Милый край, как его не любить,
если он мне однажды открылся!
Как, скажите, поэтом не быть,
если я в этом крае родился?!
(Кадыйр Сибгат.)
Ход урока
1. Организационная работа.
а) Вступительное слово учителя.
-Что нужно для урока?
(Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.)
- Сердце, в котором живет любовь, милосердие, смелость (стучит).
Голова, в которой накоплены знания (никто не оставил дома).
Итак, мы начинаем урок.
Тема нашего урока:…
Лексическая тема:…
б) Работа над эпиграфом.
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Согласны ли вы с поэтом? (Ответы учащихся.)
- Что вам известно об авторе этих замечательных строк? (Ответы учащихся.)
- Найдите обстоятельства (однажды, в крае).
- На уроке мы больше узнаем об авторе этих строк, повторим материал об обстоятельствах.
Запишите в тетрадях тему урока, лексическую тему, эпиграф.
2. Обобщение теоретического материала об обстоятельствах.
Фронтальный опрос.
- Что называется обстоятельствами?
(Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образа действия и др. и отвечает на вопрос: где? куда? откуда? когда? почему? как?)
- Какие обстоятельства по значению вы знаете? Приведите примеры.
- Какими частями речи чаще всего выражаются обстоятельства?
(Именами существительными в формах косвенных падежей с предлогами или без предлогов, наречиями, неопределенной формой глаголов, а также деепричастием и деепричастным оборотом.)
Вывод: Обычно обстоятельства относятся к сказуемому, реже к другим членам предложения.
3. Работа по таблице.
Внимание на экран.
На экране проецируется таблица. (Таблицы раздаются учащимся). Слайд № 1.
- Ребята, как можно определить виды обстоятельств? (По вопросам).
- Пользуясь этой таблицей, определите виды обстоятельств и заполните таблицу.
Проецируется текст с заданием. (Тексты раздаются.) Слайд № 2.
Внимательно прочитайте текст.
- Ребята, о чем говорится в тексте?
Опишите свою интонацию: какие чувства вы хотели передать?
(Чувства радостные, приятные; чувства восхищения своим родным краем.)
Что нового узнали?
(Ответы учащихся).
4. Письменная самостоятельная работа.
5. Слово учителя.
- Много творческих личностей воспитала наша рыбнослободская земля. Среди них есть артисты, деятели культуры и искусства, композиторы и поэты. Назовите известных людей района. (Ответы учащихся)
В этом году исполняется 80 лет со дня образования района.
А теперь совершим заочную экскурсию по району.
6. Презентация района «Лучше нет родного края» по творчеству поэта-земляка Кадыйра Сибгата.
Звучит татарская народная мелодия «На заре». Слайды № 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
Учитель выразительно читает отрывки из стихов из книги «Осенняя весна».
- По вашим глазам я вижу, что вы узнали знакомые места. Понравились вам кадры фильма?
- Да, действительно, Рыбная Слобода – одна из красивейших мест республики.
7. Слово учителя.
- Родной край – понятие очень широкое. Это деревня, где ты родился, это речка, где ты купался, это лес, где растут деревья, цветы, поют птицы, это небо, это солнце, согревающее нас, это луга, поля, рощи, горы. Я не знаю ничего прекрасного, чем наша земля. Лучше нет родного края.
Но эту красота нужно беречь. Ребята, уже с 1978 года, учитывая экологическую ситуацию, реки Бетька, Ошняк и Шумбут Кабинетом Министров РТ объявлены заповедными. В наших краях встречаются растения, которые занесены в Красную Книгу РТ.
Природа родного края вдохновляла и вдохновляет на бессмертные творения.
А сейчас я вам покажу замечательные картины учителя ИЗО Бетьковской СОШ Якуповой Розы Касимовны.
Глядя на эту красоту, невольно вспоминаешь строки…
***
…Сколько весен березы шумели в глуши…
Что за жизнь
без зеленого края?!
Ты поймешь, человек:
не идет из души,
Не тускнеет
сторонка родная.
( Кадыйр Сибгат)***
Ликует сердце - как жизнь прекрасна.
(Кадыйр Сибгат)***
Я вдоль деревьев иду высоких
и слышу, слышу их разговоры.
(Кадыйр Сибгат)
8. Лингвофизкультминутка.
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем и как? При каком условии?
Несмотря на что? (Движения, мимика.)
На вопросы где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельство ответ
даст тебе всегда. Да, да!
(Стишок – правило).
9. Готовимся к ЕГЭ.
- Ребята, в начале урока повторили, что обстоятельства могут выражаться и глаголами в неопределенной форме. Давайте, вспомним, каким членом предложения является инфинитив?
Проверочная работа (тестирование).
Каким членом предложения является инфинитив?
а) _____ 1. Раздалась команда поднять паруса.
б) ===== 2. Я готов открыть вам, друзья, страшную тайну.
в) ~~~~~ 3. Я несся безумными скачками предупредить о грозящей опасности.
г) --------- 4. Слушать песни моряков – ее любимое занятие.
д) -·-·-·-·- 5. Последние события научили меня не удивляться ничему.
6. Поверить твоему рассказу – признать свое заблуждение.
Ответы:
- – в.
- – б.
- – д.
- – а.
- – г.
- – а, б.
10. Работа с учебником.
Переведите текст на русский язык.
Упр.136. Моя мечта.
Я живу одной мечтой. Это - стать красивым человеком. Но вы не подумайте, что о внешней красоте. Нет.
Я мечтаю о внутренней красоте. Хочу любить родину, радовать каждого своим трудом, бороться за народное счастье. Я тоже хочу слетать в космос, побывать на Луне, на Венере, на Марсе.
Верю в осуществление своей мечты. Для этого есть все возможности.
11. Обобщение урока.Домашнее задание. Упр.137. Выставление оценок.