Задача любого педагога - пробудить интерес к учебной деятельности, добиться проявления учащимися активности в изучении как программного, так и дополнительного материала.
За время своей педагогической работы мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения, в которых дети проявляли явную заинтересованность самим процессом познания, наибольшая же эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. В ходе такого обучения все участники оказываются вовлечёнными в процесс познания. Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми.
К эффективным технологиям развивающего обучения относятся системы проектного обучения, интегральная технология обучения, ТРИЗ, РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо), технология модульного обучения.
В нашей школе многие учителя работают в технологии РКМЧП. Основа технологии — трёхфазовая структура урока, которая повторяет процесс восприятия информации. Каждый урок в данной технологии организуется по схеме: вызов, осмысление, рефлексия.
Особый интерес представляют приёмы работы с текстом в технологии РКМЧП, некоторые из которых были использованы в представленном уроке:
Технология: РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)
Тип урока: Анализ информационного текста.
Цель урока:
Создание условий для личностно –
ориентированной направленности обучения
средствами технологии развития критического
мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Задачи урока:
- обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
- обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- совершенствовать навык критического осмысления текста;
- развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.
Конспект урока развития речи в 7 классе
I фаза урока: ВЫЗОВ Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Деятельность учителя:
Приёмы и методы: проблемный вопрос, сформулированная проблема. Ход урока Запись темы урока: Тяжело в учении – легко в бою?
Да Нет |
Комментарии Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова Возникает коллизия, формулируется проблема |
II фаза урока: ОСМЫСЛЕНИЕ (РЕАЛИЗАЦИЯ) Непосредственный
контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция,
материал параграфа). Деятельность учителя:
Приёмы и методы: “ Шесть шляп мышления” Ход урока Вы высказались по данной теме, составили собственное представление о проблеме, теперь предлагаю вам познакомиться со статьёй Г. Смирнова. Текст Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости. Особенно не повезло почему-то Суворову. Со всех сторон несётся: тяжело в учении – легко в бою! Так, мол, говорил Суворов. Но ведь Суворов – великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих товарищей, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! Суворов же говорил другое, а именно: тяжело в учении – легко в походе! В походе, а не в бою! Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя! Ещё более нелепо толкование других слов Суворова, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. Репортёры убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все герои , только когда закопают в землю останки последнего русского солдата, только тогда закончиться война! Да задумайтесь, что вы говорите! От многих не осталось и клочка плоти, они действительно пропали без вести. Их невозможно похоронить! И что же? Не считать законченной ни одну войну в истории? Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие последний солдат! И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена! (по статье Г. Смирнова) 1 шаг: индивидуальное чтение статьи 2шаг: анализ текста |
Текст анализируется по группам.
Каждой группе соответствует определённый тип
мышления: красная шляпа: чувства и интуиция белая шляпа: информация черная шляпа: критика желтая шляпа: логический позитив зеленая шляпа: креативность синяя шляпа: управление процессом |
III фаза урока: РЕФЛЕКСИЯ Анализ собственной деятельности, её самооценка и оценивание; творческая переработка и интерпретация полученной информации. Деятельность учителя:
Приёмы и методы: Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания ??? Обратите внимание на тему урока. Согласны ли вы с такой формулировкой? ДА НЕТ Почему? Является ли эта тема общей или это частная тема? Как бы вы сформулировали тему урока? Какова же идея текста? А какова цель урока? Какое новое знание вы обрели на этом уроке? Самооценка и оценивание деятельности в группах, формулирование домашнего задания |
Выход на рефлексию и на конечный “продукт”, оценивание собственной деятельности и её результата |
Домашнее задание “от учащихся”: индивидуальное сочинение-рассуждение – ответ на вопрос, сформулированный в начале урока. |
Урок развития речи.
Основная мысль текста.
Технология: РКМЧП
Тип урока: работа с информационным текстом.
Урок русского языка в 6 классе
Фазы урока | Деятельность учителя | Ход урока |
Приёмы |
I фаза В Ы З О В |
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу – активизация деятельности учащихся. Мотивация для дальнейшей работы. | - Скажите, нравится ли вам учиться? - Возможно ли получать удовольствие от самого процесса обучения? - Какие ассоциации вызывает у вас слово “учёба” или “обучение”? - Составьте синквейн по этому слову. Обучение Интересное, занимательное Развивает, совершенствует, докучает Каждому человеку необходимо учиться Прогресс - А знаете ли вы, что учение может быть разным? |
Проблемный вопрос Синквейн |
II фаза О С М Ы С Л Е Н И Е |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией Постепенное продвижение от “ старого” знания к “новому”. | - Вот, что по этому поводу пишет С.
Соловейчик. Фрагмент №1 На свете есть два вида занятий: учение с мучением и учение с увлечением.
Фрагмент №2 Учение с мучением – дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней всё непонятно, всё скучно, всё ненавистно. Ну ладно, сегодня кое-как выучишь урок. А завтра опять садиться за учебники. Опять зто мучение!
Фрагмент №3 Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье – торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть её так и этак, прикидывать – может, получится? Не-ет, не выходит… А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: “Что случилось? Разве в мире есть ещё что-нибудь, кроме этой задачи?” просвет, просвет, предчувствие успеха,- а вот и сам успех, вот решение… Да такое неожиданное, такое простое и ловкое…Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением – счастливая жизнь. Таков закон.
- Понравился ли вам текст? Чем? - Стремится ли автор воздействовать на читателей? - Какова, на ваш взгляд, главная мысль текста? - Какова задача или цель этого текста? - Каким образом мы можем выразить своё отношение к написанному? |
Аналитическое чтение-приём “Чтение с остановками” |
III фаза Р Е Ф Л Е К С И Я |
Возвращение учащихся к первоначальному знанию, создание условий для соотнесения “старого” и “нового” знания, написание отзыва о прочитанном | Составьте синквейн по ключевому слову
этого текста. Учение Мучительное, увлечённое Развивает, совершенствует, докучает Учение с увлечением – счастливая жизнь Закон - Изменилось ли ваше первоначальное представление об обучении? Домашнее задание: напишите отзыв о прочитанном тексте |
Синквейн Отзыв |
В процессе обучения человек должен учиться мыслить, находить выход из сложных ситуаций, отличать разумное от неразумного, осваивать принципы логического мышления, учиться понимать, что такое факты, и устанавливать связь между общим и частным. Человек должен учиться давать всему правильную оценку и отличать хорошее от плохого, а также развивать способность учиться. Не каждый в состоянии вспомнить все, что он изучал и о чем его спрашивали на экзаменах, но такие навыки, как умение изучать и планировать свою деятельность, не забываются. Именно активные и интерактивные модели обучения позволяют выработать и развить эти жизненно важные умения и навыки.