Тип урока: объяснение нового материала.
Цель: Уточнить знания учащихся о суффиксе как части слова, которая служит для образования новых слов.
Задачи:
- Познакомить с ролью суффикса в слове;
- развитие внимания, памяти;
- воспитание доброго, ласкового отношения к окружающим.
Ход урока
1. Орг. момент:
Девиз: «Никто не знает так много, как все мы вместе».
2. Работа в тетради:
- Откройте тетради, положите с наклоном, запишите число и «Классная работа».
- Подчеркните опасные места.
- Что общего во всех словах? (Словарные.)
3. Пятиминутка чистописания:
ОК ИК ЧИК УШК ОНОК
ЛЕСОК СТУЛЬЧИК ДОМИК
- Что интересного увидели в 1-й строке?
- Как можно одним словом назвать эти сочетания букв?
- Что общего между словами 2-й строки?
- Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?
4. Словарная работа. Разгадывание кроссворда
- Угадайте словарное слово по его значению.
– Запишите слова в строку, поставьте ударение, подчеркните опасное место.
1. Страна, в которой мы живем.
2. Население страны.
3. Язык, на котором говорят россияне.
4. Продолжи ряд слов: ученики, школьники, малыши, дети …
5. Бывает классная, бывает домашняя.
6. Столица нашей Родины.
Самопроверка: Сверьтесь с записью на доске.
- Какое слово высветилось в кроссворде? (Состав.)
- Как вы понимаете слово «состав»?
(Ученик дома работал со словарем, добавляет, если необходимо.)
(СОСТАВ числа: например, 6 это 3+3, 2+4, 1+5;
В СОСТАВ воздуха входит кислород, которым мы дышим;
Офицерский СОСТАВ: лейтенант, капитан, майор;
Прицепленные друг к другу вагоны – тоже СОСТАВ)
- Вспомните, как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные.)
- Как думаете, о составе чего будем говорить на уроке? (О составе слова.)
5. Актуализация знаний:
- Вспомните, о какой части слова вы узнали на прошлых уроках? (О корне.)
- Задайте вопросы друг другу по этой теме?
- Что такое корень?
- Как найти корень в слове? или Что надо сделать, чтобы правильно выделить корень?
- Какие слова называются однокоренными? (2 признака однокоренных слов.)
- А сейчас поиграем в игру «Третий лишний». Какие слова вы приготовили друг другу?
Итог: С чем можно сравнить корень слова? (С корнем дерева.) Почему? (Такая же важная часть, в ней заключено значение слова)
Физминутка «Кони вышли на старт»
- На старт, внимание, марш (хлопают ладонями по коленям)
- Барьер (хлопок)
- Галоп (по коленям)
- Двойной барьер (2 хлопка)
- Галоп (по коленям)
- Трава (трут ладони)
- Галоп (по коленям)
- Болото (втягиваем воздух в себя, пальцами шевелим возле губ)
- Галоп (по коленям)
- Финиш (девочки кричат: Эге-гей! Мальчики: Ура!)
6. Введение в тему.
- Откройте учебник на стр. 78.
Рассмотрите центральный кадр на фотопленке.
- Что подставил Петя Зайцев к корню? Где?
- Что такое ОК?
- Где мы уже встречались с суффиксами? (В «Моей любимой азбуке».)
- КАК думаете, что мы сегодня будем изучать?
7. Сообщение темы и цели урока.
Цель: На уроке узнаете:
- Что такое суффикс?
- Где он стоит?
- Для чего нужен?
8. Повторение изученного
Нос | лед | мышь |
Носик | ледок | мышонок |
- Как называются эти пары слов? (однокоренные слова)
- Сравните слова ЛЁД и ЛЕДОК. (Толстый и тонкий)
- Изменился ли смысл слова? (да)
- Что сделало слово другим? (Суффикс ОК)
- Сравните другие слова.
- Кто знает, каким значком обозначается суффикс? Покажите на доске.
- Не записывая слова, на полоске бумаги «Выдели части слова».
- Поместите свои схемы на доске под словами.
- Что интересного заметили? (Слова разные, схемы одинаковые)
- Почему? (Потому что мы указали состав слова: 1-е слово состоит только из корня; 2-е – из 2 частей: кроме корня есть ещё суффикс.)
- Раз схемы одинаковые, я оставлю только по одной.
- Разделите слова на две группы.
- Запишите пары слов, выделите значком корень и суффикс, подумайте, на какие вопросы вы можете мне дать ответ?
- Слово лед и ледок – это одно и то же слово или разные слова? (разные)
- Что сделало слово другим? (суффикс)
- Значит, для чего нужен суффикс? (для образования новых слов)
Вывод: Образовывать новые слова – это «работа» суффикса или его роль.
9. Формулирование учащимися определения.
- Попробуйте сформулировать, что же такое суффикс? (2 ребенка)
10. Сравнение собственной формулировки с формулировкой в учебнике.
- Сравните с правилом в учебнике, на стр. 79.
11. Воспроизведение правила. Примеры.
12. Практическая часть урока: (начало формирования умений)
- Работа в парах.
- Сейчас мы познакомимся с различными суффиксами и выясним, какими они могут делать слова. Для этого, поработаем в парах.
На середине стола у вас лежат карточки. Переверните. Прочитайте слова. Посоветуйтесь и решите вместе: какую роль сыграл суффикс?
Прочтите первую пару. ( Иван – Иванушка)
Какое получилось слово? (ласковое)
- Какая часть слова сделала имя Иван ласковым? (суффикс -УШК-)
- Приведите примеры.
- У кого ещё есть ласковые слова? (заяц - заюшка)
- С помощью какого суффикса оно образовалось? (суффикс – ЮШК-)
- Какой суффикс сделал ласковыми ваши другие слова? (- ЕНЬК-, -ОНЬК-)
- Итак, какие суффиксы делают слово ласковым. Слова с такими суффиксами употребляются в разговорной речи, в сказках, в народных песнях, потешках.
- Используете ли вы в речи такие суффиксы?
- Назовите своего соседа ласковым именем.
- Поднимите руки, у кого есть слова с суффиксом -ОК-?
- Какое значение он вносит?
- Какие ещё суффиксы делают слова «маленькими»? (-ИК-, -ЧИК-)
Игра «Побудь волшебником»
- Вот у меня «волшебная» палочка. Кому я дам её, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.
НОС, ЗУБ, ХВОСТ, СТОЛ, СТАКАН
Итак, суффиксы -ОК-, -ИК-, -ЧИК- любят в стране Лилипутов.
Вывод: Все эти суффиксы, имеют уменьшительно-ласкательное значение
- А вот в стране Великанов любят совсем другой суффикс: какой, узнаете выполнив упр. 126, стр. 79.
Работа по учебнику.
- Посмотрите на этих героев. Узнали вы их? (это из кукольного театра).
- В каких сказках они живут?
- Я назову животное, а вы назовёте их детёнышей - хором.
- Чем похожи все эти слова? (-онок-, -ёнок-) – у них один суффикс.
- Грамматическая задача.
Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю»?
– Вы кто такие?
– Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
– А ты кто?– А я ваша тетка – Гусеница.
Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.
Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.
– Кто же прав? Почему? (Ребята доказывают, учитель стирает с доски лишнее слово).
– Запишите родственные слова (гусь, гусыня, гусята). Выделите корень и суффикс. Какой суффикс указывает на то, что маленьких гусей много?
– Если гусеница не родственница гусям, то какие еще однокоренные слова с корнем гус– можно подобрать? (Ребята по очереди называют цепочку родственных слов: гусак, гусиный (шаг), гуськом (друг за другом), гусятница, гусятина.
Физминутка.
Покажите гусиный шаг. Когда вы идете выстроившись друг за другом – говорят «гуськом».
Вывод: какие слова образовали? С помощью какой части слова они образованы?
– Ребята, а какие родственники будут у гусеницы? (гусеничка, гусеничный т.е. гусеничный след от трактора, танка: состоят из звеньев и способ передвижения похож).
- Самостоятельная работа (на карточках).
– Прочитайте, догадайтесь, какие слова пропущены в этом четверостишии.
– Впишите нужные слова.
- Выделите суффиксы.
Самопроверка: сверьте с тем, что на доске.
13. Творческая работа.
Пользуясь изученными суффиксами, попробуйте изменить мое стихотворение, сделайте его более ласковым (устно):
Мама сказала:
«Дочка, вставай. Солнце уж встало.
В школу отправляться время настало»
14. Подведение итогов.
Итак, давайте подведем итог:
Закончи предложение: СУФФИКС НУЖЕН…
15. Задавание домашней работы:
- Откройте «Дидактические материалы» - с.50, упр. 107. Прочитайте задание и текст.
- Есть ли вопросы? затруднения? Это Д/З.
- Откройте дневники, запишите. Это задание для всех.
Дополнительное задание для желающих: Придумать сказку о суффиксе.