Цель урока: после изучения темы учащиеся должны:
- уметь различать сильную и слабую позицию согласных для выбора орфограмм;
- различать звонкие и глухие согласные;
- знать о звуковых повторах как средстве выразительности речи.
t (время) |
Содержание деятельности | Предполагаемый результат | Орг. формы | Действия учителя | Действия ученика |
1 мин | Организационный момент | Учащиеся подготовлены к восприятию нового материала | Ф | Здоровается с учащимися, проверяет готовность учащихся к уроку. | Готовятся к уроку, открывают тетради, записывают дату |
Актуализация знаний |
|||||
10 мин. | Повторение изученного материала - беседа о согласных звуках: отличия согласных от гласных - указать слова, в которых все согласные произносятся твердыми звуками. |
- Учащиеся знают отличия согласных
звуков от гласных, отличительные признаки по
твердости-мягкости, о непарных и парных по
твердости-мягкости, способы обозначения
мягкости согласных - Умеют выполнять синтаксический разбор предложения (Приложение1) |
Ф, | Провожу беседу о звуках речи, о парных и
непарных по твердости-мягкости; - об обозначении мягкости различными способами; - спрашиваю о правилах постановки знаков препинания в предложении. |
- Отвечают на вопросы об отличии
согласных звуков от гласных и о признаках
твердости-мягкости; - Выписывают слова и объясняют способы обозначения мягкости - Записывают предложение и объясняют знаки препинания в нем |
10 мин. | Изучение нового материала - Определение роли согласных звуков: из предложенных слов выбрать те, в которых звуки только твердые и только мягкие; объяснить принцип оглушения и озвончения |
- Умеют отличать согласные по
глухости – звонкости; - называют признаки оглушения и озвончения; |
Ф,И
|
- Знакомлю с темой урока; | - записывают в тетради тему урока; |
Ф | - беседа с использованием презентации; | - внимательно слушают; произносят слова с изображенными предметами | |||
Ф, И | - записываю на доске звуки; - провожу беседу о возможности определения по ним слова; |
- подбирают и записывают слова с данными звуками | |||
И, Ф | - прошу открыть учебники; проанализировать и сделать выводы по материалу для наблюдения | - открывают учебники, читают задание,
делают выводы, сравнивая с правилом из учебника - вслух проговаривают |
|||
17мин. | Закрепление материала Чтение стихотворения Ф. Тютчева “Весенняя гроза” |
Учащиеся должны знать: - о различии звонких и глухих согласных; о звуковых повторах как средстве выразительности русской речи. Должны уметь: - различать звонкие и глухие согласные. |
Ф. И. | Раздаю карточки по вариантам с заданием
определения глухих и звонких звуков;
(приложение2) Записываю группы звуков на доске с определением глухих и звонких согласных.(приложение3) Диктую предложения, в которых ученики называют звонкие и глухие согласные в указанных словах, 3-его предложения составляют схему. (приложение4) Читаю стихотворение (приложение5) |
1 вариант, работая по карточке, выбирает
группу слов с глухими согласными, 2 вариант, работая по карточке, выбирает группу слов со звонкими согласными. Из группы звуков выбирают глухие и звонкие согласные. Работают с предложениями, записанными на доске. Слушают стихотворение, устно отвечают на вопросы. |
Итог урока. Обобщение. (приложение 6) | Ф | Выставляю отметки. | Ребята говорят об отличии звонких и глухих согласных звуков. | ||
2 мин. | Домашнее задание | Готовы к выполнению задания | Ф. | Объясняю домашнее задание: № 55, упражнение 279 (отметить 3-4 слова, в которых имеются только звонкие согласные), объяснить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения. | Записывают задание в дневник |