Урок русского языка в 5-м классе с применением ИКТ "Звонкие и глухие согласные"

Разделы: Русский язык


Цель урока: после изучения темы учащиеся должны:

  • уметь различать сильную и слабую позицию согласных для выбора орфограмм;
  • различать звонкие и глухие согласные;
  • знать о звуковых повторах как средстве выразительности речи.
t
(время)
Содержание деятельности Предполагаемый результат Орг. формы Действия учителя Действия ученика
1 мин Организационный момент Учащиеся подготовлены к восприятию нового материала Ф Здоровается с учащимися, проверяет готовность учащихся к уроку. Готовятся к уроку, открывают тетради, записывают дату

Актуализация знаний

10 мин. Повторение изученного материала

- беседа о согласных звуках: отличия согласных от гласных

- указать слова, в которых все согласные произносятся твердыми звуками.

- Учащиеся знают отличия согласных звуков от гласных, отличительные признаки по твердости-мягкости, о непарных и парных по твердости-мягкости, способы обозначения мягкости согласных

- Умеют выполнять синтаксический разбор предложения (Приложение1)

Ф, Провожу беседу о звуках речи, о парных и непарных по твердости-мягкости;

- об обозначении мягкости различными способами;

- спрашиваю о правилах постановки знаков препинания в предложении.

- Отвечают на вопросы об отличии согласных звуков от гласных и о признаках твердости-мягкости;

- Выписывают слова и объясняют способы обозначения мягкости

- Записывают предложение и объясняют знаки препинания в нем

10 мин. Изучение нового материала

- Определение роли согласных звуков: из предложенных слов выбрать те, в которых звуки только твердые и только мягкие; объяснить принцип оглушения и озвончения

- Умеют отличать согласные по глухости – звонкости;

- называют признаки оглушения и озвончения;

Ф,И

 

- Знакомлю с темой урока; - записывают в тетради тему урока;
Ф - беседа с использованием презентации; - внимательно слушают; произносят слова с изображенными предметами
Ф, И - записываю на доске звуки;

- провожу беседу о возможности определения по ним слова;

- подбирают и записывают слова с данными звуками
И, Ф - прошу открыть учебники; проанализировать и сделать выводы по материалу для наблюдения - открывают учебники, читают задание, делают выводы, сравнивая с правилом из учебника

- вслух проговаривают

17мин. Закрепление материала

Чтение стихотворения Ф. Тютчева “Весенняя гроза”

Учащиеся должны знать:

- о различии звонких и глухих согласных; о звуковых повторах как средстве выразительности русской речи.

Должны уметь:

- различать звонкие и глухие согласные.

Ф. И. Раздаю карточки по вариантам с заданием определения глухих и звонких звуков; (приложение2)

Записываю группы звуков на доске с определением глухих и звонких согласных.(приложение3)

Диктую предложения, в которых ученики называют звонкие и глухие согласные в указанных словах, 3-его предложения составляют схему. (приложение4)

Читаю стихотворение (приложение5)

1 вариант, работая по карточке, выбирает группу слов с глухими согласными,

2 вариант, работая по карточке, выбирает группу слов со звонкими согласными.

Из группы звуков выбирают глухие и звонкие согласные.

Работают с предложениями, записанными на доске.

Слушают стихотворение, устно отвечают на вопросы.

Итог урока. Обобщение. (приложение 6) Ф Выставляю отметки. Ребята говорят об отличии звонких и глухих согласных звуков.
2 мин. Домашнее задание Готовы к выполнению задания Ф. Объясняю домашнее задание: № 55, упражнение 279 (отметить 3-4 слова, в которых имеются только звонкие согласные), объяснить знаки препинания в предложении с однородными членами предложения. Записывают задание в дневник