Цель - правильное правописание частиц.
Задачи:
1. Закрепить и углубить знания обучающихся о слитном, раздельном и дефисном правописании частиц.
2. Продолжить работу над развитием навыка слитного, раздельного и дефисного правописания частиц с разными частями речи; умения разграничивать значение частиц НЕ и НИ, союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО и ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО.
3. Активизировать работоспособность и познавательную деятельность на уроке русского языка; формировать орфографическую зоркость; развивать творческие способности обучающихся.
Оборудование: выставка творческих работ обучающихся, дидактические карточки, таблица “Правописание союзов”, карта звёздного неба.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя:
- Сегодня, ребята, у нас с вами будет необычный урок. Мы отправимся в экспедицию по галактике “Частицы”. Перед тем, как отправляться в путешествие, мы с вами на уроках русского языка изучили эту галактику в теории и сейчас нам предстоит проверить наши знания. На борту нашего корабля будут находиться эксперты-теоретики, которые будут помогать вам в решении сложных задач.
- Я буду главным пилотом управления, а вы все - членами экипажа, которые будут выполнять задания.
Чтобы не заблудиться в космосе, мы возьмем с собой карту звездного неба, на которой проложен наш маршрут. (Приложение 1)
Закройте глаза и представьте, что мы летим!(звук запуска космической ракеты).
1. Первая остановка “Планета Словарная”
Откройте глаза. На какую планету мы прилетели? Кто там обитает? Они нам помогут в нашей экспедиции.
Проводится словарная работа:
“Генерал, дежурный, биография, искусство, команда, экспедиция, хоккей, телефон, участник, коллектив, лаборатория, профессия, экземпляр, прогресс”
Самопроверка:
- Где мы можем проверить написание слов. Откройте стр. 253 учебника и проверьте.
- Сегодня мы узнаем еще одно новое слово: АКАДЕМИЯ. Кто объяснит лексическое значение слова? Составьте предложение с этим словом.
Эта планета успешно изучена, занимаем места и летим дальше!
2. Впереди “Звездная туманность” (разграничение частиц НЕ и НИ, союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО и ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ, ЗА ТО)
Продолжаем нашу экспедицию. Что нам встретилось? А почему эта туманность встречается в нашей галактике? Какое она имеет к нам отношение? Много тумана, но надо внести ясность! (выступление уч-ся).
- А теперь проверим, как вы усвоили этот материал.
На доске:
1. Что (бы) много знать, надо много учиться.
2. Кукушка хвалит петуха за (то), что хвалит он кукушку.
3. Знать и уметь не одно и то(же).
4. Солнце так (же) ярко светило, как и вчера.
5. Он хоть и молод, за (то) умен не по годам.
6. Что (бы) ты посоветовал мне почитать.
7. Мы так(же) отправились домой.
Выпишите номера предложений, где есть частицы.
Выполняется взаимопроверка.
3. Звезда “Морфемная” (слитное, раздельное и дефисное правописании частиц).
- От какого слова произошло название этой звезды?
- Что такое морфемы?
Работа по карточкам:
1 вариант: выпишите словосочетания, где частицы пишутся через дефис.
2 вариант: выпишите словосочетания, где частицы пишутся раздельно.
Карточка № 1
Раскройте скобки
Кое (что) интересное, откуда (либо) прибыть, сделал (бы),отвечай (же), если (б) мог, опять (таки) не пришёл, кого (то )попросил, а ну (ка) отними, кое (как) выучил, что (нибудь) интересное, что (бы) подарить, отвечай (же) скорее, ты (ли) это, что (либо) запомнить.
4. Астероид “Загадочный”.
Мы отправляемся дальше. Нам попадается на пути астероид “Загадочный”. Кто на нем живет и почему имеет такое название?
Мне встретились такие странные сочетания, помогите мне разобраться.
Е раз
1 вар Н ----
И разу
Е один
2 вар Н ----
И один
- Запишите предложения с этими сочетаниями.
- С этим заданием вы справились, посмотрим, как вы усвоили другие значения не и ни (Упр. № 905)
1 вариант: выписать предложения с частицей не
2 вариант: выписать предложения с частицей ни.
5. Комета “Капризная”. (правописание не с разными частями речи).
- Последнее космическое тело, которое нам предстоит исследовать- это комета “Капризная”. Почему же она такая капризная?
Игра “Четвертый лишний”
Найдите “четвертое” лишнее слово, раскрывая скобки, подчеркивая орфограммы и определяя части речи.
На доске:
1. (Не)ряха, (не)смотря на, (не)весело, (не)замечая
2. (Не)здоровится, (не)доумевая, (не)навидеть, (не)мы.
3. (Не)большой, (не)желтый, (не)труднее, (не)кожаный.
4. (Не)пора, (не)рад, (не)должен, (не)взирая.
5. (Не) у кого, (ни)откуда, (не)чего, (не)сколько.
6. ( Не)друг, (не)далеко,( не)скошенные поля, (не )отправленное мною письмо.
6. Подведение итогов: мы приземлились на космодроме. С какими трудностями вы столкнулись? Сделайте вывод о написании частиц.
7. Домашнее задание: упр. 909 или написать отзыв о нашей экпедиции.