Урок русского языка в 9-м классе по теме "Сложные предложения с различными видами связи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Обучающая – углубление представлений о структуре сложных предложений; совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;

Развивающая – развитие образного и логического мышления; овладение приемами учебной деятельности;

Воспитательная – воспитание любви к родному языку; привитие интереса к его познанию; развитие творческих способностей ученика.

Оборудование:

  • медиапроектор;
  • переносные доски;
  • листы на печатной основе;
  • произведение М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”.

ХОД УРОКА

1. Повторение. Беседа по вопросам:

- Какие виды сложных предложений вы знаете?

(Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные)

- какие виды связи в сложном предложении мы изучали?

(Сочинительная, подчинительная, бессоюзная)

2. Создание проблемной ситуации:

- всегда ли в текстах используются предложения только с одним видом связи?

3. Знакомство с теоретическим материалом. Работа с текстом (слайд №1)

Задание: прочитайте текст, который лежит на партах, ответьте на вопросы:

- каков стиль речи данного текста?

- определите автора и название произведения;

- какие синтаксические конструкции используются в тексте?

(Художественный стиль, отрывок из произведения М.Ю.Лермонтова “ Герой нашего времени”, повесть “ Тамань”, используются предложения с различными видами связи);

- почему автор использует такие предложения?

(Чтобы выразить более сложные мысли)

Вывод: такие предложения выражают более сложные мысли, а их использование в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

Учитель: Тема сегодняшнего урока “ Сложные предложения с различными видами связи” (слайд № 2)

Цель нашего урока (слайд № 3) - научиться находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, расставлять знаки препинания, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Вы, наверное, обратили внимание, что я не предлагаю вам открыть тетради и записать тему. У нас сегодня не обычный урок, а творческая лаборатория. Поэтому писать мы будем не в тетрадях, а на специально приготовленных листах на печатной основе. В конце урока каждый из вас сдаст мне наработанный материал и получит оценку.

4. Работа с эпиграфом к уроку.

Учитель: Первый текст, который мы прочитали на уроке, принадлежит перу замечательного русского поэта и писателя М.Ю.Лермонтова. Это не случайно (слайд № 4). Известно, что А.П.Чехов очень высоко ценил прозу Лермонтова: “ Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения. Так чтобы и учился писать”. Последуем же совету писателя: поучимся.

5. Работа с текстом (слайд № 5)

(на экране появляется отрывок из предложения произведения Лермонтова)

Задания к тексту:

  • прочитайте текст, назовите произведение (повесть “Бэла”);
  • какими синтаксическими конструкциями воспользовался автор? Какие типы и виды предложений преобладают в тексте?

(На экране появляется схема) (слайд № 6)

(В тексте предложения разных типов (простые и сложные), есть СПП и БСП, несколько предложений с различными видами связи – 4,6,7,8).

На экране появляется следующий слайд № 7

  • СПП;
  • БСП;
  • Простое;
  • сложное с различными видами связи;
  • простое;
  • сложное с различными видами связи;
  • сложное с различными видами связи ;
  • сложное с различными видами связи.

- Составьте схемы сложных предложений с различными видами связи и объясните пунктуации (слайд № 8).

(Два ученика работают на переносных досках, остальные – в тетрадях).

4. [ ], (куда…) : [ ], [ ].

6. [ ] : […, (которой…), … ].

7. [ ], и [ ], (что…) ; [ ].

8. [ ] , [ ], и [ ].

(Учащиеся сверяют свои схемы с теми, которые написаны на досках).

- Вставьте пропущенные буквы в тексте и сгруппируйте по орфограммам.

(Учащиеся работают самостоятельно).

- Назовите, какие орфограммы вы встретили в тексте, приведите примеры.

(Затем на экране появляется текст с выставленными буквами, ученики проверяют себя) (слайд № 9)

Вывод: использование предложений с различными видами связи – одна из отличительных особенностей стиля Лермонтова.

6. Самостоятельная работа с произведением Лермонтова “Герой нашего времени”

Задание: выпишите из романа Лермонтова по одному предложению подобного вида, составьте схему.

Проверка: 2-3 ученика рисуют схемы и читают предложения.

7. Работа с учебником (слайд № 10)

Учитель: мы научились находить сложные предложения с различными видами связи, а теперь давайте откроем учебники на стр. 109 и прочитаем материал, помещённый там, чтобы систематизировать сведения о таких предложениях.

- что нового вы узнали из учебника?

(Чтобы правильно понять смысл такого сложного предложения, нужно посмотреть из каких частей оно состоит, потому что два или даже три тесно связанных по смыслу предложения могут составлять одну сложную часть).

8. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

Задание: записать предложения, расставит знаки препинания, составить схемы.

  1. Когда я вошёл, все молчали: видно, говорили обо мне.
  2. (Когда…), [ ] : [ ].

  3. Мы расстаёмся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды.
  4. [ ] ; однако [ ], (что…) : [ ].

  5. Уже было поздно и темно, когда я снова отворил окно и стал звать Максима Максимыча, говоря, что пора спать; он что-то пробормотал сквозь зубы, я повторил приглашение – он ничего не отвечал.

[ ] , (когда…), (что…) ; [ ] ; [ ]- [ ] .

9. Конструирование текста.

Учитель: Сегодня на уроке мы работали с отрывками из произведения Лермонтова, выписывали предложения определённого вида из его романа, расставляли знаки препинания, составляли схемы. А теперь я предлагаю вам представит себя в роли великого писателя и поэта и поработать творчески.

Задание: перед вами фрагмент из произведения М.Ю. Лермонтова, в котором опущены все союзы, сложные слова, не расставлены знаки препинания и отсутствуют эпитеты. Ваша задача – восстановить текст (слайд № 11).

(Ученики работают самостоятельно на листах с текстом)

Проверка: 2-3 ученика читают восстановленный ими текст, затем на экране появляется оригинал (слайд № 12).

- как вы думаете, удалось ли вам восстановить авторский текст?

(Да, мы пытались, но у Лермонтова всё написано намного лучше, потому что он писатель).

Учитель: Мне кажется, что ваша работа тоже очень важна. Чтобы стать писателем, нужно много трудиться, работать со словами, потому что создание художественного произведения – это огромный труд, это работа, в которую автор вкладывает душу. Сегодня вы сделали лишь маленький шажок к постижению писательского ремесла. А дальше всё в ваших руках. Учитесь у великих писателей, трудитесь не покладая рук, и тогда всё у вас получится.

10. Подведение итогов урока

Учитель: Наш урок подходит к концу, и мне хотелось бы вновь вернуться к словам А.П. Чехова (слайд № 13)

(Учитель читает)

- Согласны ли вы со словами А.П. Чехова?

(Да, работая с произведением Лермонтова, мы повторили орфографические и пунктуационные правила, разобрали сложные предложения с различными видами связи) (слайд № 14).

Учитель: наша творческая лаборатория ещё раз доказала, что произведения Лермонтова – прекрасный материал для обучения русскому языку.

11. Оценки за урок.

12. Домашнее задание (слайд № 15)

Перелистайте ещё раз роман Лермонтова, найдите три предложения с различными видами связи, приготовьте карточку, где будут написаны предложения, не будут расставлены знаки препинания. Ваши карточки мы будем использовать в работе на следующем уроке.

Презентация