Развитие речи учащихся на уроках русского языка как один из этапов подготовки к выпускным экзаменам

Разделы: Русский язык


Предмет развития речи иногда неправомерно расширяют, включая в эту область методики формирование навыков правописания. Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая словесниками специально и в связи с изучением школьного курса (грамматики, словообразования, правописания) для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами (произносительными, лексическими, морфологическими, синтаксическими), а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

“Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью”. Эти слова А.И.Куприна кажутся наиболее актуальными сегодня, когда речевая культура испытывает сильный натиск жаргона и заимствованных слов. Ученикам всё труднее приходится выражать собственные мысли, отвечать связанно на уроках, писать рефераты, сочинения. Исправить это положение призваны мы, учителя русского языка и литературы, тем более, что выпускные экзамены в новой форме ЕГЭ требуют систематической подготовительной работы на всех этапах обучения, начиная с 5 класса. Ведь под развитием речи понимается и знакомство со средствами выразительности языка, лексическими, морфологическими средствами связи. Даётся понятие о теме, главной мысли текста, эпиграфе, использовании цитат, о роли заглавия в раскрытии основной идеи, о разнообразии лексики русского языка: о текстуальных, стилистических синонимах, об омонимах (омографах, омофонах, омоформах), о контанаминированном тексте. Всё сказанное выше можно заключить в высказывание Н.В.Гоголя: “Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его”. Эти слова самым лучшим образом определяют задачу учителя на уроках развития речи – помочь учащимся погрузиться в текст, понять его, написать по нему сочинение, высказав свою точку зрения по поставленным проблемам.

“Если мы хотим научить детей думать, то прежде всего должны научить их придумывать”, - писал Джанни Родари. Известно, что развитие речи теснейшим образом связано с развитием интеллекта. На основе языка развивается логическое мышление, поэтому при изучении грамматики, да и всего курса родного языка важно уделять внимание выработке операций анализа, синтеза, сравнения, дифференциации, классификации единиц языка. Эти операции важны в процессе речевого выбора – выбора точного слова, выбора, пусть и неосознанного, подходящей структуры предложения, выбора стиля общения и типа речи. Однако важно помнить, что развитие интеллекта не исчерпывается лишь развитием логического мышления. К сожалению, в методике наметился крен в сторону сведения такого многомерного понятия, как интеллектуальное развитие, к развитию логического мышления. Средствами языка. Между тем известно, что в структуре интеллекта выделяется не только логическое, но и образное мышление, чувство языка (языковая интуиция), а потому, развивая мышление средствами языка, следует иметь в виду все когнитивные способности мозга и особенности речевой деятельности.

Развитие речи сопряжено с развитием памяти, поскольку для эффективной речевой деятельности надо запоминать написание многих слов, обогащать словарь, помнить значение слов. Важно удерживать в памяти и быстро извлекать из неё большое количество речевых оборотов, так называемых клише и стереотипов, которые мы используем почти не задумываясь в типичных ситуациях общения. Но главное здесь – это насыщение “творческой “ памяти, памяти культуры (по выражению Д.С. Лихачёва) художественными словесными образцами “высокой духовности”, которые часто цитируются и узнаются при общении.

С развитием речи развивается и сфера нравственности, чувств и эмоций. Нравственное просвещение невозможно без слова. Эмоциональное развитие личности также связано с развитием речи, а именно с развитием таких сторон языковой способности, как чувство языка (умение неосознанно, но правильно пользоваться речью), языковая интуиция, восприимчивость к выразительности речи, к оттенкам поэтической речи, к тонким нюансам многозначности слова.

Сила воздействия слова на поступки людей так велика, что, обучая речи, следует обращать внимание и на развитие волевых качеств личности. Важно вырабатывать умение убеждать и доказывать, просить и отказывать, прощать и соглашаться, вести дискуссию, идти на компромисс в ходе общения. Проблема воспитания толерантности сегодня становится одной из важнейших в процессе развития языковой личности, в процессе речевого развития ребёнка.

Начиная с 5 класса, провожу большую работу по развитию речи, по выработке умения правильно воспроизвести текст, предложенный для изложения. Работаю по учебному комплексу В.В.Бабайцевой, в котором есть специальный учебник “Русская речь”, предназначенный для развития речи.

Вот, например, как можно приготовить учащихся к сочинению по сюжетным картинкам о черепахах и медвежонке. Сначала рассматриваем картинки, затем рассказываем о том, что увидели. Следующий этап - это составление плана. Обычно для сочинения сложный план.

1. Что видим на рисунках.

2. Несостоявшаяся встреча медведя и черепах.

А) Песчаный островок.

Б) Любопытный медведь.

В) Играющие черепахи.

Г) Медведь бежит к ним, а они от него.

Д) Так хотелось поиграть!

3. Очень жаль.

Следующий этап – это словарная работа. Совместно с учащимися создаём словарную работу. В этот период подготовки и раскрывается речевое развитие учащихся, их креативные возможности, воображение.

Вот пример созданной словарной работы.

Однажды на песчаном острове, росли , маленькие ёлочки, медведь, видит, наблюдал за ними, черепахи, между собой, побежал, к ним, испугались его, закрылись панцирями, скатились в воду, растерялся, плавали, возле берега, смотрел на них, было очень жаль, а могло быть иначе, могли подружиться друг с другом.

Ведь для нас не секрет, что некоторые учащиеся затрудняются в написании сочинения, это объясняется и неумением составить связный рассказ, достаточно малый запас слов. А такая словарная работа помогает учащемуся без затруднений написать сочинение, правильно разделить его на абзацы (это из требований экзаменационных работ), построить правильно предложения, соблюсти последовательность изложения материала. Даже слабый учащийся справиться с данным заданием.

Следующий этап – устный рассказ сочинения с использованием плана и набранных ключевых слов.

Обязательно требую черновики. Некоторые не хотят писать на черновиках, но приходится убеждать, что они необходимы, так как можно изменить текст, поработать над грамотностью.

Считаю, что такая методика подготовки наиболее приемлема. Она позволяет расширять речевые возможности учащихся, после такой подготовительной работы сочинение напишет даже самый слабый учащийся. Вся подготовительная работа проводится на левой стороне тетради, она также служит и для работы над всеми видами ошибок, не только орфографическими, пунктуационными, но и речевыми, логическими и фактическими. Учащийся видит исходный текст и пишет исправленный вариант предложения, иногда требующий абсолютного изменения. Также можно предложить ответить на вопрос, почему черепашки не захотели играть с медвежонком. Таким образом учащиеся учатся формулировать и высказывать свою точку зрения на данную тему.

Особое место в системе развития речи учащихся занимают изложения. Есть такие изложения с продолжением, когда текст обрывается на самом интересном месте и когда надо продолжить повествование. Встаёт вопрос , что будет дальше, и надо самостоятельно найти разумное и справедливое решение проблемы, ответ на вопрос, поставленный в тексте, и завершить рассказ.

Такой переход от чтения к “соавторству” мобилизует необходимость серьёзно продумать и прочувствовать текст, пытаться предвидеть развитие событий, найти выход из сложной ситуации и суметь выразить всё это своими словами. Причём искать решение надо в условиях неопределённости, неоднозначности ситуации. И требует это решение не только понимания текста, но и проявления самостоятельной нравственной позиции, работы продуктивного творческого воображения и развития способности самостоятельно формулировать свои мысли. При этом предполагается отсутствие ограничений в выборе ответов – правильные ответы могут быть различными. Совсем не обязательно, чтобы их ответы совпадали с авторскими.

Учитель получает содержательную информацию об уровне интеллектуального, нравственного, речевого и эстетического развития детей: их ответы отражают эти уровни, как в зеркале.

Опыт показывает, что проявляют к заданиям такого рода повышенный интерес, выражают желание делать их ещё раз и ещё. Вот один из примеров.

Котята на войне.

(Отрывок из книги В. Гроссмана “Годы войны”.

Ночевали мы в лесу, в палатке дивизионного медсанбата. Утром мы увидели странную картину: по лесу от одной палатки медсанбата к другой санитары несли раненого. На носилках, умостившись у ноги раненого, путешествовали, чинно покачиваясь, два котёнка.

Когда мы вошли в палатку, то увидели такую картину: раненые, лёжа на носилках и на траве, наблюдали, как девушка – санитарка дразнила котят еловой веткой. Котята проделывали всё, что им положено в таких случаях: крались на брюхе, шли боком, распушив хвосты, прыгали вверх всеми четырьмя лапами, сталкиваясь в воздухе, валились на спину, били хвостами.

Я посмотрел на раненых, вышедших час – два тому назад из боя. Их гимнастёрки и бельё были истерзаны смертельным железом, залиты чёрной, запекшейся кровью. Но их серые, землистые лица мучеников улыбались. Видимо, было необычайно значительно и важно то, на что они смотрели. Они видели смерть, и вот они увидели жизнь: ведь это говорило об их детстве и об их детях, о доме, отвлекало от страданий и крови.

Не улыбалась только девушка – санитарка.

Задание: Напишите, как вы понимаете поведение санитарки.

Ответ.

То была нужная работа, лечебная процедура. И право же, сколько нежного и тонкого женского ума нужно, чтобы, живя в восьми – десяти километрах от боя, вечно двигаясь, возить с собой этот живой инвентарь, для того чтобы вызвать улыбку на обескровленных губах.

Изложения такого характера готовят учащихся к ЕГЭ, к зкзамену в 9 классе по новой форме. Изложение учащиеся пишут без особого труда, затруднение вызывает часть С, сочинение – рассуждение.

Следует целенаправленно развивать на уроках русского языка диалогическую и монологическую речь учащихся; формировать умения рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, делать вывод; учить любой диалог вести этически корректно. Для развития подобных умений решающее значение имеет проблематика текстов, предъявляемых для анализа на уроках русского языка. Вот некоторые проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам на ЕГЭ.

Проблемы семьи: проблема памяти о своих истоках, о своём детстве, (почему детство – важнейший этап жизни человека, почему нельзя забывать родной дом).

Проблемы экологии: проблема развития и сохранения русского языка (портится или обогащается язык благодаря заимствованиям), проблема влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния, проблема восприятия человеком природы как живой материи, нужно ли заботиться о ней.

Человек и общество: проблема несправедливости социального устройства общества (естественно ли деление людей на богатых и бедных, правильно ли устроено общество, отчуждённости мира богатых и сытых от мира бедных и голодных, проблема внутреннего противостояния искушению изобилием, могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться, проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов. Проблема нравственной прочности человека (почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?), ответственность человека перед самим собой и обществом (может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?).

Кстати, в этом году именно такой и была проблема в части С в 11 классе.

Учащиеся должны определить основные проблемы текста, позицию автора, высказать своё отношение к данным проблемам, при этом, правильно разделив своё высказывание на абзацы, последовательно изложить свою точку зрения, приведя 2 – 3 собственных аргумента.

Как же готовить к такому сочинению?

Это прежде всего работа с текстом.

В условиях классно – урочной системы текст должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, а также должен предоставить необходимый фактический и языковой материал для создания собственного речевого высказывания (смысловая информация, структура и набор языковых средств).

Учащийся должен уметь вступить в диалог, это является показателем общей культуры личности. Поэтому на уроках необходимо целенаправленно вести работу по обогащению словарного запаса учащихся, не только на уроках русского языка, но и на предметах филологического цикла, необходимо усилить межпредметную связь.

Также важно признать необходимость теоретических лингвистических знаний для успешного формирования практических речевых умений.

Любое произведение стоит, образно говоря, “на четырёх китах”: это формула из лингвистического портфеля.

  • П = Т + И + П + Ф
  • П – произведение;
  • Т – тема ( о чём?);
  • И – идея (зачем? с какой целью? что автор хотел сказать?);
  • П – проблема (проблематика);
  • Ф – форма (средства, какими автор достигает цели).

Таким образом, подготовка к сочинению представляет собой комплексный анализ текста: лингвистический, речевой, стилистический, при котором ученики вступают в диалог с автором.