Цели урока:
- Пополнить знания учащихся сведениями из истории создания Т.п.
- Дать понятие об определении окончаний существительных ед. ч. 1 склонения в Т.п.; предлогах Т.п. и о том, каким членом предложения являются существительные в Т.п.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, людям, занимающимся работой, творчеством.
Оборудование:
- Учебник А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс.
- Картинка к словарному слову «лопата».
- Памятка вопросов и окончаний существительных в Т.п.
- Памятка правописания гласных в окончаниях существительных после шипящих согласных ж, ш, ч, щ, ц.
- Кроссворды для работы в группах.
Ход урока:
1. Минутка чистописания: е и ё
2. Орфографическая минутка:
- Что мы учились писать в именах существительных разных падежей? (безударные окончания)
- В каких падежах были окончания е, и?
- Распределите слова в 3 колонки (1 человек у доски, остальные в тетрадях):
Р.п. Д.п. П.п.
Запись под диктовку учителя:
В корзине, из аптеки, к копеечке, на картине, у дороги, по литературе.
- Выделите окончания.
- Что объединяет эти слова? (существительные единственного числа, 1 склонения; слова из словаря)
- Проверим написание существительных с безударными окончаниями в Р., Д., П. падежах.
Р.п. | Д.п. | П.п. |
из аптеки | к копеечке | в корзине |
у дороги | по литературе | на картине |
- Кто распределил слова в три колонки также?
- Проверим окончания существительных.
- Проверим написание словарных слов.
- Что нужно знать, чтобы правильно писать окончания существительных? Выберите правильный ответ:
- Число.
- Склонение.
- Падеж.
- Число, склонение, падеж.
Вывод: Чтобы правильно написать окончания существительных нужно определить число, склонение и падеж.
3. Словарная работа:
Загадка:
Я землю копала - ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)
- Объясните значение слова « лопата».
Лопата – ручное орудие для копания, сгребания с рукояткой и с широким плоским отточенным концом.
– Подберите и запишите родственные слова, выделите общий корень.
Лопата, лопатка, лопаточка.
- Как образованы эти слова?
– Поставьте ударение, выделите безударную гласную в корне слов.
– Выпишите словосочетания в таком порядке:
- прил. + сущ.
- гл. + сущ.
- сущ. + сущ.
Проверка. Соедините правильно стрелочками:
- прил. + сущ. копать лопатой
- гл. + сущ. борода лопатой
- сущ. + сущ. железная лопата
- В каком словосочетании использованы средства выразительности русского языка?
(Звучит образнее, выразительнее «борода лопатой»)
- Это скрытое сравнение. Что оно означает?
(Широкая борода как лопата)
- Определите окончания и падеж слова «лопата».
4. Работа над новой темой.
- На уроке мы будем учиться писать окончания существительных единственного числа 1 склонения Т.п.
Памятка: Т.п. кем? чем? - ой, - ей
- Подумайте, почему этот падеж назвали творительным?
- От какого слова произошло название падежа? (от слова «творить»)
- Подберите синонимы к этому слову. (создавать, делать, совершать, осуществлять)
- С тем, - заявил Творительный,
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно
Относится к труду.
Творительный падеж в русской грамматике назван так потому, что одним из его значений было такое: орудие, которым что-нибудь делают. У нас в старину иногда его называли орудийным (орудным).
Труд учеников – учёба в школе и дома. Орудия учеников: ручка, карандаш, линейка, кисточка. В Т.п.: пишем ручкой, чертим карандашом, рисуем кисточкой.
5. Работа в группах.
- Разгадайте кроссворд, определите, какими предметами можно что-то делать- «творить». (Приложение)
- Землю копали…
- Бревно распиливали…
- Болт закручивали…
- Суп ели…
- Макароны ели…
- В каком падеже стоят существительные? (в Т.п.)
- Как вы это определили? (по вопросу чем?)
- В каком слове не сомневались, какое окончание надо писать? (в слове «пилой»)
- Почему? (окончание ударное)
- Как пишутся слова с безударным окончанием? (так же, как с ударным)
6. Закрепление.
1) -Что ещё помогает правильно определить падеж существительных? (предлоги)
- Вставьте предлоги:
- л…тели _ _ _ пашней
- п…т…мнело _ _ _ _ _ гр…зой
- ж…л _ _ _ М…сквой
- с…дел _ Таней
- п…гоня _ _ л…сиц…й
Проверка:
- над
- перед
- под
- с
- за
2) - Объясните орфограммы в словах.
-Буква в окончании в слове «лисиц…й» пропущена. Как вы думаете, какую гласную нужно вставить е или и? (мнения детей)
- Правописание гласных в окончаниях существительных после шипящих согласных ж, ш, ч, щ, ц особый случай.
-Прочитайте слова. Попробуйте догадаться, когда пишется е, а когда о.
- тучей
- крышей
- овцой
(е – безударная гласная, о – под ударением).
- Поставьте ударение.
(окончание безударное, значит, лисицей)
7. Физкультминутка.
8. Работа над предложением.
- Убираем первый предлог «над», читаем слово по вертикали: роса.
- Определите склонение этого слова.
- Поставьте слово в Т.п. (чем? росой)
Запись предложения под диктовку:
Росой окропились цветы на лугах.
Толкование слова «окропились»: кропить – слегка обрызгивать.
Разбор предложения по членам.
- Каким членом предложения является существительное Т.п. «росой»? (дополнением).
Вывод: Существительное Т.п. в предложении является второстепенным членом.
9. Работа по учебнику А.В.Поляковой «Русский язык» 3 класс.
Правило с. 41
Упражнение 346.
- Прочитайте задание.
- Составьте устно предложения, используя существительные 1 склонения Т.п.
Учитель делает на доске запись:
- водой
- бумагой
- луной
- с лапшой
- тучей
- удочкой
- под землёй
- Назовите слова с ударным окончанием.
- Остальные слова с безударным окончанием.
Запись предложений по вариантам: 1 вариант с ударным окончанием существительных, 2 вариант с безударным окончанием существительных.
- Выделите окончания.
Проверка.
10. Итог урока.
- Существительные какого падежа мы изучали на уроке?
- С какими предлогами употребляются существительные Т.п.?
- Как определить окончания имен существительных ед. ч. 1 скл. Т.п.?
- Каким членом предложения являются существительные Т.п.?
11. Домашнее задание: упражнение 352.