Цель урока: закрепление орфографического навыка определения видов орфограмм и правильного выбора их написания, умение членить слова на морфемы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Фронтальный опрос.
- Ребята, сегодня на уроке мы повторим орфограмму «Правописание б/г в корне слова».
- В каком разделе русского языка изучается эта орфограмма? (Орфография)
- Что такое орфография? (Раздел лингвистики, изучающий правила написания слов).
- А какие разделы русской орфографии вы знаете? (Правописание морфем, слитные, дефисные и раздельные написания ,употребление прописной и строчной букв, перенос слов).
- Возвращаясь к теме урока «Безударная гласная в корне», скажите, в каком из перечисленных разделов изучается данная тема? (Правописание морфем).
- Назовите морфемы.
III. – А сейчас мы решим орфографическую задачу. Из данных морфем необходимо составить слова.
- –ся, -ближ-, при-, -а-, -л-. (приближается)
- –ый, -ост-, -жал-, без-, -н-.(безжалостный)
- –сь, -каз-, -а-, по-, -л-, -о. (показалось)
- Выделите корни в словах. Ответьте на вопрос, в каком положении может находиться гласная в корне слова? Что можно сказать о правописании гласных в выделенных корнях? Объясните написание б/г в корне.
IV. –Ребята, вспомните, с каким видом письма в работе с морфемами мы познакомились? (Поморфемное письмо).
- Что такое поморфемное письмо? (Деление слова на морфемы по ходу его написания.)
- Запишите, используя поморфемное письмо.
- Объясните правописание корней
- Что объединяет эти пословицы?
- Как вы понимаете их смысл?
V. - Ребята, почему нам не нравится, когда мы читаем письмо текст с ошибками? Итак, внимание на доску.
- Можно ли сказать, что его написал грамотный человек? (Нет, потому что…)
- Что затрудняет чтение и понимание текста? (Ошибки.)
- Что важно знать, чтобы правильно писать и говорить? (Правила.)
- Известный ученый-языковед, наш соотечественник, Лев Владимирович Щерба, говорил: «Писать безграмотно – значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо это…»
- О чем сказал знаменитый ученый? (О том, что нужно учиться правильно говорить и писать.)
- А теперь запишите его в соответствии с орфографическими правилами.
- Прочитаем, как правильно нужно записать это стихотворение.
- Какие орфограммы кроме б/г в корне вам встретились?
VI. Сейчас мы с вами проведем цифровой диктант и еще раз проверим ваши знания в распознавании орфограмм.
- Б/г пров./непров.
- Согл. Пров./непров.
- Непроизн. Согл.
- И, а, у, после шипящих
Земля, колосок, чаща, чувство, веселые, березка, голубка, автобус, хлеб, ширь, лесной, солнце, жизнь (1,1,4,3,1,1\2,1\2,2,2,4,1,3,4).
-Ребята, в этом диктанте вас какие-нибудь слова удивило? (Березка, голубка.) Чем? (Две орфограммы.)
VII. - Ребята, вспомните, что такое морфемная модель? (Схема слова, в которой указывается общая морфема для определенной части речи.)
- Пользуясь следующими морфемными моделями, докажите, что суффикс несет информацию о лексическом значении слова, подсказывает какой частью речи оно является; окончание указывает, в какой форме слово употреблено.
- Придумайте по два слова к каждой морфемной модели. (Беловатыми, голубоватыми, тигрятам, котятам.)
- Выделите корни, объясните написание гласных в корне.
VIII. Наступила осень, и деревья поражают нас разнообразием красок. Мы любуемся ими, и с удовольствием собираем разноцветные листья. Посмотрите за окошко, какая в этом году красивая осень.
- Послушайте стихотворение.
- Какое настроение создает это стихотворение?
- Нравится? Красивая? Что это за ягоды?
- Почему я вам показываю именно рябину?
- Какое настроение создает эта картинка и текст?
- Сопоставьте их и напишите мини-сочинение в 4-5 предложениях. (Зачитать 2-3 работы.)
IX. Подведение итогов урока.
- Орфограммы какой морфемы мы с вами сегодня повторили? Назовите их. (корня; б/г, согл.)
- Какие морфемы еще вспомнили?
- Итак, для чего же нужно грамотно писать и говорить? (Чтобы тебя понимали, грамотная речь формирует эстетический вкус.)
X. Оценки за урок с комментариями.
Домашнее задание. Параграф № 17 упр. 105.