Урок "Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам"

Разделы: Русский язык


Цели урока: повторить ранее изученные сведения о сложносочиненном предложении; дать понятие об основных группах сложносочиненных предложений по значению и союзам; совершенствовать навык постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях.

Оборудование: учебный комплекс “Русский язык. Теория. 5-9 кл.” В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова; “Русский язык. Практика. 9 класс”/ Под ред. Ю.С.Пичугова.

Ход урока:

1. Орфографическая пятиминутка.

Удивительный эпиграф, поразительная декорация, декоративные растения, выразительная интонация, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, бессоюзная связь.

- Каким способом подчинительной связи связаны слова в данных словосочетаниях? (Согласование.)

- Какие способы подчинительной связи вы еще знаете? Приведите примеры.

2. Проверка домашнего задания.

а) Два ученика у доски выполняют синтаксический разбор предложений из домашнего упражнения №28.

б) Беседа с классом:

  • Какие предложения называются сложными?
  • Какие виды сложных предложений вы знаете?
  • Какие предложения называются сложносочиненными?
  • Какие предложения называются сложноподчиненными?
  • Какие предложения называются бессоюзными?
  • Какого вида сложных предложений нет в домашнем упражнении? (Нет сложносочиненных предложений.)
  • А сочинительные союзы есть в тексте? Назовите их. (И, не только – но и, а.)
  • Что соединяют сочинительные союзы в данных предложениях? (Однородные члены предложения.)
  • А для чего еще используются сочинительные союзы? (Для связи простых предложений в составе сложного.)
  • Вот о таких предложениях, в которых простые связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами, мы сегодня и поговорим.

3. Изучение нового материала.

а) Запись предложений для анализа. (Предложения записываются под диктовку в тетради и на доске.)

1) Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким. (И.Тургенев.) 2) В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога. (С.Бабаевский.) 3) Солнце скрылось за облаком, и на пашни легла тень. (С.Антонов.) 4) Небо над березовой рощей порозовело, но солнце ещё не показывается. (С.Антонов.) 5) То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка. (В.Короленко.) 6) Либо арба возит дрова, либо сама идет на дрова. (Пословица.)

б) Вопросы и задания классу:

  • Подчеркните главные члены предложений. Расставьте необходимые знаки препинания.
  • Определите, какие это предложения. Почему вы решили, что это сложносочиненные предложения?
  • Назовите союзы, которые связывают части сложносочиненных предложений. Какие это союзы: сочинительные или подчинительные?
  • На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?
  • Как определить значение союза да?
  • Как происходят события (явления) в 1, 2, 3 предложениях? (В 1 и 2 – одновременно, в 3 – одно за другим.) Какими союзами эти смысловые отношения выражаются?
  • На какие смысловые отношения указывают союзы в 5 и 6 предложениях? (В 5 – чередование явлений, в 6 – возможность одного явления из двух.)

Вывод учителя: по союзам и значению ССП делятся на 3 группы: 1) ССП с соединительными союзами, 2) ССП с противительными союзами, 3) ССП с разделительными союзами. При этом смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав ССП, могут быть весьма различны, разнообразны.

 

в) Работа с учебником.

  • Прочитайте самостоятельно параграф №203.
  • Оформите данный в параграфе материал в виде таблицы “Группы ССП”, приведите примеры.
ССП

с соединительными союзами

ССП

с противительными союзами

ССП

с разделительными союзами

И, да, да и, а (в значении и), тоже, также Но, а, да (в значении но), однако, зато Или (иль), либо,

то-то, то ли – то ли

Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю. (А.Куприн.) Все проходит, да не все забывается. (И.Бунин.) То ли гречка цветет, то ли речка течет… (Н.Рыленков.)

4. Закрепление материала.

а) Задание: замените, где это возможно, в записанных предложениях сочинительные союзы синонимичными, используя таблицу. Прочитайте предложения.

б) Выполнение упражнения №31.

5. Словарная работа.

  • Запишите в словарик слово неприхотливый.
  • Как вы понимаете лексическое значение этого слова?
  • Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова. В словаре есть значение слова прихотливый – 1.Капризный, с прихотями, причудами. Прихотливая девица. 2. Причудливый, затейливый. Прихотливая фантазия.
  • Составьте сложносочиненное предложение с этим словом, подчеркните основы, выделите союз и определите вид ССП по значению союза.

6. Подведение итогов урока.

  • С какими группами ССП мы сегодня познакомились?
  • На основании чего ССП делятся на группы?

7. Домашнее задание. § 203, упражнение №32.