Повторительно-обобщающий урок по теме "Деепричастие. Трудно или легко?" в классе со смешанным национальным составом

Разделы: Русский язык


Задачи:

  1. Повторить и обобщить материал, изученный по теме “Деепричастие”.
  2. Продолжать формировать навык постановки запятой при деепричастии и деепричастном обороте.
  3. Развивать умение использовать деепричастия в речи.
  4. Совершенствовать речевой слух при анализе предложений с деепричастными оборотами.
  5. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку как языку межнационального общения.

Ход урока

I. Орфографическая разминка.

Слова перила, контейнер, скатерть, атмосфера, эскалатор, карниз, терраса, кросс, экскаватор, квартира, лазурь, трибуна расположите в алфавитном порядке.

II. Выборочный диктант.

Среди сосен показывается лыжник, стремительно слетает с холма, поднимая снежную искрящуюся пыль, взбирается на другой и скатывается уже с него, чтобы взобраться на третий и так бежать вдоль моря то появляясь, то исчезая.

Таня сразу узнает его, прячется за угол дома и, всхлипывая, следит за ним. Она уже ничему не верит и, когда лыжник исчезает в лесу, идет, вытирая слезы, посмотреть, остались ли после него следы.[Р. Фраерман]

  • Выпишите деепричастия в столбик, определите вид.
  • Запишите вопрос, на который отвечают эти деепричастия.

Что делая?
Поднимая.
Появляясь.
Пропадая.
Всхлипывая.
Вытирая.

  • Образуйте от этих деепричастий деепричастия совершенного вида, запишите их с частицей не во второй столбик. Запишите вопрос, на который отвечают эти деепричастия. Как пишется НЕ с деепричастиями?
  • Разберите по составу последние слова в каждом столбике. (Попутное повторение - корень с чередованием тер-тир).
  • Какие еще корни с чередованием гласных е-и вы знаете? Найдите слово с такой орфограммой в тексте диктанта. Почему в корне этого слова пишется и?

III. Упражнение на совершенствование речевого слуха.

Чтение первого предложения текста.

– Послушайте предложение. Сколько запятых вы поставите в этом предложении? Почему? Что вы выделили? Что такое деепричастный оборот? Как он выделяется интонационно? Чем является в предложении?

Запись предложения на доске и в тетради, обозначение деепричастий и деепричастных оборотов как членов предложения, морфологический разбор слова поднимая.

  • Для самых внимательных и смышленых!

– Найдите еще одно слово с чередованием, которое зависит от суффикса а.

Поднимая

IV. Физкультпауза.

Игра с мячом.

– Образуйте деепричастия от глаголов.

Дышать, узнать, сказать, накормить, грохотать, а дальше сложнее!- крутить, достичь, брать, взять, волноваться, улыбнуться. Как называются деепричастия с суффиксом – СЯ?

V. Конструирование предложений.

– Из данных слов составьте предложения так, чтобы в каждом из них было деепричастие, образованное от одного из глаголов.

– В какой форме записаны слова? Найдите глаголы.

1. Дойти, река, мы, устроить, привал. До.

2. Подъезжать, пассажиры, вещи, собирать, стали, станция, к.

3. Набрать, скорость, поезд, горный, приближаться, перевал, к, быстро.

– Возможны ли разные варианты предложений?

VI. Редактирование предложений.

1.Засидевшись очень поздно в гостях, последний трамвай уже ушел.

2. Вскоре, перевалив через последнюю гору, перед нами открылся заповедник “Столбы”.

3. Затормозив у станции, я вышел из вагона.

4.Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.

5. Играя на рояле, мне пришла в голову мысль.

6.Я, взяв рюкзак, и надел кеды.

Работа выполняется устно, затем в тетрадях записываются от одного до трех исправленных предложений.

VII. Лингвистические диалоги.

Дети задают друг другу вопросы по теме, работают парами. Две пары у доски.

– Чей диалог интереснее?

VIII. Сочинение-миниатюра “Слушая музыку…”.

Звучит инструментальная музыка, дети пишут в тетрадях три-четыре предложения с деепричастиями и читают их вслух.

IX. Рефлексия.

1. Сегодня на уроке вам было трудно или легко? А изучать деепричастие - трудно или легко?

2. Поставьте себе оценку за урок. Кто поставил себе 5? 4? 3?

3. Давайте попробуем выразить настроение, с которым вы уходите с этого урока

Поместите на доске рожицы. Это вы! И я с вами!(Для рефлексии использую программу, составленную учителем информатики Онапа Татьяной Александровной [приложение 1] )

4. Что нас всех объединило? Благодаря чему мы, люди разных национальностей, общаемся, понимаем друг друга?

Конечно, это русский язык. Послушайте, как сказал об этом киргизский писатель Чингиз Айтматов: “Русский язык сыграл роль языка-моста, соединившего художественные берега народов, которые незадолго до этого не знали о существовании один другого”.

А вот высказывание чукотского писателя Юрия Рытхэу: “Через русский язык люди, ограниченные кругозором степи, тундры, тайги, открыли для себя пути в сокровищницу передовой русской и мировой литературы”.