Задачи:
- Повторить и обобщить материал, изученный по теме “Деепричастие”.
- Продолжать формировать навык постановки запятой при деепричастии и деепричастном обороте.
- Развивать умение использовать деепричастия в речи.
- Совершенствовать речевой слух при анализе предложений с деепричастными оборотами.
- Воспитывать уважительное отношение к русскому языку как языку межнационального общения.
Ход урока
I. Орфографическая разминка.
Слова перила, контейнер, скатерть, атмосфера, эскалатор, карниз, терраса, кросс, экскаватор, квартира, лазурь, трибуна расположите в алфавитном порядке.
II. Выборочный диктант.
Среди сосен показывается лыжник, стремительно слетает с холма, поднимая снежную искрящуюся пыль, взбирается на другой и скатывается уже с него, чтобы взобраться на третий и так бежать вдоль моря то появляясь, то исчезая.
Таня сразу узнает его, прячется за угол дома и, всхлипывая, следит за ним. Она уже ничему не верит и, когда лыжник исчезает в лесу, идет, вытирая слезы, посмотреть, остались ли после него следы.[Р. Фраерман]
- Выпишите деепричастия в столбик, определите вид.
- Запишите вопрос, на который отвечают эти деепричастия.
Что делая?
Поднимая.
Появляясь.
Пропадая.
Всхлипывая.
Вытирая.
- Образуйте от этих деепричастий деепричастия совершенного вида, запишите их с частицей не во второй столбик. Запишите вопрос, на который отвечают эти деепричастия. Как пишется НЕ с деепричастиями?
- Разберите по составу последние слова в каждом столбике. (Попутное повторение - корень с чередованием тер-тир).
- Какие еще корни с чередованием гласных е-и вы знаете? Найдите слово с такой орфограммой в тексте диктанта. Почему в корне этого слова пишется и?
III. Упражнение на совершенствование речевого слуха.
Чтение первого предложения текста.
– Послушайте предложение. Сколько запятых вы поставите в этом предложении? Почему? Что вы выделили? Что такое деепричастный оборот? Как он выделяется интонационно? Чем является в предложении?
Запись предложения на доске и в тетради,
обозначение деепричастий и деепричастных
оборотов как членов предложения,
морфологический разбор слова поднимая.
Для самых внимательных и смышленых!
– Найдите еще одно слово с чередованием, которое зависит от суффикса а.
Поднимая
IV. Физкультпауза.
Игра с мячом.
– Образуйте деепричастия от глаголов.
Дышать, узнать, сказать, накормить, грохотать, а дальше сложнее!- крутить, достичь, брать, взять, волноваться, улыбнуться. Как называются деепричастия с суффиксом – СЯ?
V. Конструирование предложений.
– Из данных слов составьте предложения так, чтобы в каждом из них было деепричастие, образованное от одного из глаголов.
– В какой форме записаны слова? Найдите глаголы.
1. Дойти, река, мы, устроить, привал. До.
2. Подъезжать, пассажиры, вещи, собирать, стали, станция, к.
3. Набрать, скорость, поезд, горный, приближаться, перевал, к, быстро.
– Возможны ли разные варианты предложений?
VI. Редактирование предложений.
1.Засидевшись очень поздно в гостях, последний трамвай уже ушел.
2. Вскоре, перевалив через последнюю гору, перед нами открылся заповедник “Столбы”.
3. Затормозив у станции, я вышел из вагона.
4.Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
5. Играя на рояле, мне пришла в голову мысль.
6.Я, взяв рюкзак, и надел кеды.
Работа выполняется устно, затем в тетрадях записываются от одного до трех исправленных предложений.
VII. Лингвистические диалоги.
Дети задают друг другу вопросы по теме, работают парами. Две пары у доски.
– Чей диалог интереснее?
VIII. Сочинение-миниатюра “Слушая музыку…”.
Звучит инструментальная музыка, дети пишут в тетрадях три-четыре предложения с деепричастиями и читают их вслух.
IX. Рефлексия.
1. Сегодня на уроке вам было трудно или легко? А изучать деепричастие - трудно или легко?
2. Поставьте себе оценку за урок. Кто поставил себе 5? 4? 3?
3. Давайте попробуем выразить настроение, с которым вы уходите с этого урока
Поместите на доске рожицы. Это вы! И я с вами!(Для рефлексии использую программу, составленную учителем информатики Онапа Татьяной Александровной [приложение 1] )
4. Что нас всех объединило? Благодаря чему мы, люди разных национальностей, общаемся, понимаем друг друга?
Конечно, это русский язык. Послушайте, как сказал об этом киргизский писатель Чингиз Айтматов: “Русский язык сыграл роль языка-моста, соединившего художественные берега народов, которые незадолго до этого не знали о существовании один другого”.
А вот высказывание чукотского писателя Юрия Рытхэу: “Через русский язык люди, ограниченные кругозором степи, тундры, тайги, открыли для себя пути в сокровищницу передовой русской и мировой литературы”.