Обобщающий урок по теме "Лексика"

Разделы: Русский язык


Цели: закрепление понятий о лексикологии как разделе науки о языке;

  • Повторить лексическое и грамматическое значения слов, переносное и прямое значения, многозначные и однозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы;
  • их употребление в речи и в произведениях А.С.Пушкина.
  • Показать богатство, выразительность, гибкость русского языка.
  • Воспитание любви к родному языку, развитие навыков анализа текста.
  • Комплексное повторение.
  • Развитие творческих способностей и логического мышления учащихся..

Оборудование урока

Словари, портрет А.С.Пушкина, графопроектор, компьютерная презентация (Приложение 1).

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, самое ценное, может быть,- язык. Наш “народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью”.(А.Н.Толстой) “Великий русский поэт А.С.Пушкин,- считает В.Г.Пушкин,- является основоположником русского литературного языка”(слайд2 ).

Чтобы правильно и красиво говорить, писать, необходимо изучать русский язык, пополнять свой словарный запас.

В каком разделе русского языка изучается словарный состав языка?

III. Объявляется тема урока

Обобщающий урок по теме “Лексика.”

Эпиграф читается учителем или подготовленным учеником (слайд 1)

Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, … послушен, ловок и вместителен.
А.И.Куприн.

Явился Пушкин, и русский язык обрел новую … силу, прелесть, гибкость, богатство.
В.Г.Белинский

Слово учителя. С детских лет мы знакомимся с сказками А.С.Пушкина, с любовью заучиваем завораживающие волшебной музыкой стиха строки: (слайд 3, текст может быть записан на доске или используется графопроектор.).

У лук…морья дуб з…леный ;
Зл…тая цепь на дуб… том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом.
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку гов…рит…

Из какого произведения этот отрывок?

“Исследование текста”.

  1. Спишите текст, объясните правописание пропущенных букв.
  2. Назовите глаголы, объясните правописание их окончаний.
  3. Какие значения имеет слово?
  4. Определите грамматическое значение слова лукоморье.
  5. А каково лексическое значение этого слова?(Работа с толковым словарем.)
  6. Сколько значений имеет слово лукоморье?
  7. Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? А несколько?
  8. Найдите однозначные слова в тексте и многозначные.
  9. Чем отличаются многозначные слова от омонимов? Приведите примеры омонимов.
  10. Где можно найти эти сведения о словах? Как называются эти словари?

Повторение прямого и переносного значений слов.

В каких значениях могут употребляться слова?

В каком значении употреблено слово златые в этом отрывке?

А в отрывке из “Воспоминания в Царском Селе” (Запись на доске.)

“Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед.”

Игра “Кто больше”

Составить словосочетания, употребив слово “золотые

  • 1 вариант - в переносном значении.
  • 2 вариант.- в прямом значении.

(записываются в тетрадь, а затем проверяются).

Как называется употребление слов или оборотов речи в переносном значении? (Метафора).

Повторение антонимов.

Объяснительный диктант.

Ветер

Бывает он в холод,
Бывает и в зной,
Бывает он добрый,
Бывает и злой.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
(Н.Найденова)

Какие слова помогают передать непостоянство, быстроту ветра? Как называются эти слова? Для чего они используются (Для создания контраста. Как называется этот прием в литературе?

Найдите антонимы в 1 отрывке. (слайд1)

Лингвистическая задача.

Все ли слова имеют антонимы?

Подобрать антонимы к словам (записывают в тетради): мир, светлый, короткий, ясный (день), ветка, соединить.

Ко всем словам вам удалось подобрать антонимы? Почему? Какой вывод можно сделать?(Не все слова имеют антонимы.)

Синонимы.

Есть ли антоним у слова “антоним”. Назовите это слово. Что оно обозначает?

Работа с текстом.

Прочитайте отрывок. Найдите синонимы в данном отрывке. (Графопроектор.)

В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Какая картина предстает перед нами? Что делает этот текст выразительным?

Назовите синонимы, так красочно и лаконично рисующие движение волн. Какова роль синонимов в нашей речи? (Они делают нашу речь выразительнее, богаче и точнее, помогают преодолевать однообразие речи.)

Работа поэта над словом.

А.С.Пушкин уделял много внимания работе над словом. Он тщательно подбирает их, чтобы передать предельную ясность мысли и чувства.

В черновом варианте стихотворения мы читаем (слайд 5) Но поэту не нравится этот вариант и он заменяет некоторые слова другими, более точными.

В ручку яблочко взяла
К алым губкам поднесла,
Кожу только прокусила
И ломотик проглотила
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся - сердился…
В руки яблочко взяла.
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился…

Как вы думаете, почему поэт заменил слово “ломтик” синонимом “кусочек”,

а слово “сердился”- “озлился”? (Ломоть - отрезанный ножом, ровный, а слово кусочек образовалось от слова кусать. Слово озлился лучше передает чувство враждебности, чем слово сердился. )

В.Г.Белинский говорил: “У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все на своем месте” Согласны вы с мнением великого критика?

Редактирование текста.

Списать предложения, расставляя знаки препинания. Отредактируйте текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами. Указать синонимический ряд.(слайд 4)

1) И, красуясь, говорила свет мой зеркальце! Скажи да всю правду доложи…

2) Спрос не грех. Прости ты нас старший говорил, поклоняясь.

3)И качаясь над цепями, привздохнув, говорила как же долго я спала.

Слова для вставки: молвил, произнесла.

Случайно ли поэт выбрал эти слова? Меняется ли смысл предложений?

Что это за предложения? Каким предложениям соответствуют эти схемы?

№ А: “П…”. № “П”,- а. № А: “П”.

IV. Подведение итогов.

Слово учителя. Вот и заканчивается наш Обобщающий урок по “Лексике. И вы убедились, что “русский язык, как говорит В.Г.Белинский, чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий”.А К.Паустовский утверждал, что языку мы должны “учиться непрерывно, до последних дней своей жизни”..

V. Домашнее задание

.Написать сочинение – миниатюру “Унылая пора! Очей очарованье! (А.С.Пушкин)

Приложение 1

Литература.

  1. Русский язык.5.Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Москва “Просвещение”, 2006.
  2. Б.Т. Панов. Внеклассная работа по русскому языку. Пособие для учителя. Москва. “Просвещение” 1980.
  3. Л.Т.Григорян. Язык мой- друг мой.(Материалы для внеклассной работы по русскому языку). Москва. “Просвещение”. 1976.