Цели:
- Дать общее представление о морфемах.
- Научить учащихся, определять каким способом образованы слова.
- Научить детей держать позицию (методика - позиционная технология Н.Е. Веракса).
- Развивать компетентности: коммуникативность, самостоятельность.
Оборудование:
- АРМ учителя;
- тексты (А.Е. Брусина о приставках и суффиксах);
- лист бумаги, фломастеры для групповой работы (схематизация);
- ИОП (индивидуально – ориентированный план);
- учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос и др.;
- доска, мел.
1. Психологический настрой.
Доброе утро. Садитесь. У нас как всегда много работы. Желаю на уроке всем быть успешными.
Запишите число, классная работа.
Давайте, определим этапы деятельности.
Тема урока, обозначьте ее в тетради. По теме урока сформулируем задачи урока (ответы детей и корректировка учителем).
План работы дается учащимся через компьютер.
2. Дифференцированная работа по повторению ранее изученного.
10 мин.
- 1 учащийся выполняет синтаксический разбор.
Я сидел в шалаше на берегу озера и прислушивался к крикам журавлей.
Проверка: выбор любого учащегося из класса, кто сдал зачет по теме.
– 2 учащихся у доски выполняют фонетический разбор
берег | озеро |
(Выполнив разбор – выполняется взаимоконтроль, оценивание: проверил Иванов – “5”, а затем для контроля проверяют по листу контроля и убеждаются в правильности оценивания и задают вопрос друг другу на знание определений).
- 1 учащийся выполняет у доски морфологический разбор – в шалаше.
Проверка – самоконтроль – использует лист контроля.
- Класс в это время работает в четверках и сдает зачет по теме: знание морфем, определений. Вопросы на понимание. Включаемся в работу. Выставление оценок, комментарии с места. – 2 мин.
Для чего мы повторяли с вами материал? (конечно для получения новых знаний и компетентностей)
3.
А сейчас лексическая разминка, открываем рубрику “ Мысли вслух” – через компьютер, работаем коллективно:
- как называется благозвучное соединение нескольких музыкальных звуков – аккорд;
- шторы из пластинок, навешиваемые на окна – жалюзи;
- начитанность, глубокие познания в какой-нибудь области науки – эрудиция;
- группа вьючных животных – караван;
- совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве – филология;
- подставка, на которой помещается подрамник с холстом – мольберт;
- представление чего-либо неодушевленного в образе живого существа – олицетворение;
- подземная часть растения, основная морфема слова – корень;
- монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, к слушателям.
Это мы с вами выполняли эту работу для чего? (для расширения лексического запаса, чтобы научиться правильно и грамотно давать толкование слова).
4. Работа с учебником.
Объяснение нового материала.А сейчас откройте учебник с.92, прочтите текст и выделите четыре основных тезиса.
- окончание образует разные формы слова одного
и того же слова;
- для образования новых слов используются
приставки и суффиксы;
- различаются способы образования:
- суффиксальный;
- приставочный;
- сложение.
– корень – главная часть слова, всегда присутствует в разных формах слова и однокоренных словах, образованных приставочным, суффиксальным способами и сложением.
Тезисы, которые вы сформулировали, будут нам необходимы на следующем этапе.
С.93, упр. 280, используется словарик значения морфем; (фронтальная работа с комментированием – цепочкой).
Вывод формулируют после выполнения. Какие способы для образования новых слов вы использовали?
5. Закрепление нового материала.
С.93, самостоятельная работа по рядам, проверка: в паре.
1 ряд – упр.281.
2 ряд – упр.282.
3 ряд – упр.284.
Контрольный вопрос: Какой способ использовали для образования слов; что вызывало затруднение.
ИОП – 7 мин по плану (индивидуальная помощь детям).
6. Обобщение. Принятие позиций. Самоопределение в группы и принятие позиций. Работа с текстом. Защита и презентация позиций.
Дан текст А.Е. Бруснина
Приставки и суффиксы жили, в общем-то дружно, делая свое дело. А дело было в том, чтобы образовывать в языке новые слова. Они трудились не покладая рук, каждая морфема по – своему. Приставке было, пожалуй, полегче. Была она действительно приставучая: облюбует слово, приставит себя к нему – готово: ехать – поехать, приехать, заехать…Пошло – поехало!
Суффикс – мужик серьезный. Он просто так за дело не берется. Прикинет, подумает, окончание от слова отбросит, а потом соображает, как к слову пристроиться и снова окончание к нему подобрать. Да, разница между ними была, но именно благодаря им, приставке и суффиксу, разрасталась страна слов!
Позиция “ эксперт”:
Критерии, по которым будет оцениваться работа групп в таблицу.
- Как ваш ответ связан с темой урока.
- Умение держать позицию.
- Участие в работе всей группы.
ИТОГО |
||||
ТЕЗИС |
||||
СХЕМА |
||||
ПРАКТИКА |
||||
ТЕАТР ПАНТОМИМЫ |
||||
ПОЭТ |
||||
СОЮЗНИК |
Вывод: трудно, но интересно…..
7. Рефлексия.
Кто желает рассказать о своей деятельности классу, мне, а может быть присутствующим на уроке.
- ученик о знаниях;
- ученик о компетентностях;
- ученик о своем результате;
- ученик о комфортности на уроке.
- Можно озвучить, что было не так, но касаемо лично вас.
Учитель: Мне было на уроке с вами комфортно, я поняла, что я правильно построила урок и добилась результата.