Урок русского языка, 5-й класс. Тема: "Как образуются слова в русском языке"

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  1. Дать общее представление о морфемах.
  2. Научить учащихся, определять каким способом образованы слова.
  3. Научить детей держать позицию (методика - позиционная технология Н.Е. Веракса).
  4. Развивать компетентности: коммуникативность, самостоятельность.

Оборудование:

  • АРМ учителя;
  • тексты (А.Е. Брусина о приставках и суффиксах);
  • лист бумаги, фломастеры для групповой работы (схематизация);
  • ИОП (индивидуально – ориентированный план);
  • учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос и др.;
  • доска, мел.

1. Психологический настрой.

Доброе утро. Садитесь. У нас как всегда много работы. Желаю на уроке всем быть успешными.

Запишите число, классная работа.

Давайте, определим этапы деятельности.

Тема урока, обозначьте ее в тетради. По теме урока сформулируем задачи урока (ответы детей и корректировка учителем).

План работы дается учащимся через компьютер.

Приложение (ход урока)

2. Дифференцированная работа по повторению ранее изученного.

10 мин.

- 1 учащийся выполняет синтаксический разбор.

Я сидел в шалаше на берегу озера и прислушивался к крикам журавлей.

Проверка: выбор любого учащегося из класса, кто сдал зачет по теме.

– 2 учащихся у доски выполняют фонетический разбор

берег озеро

(Выполнив разбор – выполняется взаимоконтроль, оценивание: проверил Иванов – “5”, а затем для контроля проверяют по листу контроля и убеждаются в правильности оценивания и задают вопрос друг другу на знание определений).

- 1 учащийся выполняет у доски морфологический разбор – в шалаше.

Проверка – самоконтроль – использует лист контроля.

- Класс в это время работает в четверках и сдает зачет по теме: знание морфем, определений. Вопросы на понимание. Включаемся в работу. Выставление оценок, комментарии с места. – 2 мин.

Для чего мы повторяли с вами материал? (конечно для получения новых знаний и компетентностей)

3.

А сейчас лексическая разминка, открываем рубрику “ Мысли вслух” – через компьютер, работаем коллективно:

  • как называется благозвучное соединение нескольких музыкальных звуков – аккорд;
  • шторы из пластинок, навешиваемые на окна – жалюзи;
  • начитанность, глубокие познания в какой-нибудь области науки – эрудиция;
  • группа вьючных животных – караван;
  • совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве – филология;
  • подставка, на которой помещается подрамник с холстом – мольберт;
  • представление чего-либо неодушевленного в образе живого существа – олицетворение;
  • подземная часть растения, основная морфема слова – корень;
  • монолог – речь одного человека, обращенная к самому себе, к зрителям, к слушателям.

Это мы с вами выполняли эту работу для чего? (для расширения лексического запаса, чтобы научиться правильно и грамотно давать толкование слова).

4. Работа с учебником. Объяснение нового материала.

А сейчас откройте учебник с.92, прочтите текст и выделите четыре основных тезиса.

- окончание образует разные формы слова одного и того же слова;
- для образования новых слов используются приставки и суффиксы;
- различаются способы образования:

  • суффиксальный;
  • приставочный;
  • сложение.

– корень – главная часть слова, всегда присутствует в разных формах слова и однокоренных словах, образованных приставочным, суффиксальным способами и сложением.

Тезисы, которые вы сформулировали, будут нам необходимы на следующем этапе.

С.93, упр. 280, используется словарик значения морфем; (фронтальная работа с комментированием – цепочкой).

Вывод формулируют после выполнения. Какие способы для образования новых слов вы использовали?

5. Закрепление нового материала.

С.93, самостоятельная работа по рядам, проверка: в паре.

1 ряд – упр.281.
2 ряд – упр.282.
3 ряд – упр.284.

Контрольный вопрос: Какой способ использовали для образования слов; что вызывало затруднение.

ИОП – 7 мин по плану (индивидуальная помощь детям).

6. Обобщение. Принятие позиций. Самоопределение в группы и принятие позиций. Работа с текстом. Защита и презентация позиций.

Дан текст А.Е. Бруснина

Приставки и суффиксы жили, в общем-то дружно, делая свое дело. А дело было в том, чтобы образовывать в языке новые слова. Они трудились не покладая рук, каждая морфема по – своему. Приставке было, пожалуй, полегче. Была она действительно приставучая: облюбует слово, приставит себя к нему – готово: ехать – поехать, приехать, заехать…Пошло – поехало!

Суффикс – мужик серьезный. Он просто так за дело не берется. Прикинет, подумает, окончание от слова отбросит, а потом соображает, как к слову пристроиться и снова окончание к нему подобрать. Да, разница между ними была, но именно благодаря им, приставке и суффиксу, разрасталась страна слов!

Позиция “ эксперт”:

Критерии, по которым будет оцениваться работа групп в таблицу.

  • Как ваш ответ связан с темой урока.
  • Умение держать позицию.
  • Участие в работе всей группы.
 

ИТОГО

ТЕЗИС

       

СХЕМА

       

ПРАКТИКА

       

ТЕАТР ПАНТОМИМЫ

       

ПОЭТ

       

СОЮЗНИК

       

Вывод: трудно, но интересно…..

7. Рефлексия.

Кто желает рассказать о своей деятельности классу, мне, а может быть присутствующим на уроке.

  • ученик о знаниях;
  • ученик о компетентностях;
  • ученик о своем результате;
  • ученик о комфортности на уроке.

- Можно озвучить, что было не так, но касаемо лично вас.

Учитель: Мне было на уроке с вами комфортно, я поняла, что я правильно построила урок и добилась результата.