Оборудование: доска, мел (если есть возможность – проецирующее устройство, экран), тетради, толковый словарь.
Чтобы наша речь была понятной и выразительной, она, прежде всего, должна быть правильной.
- Что вы понимаете под правильностью речи?
Правильность речи – это соответствие нормам русского литературного языка; это первое и необходимое условие действенного выражения мысли.
Но формально правильная речь может не достичь своей цели, быть трудной для понимания. Но всё же литературные нормы ни в коей мере не стесняют поиска наилучшего выражения мысли. “Истинный вкус, - писал А. С. Пушкин, - состоит не в безотчётном отвержении такого то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности”.
Каждое слово имеет основное лексическое значение.
- Найдите в толковом словаре значение слова вулкан. Вулкан – коническая гора с кратером на вершине, через который время от времени извергается огонь, лава, пепел.
- Как называются слова, которые имеют несколько значений? (Многозначные).
- Какие значения имеет слово голова?
Голова –
- часть тела человека;
- единица счёта скота;
- руководитель;
- пищевой продукт в форме шара.
Оттенки, существующие в слове дополнительно к его логическому содержанию, называются стилистическими качествами слова.
Лекция учителя.
С ограниченным применением языкового средства, употреблением его только в определённой обстановке, связана функционально-стилистическая окраска слова. Это стилистическое качество обусловлено существованием стилей. В законодательстве, в деловой переписке используется официально-деловой стиль, отличающийся единообразием, стандартом, отсутствием эмоций. Языку научных исследований свойственна особая логичность изложения, употребление научных терминов. Для публицистики характерна публицистическая терминология. Кроме того, специфические задачи публицистики, стремление убедить человека, воздействовать на его чувства диктуют использование общественно-политической и высокой лексики.
Вместе с тем стили, связанные с официальной, деловой обстановкой, имеют и сходные черты, вследствие чего они часто получают общее название книжного стиля. Ему противопоставлен разговорно-бытовой, характеризующийся повышенной эмоциональностью, непринуждённым тоном речи. В связи с различными условиями различаются письменный и устный варианты.
Точность выражения мысли и чувства в первую очередь связана с синонимами, то есть языковыми средствами, совпадающими в своём основном значении. Абсолютных синонимов в языке мало: языкознание и лингвистика, двуязычие и билингвизм. Большинство синонимов обозначают одно и то же понятие, но различаются дополнительными оттенками. Так слова сиять и сверкать обозначают одно и то же понятие – “светиться сильным, ярким светом”. Но в каждом из них дополнительный оттенок: сиять – “светиться сильно и ровно”; сверкать – “светиться сильно и неровно”. Стилистическая роль синонимов велика. Это центральная проблема стилистики.
Перейдём к практической части.
Синонимы широко используются в одном контексте для устранения повторений.
- Каким образом можно изменить следующее предложение, чтобы избежать повторений? Мнение исследователей по данному вопросу существенно отличается от мнений других исследователей. (Точка зрения учёного существенно отличается от мнений других исследователей).
Использование богатых возможностей синонимов позволяет использовать русские и иноязычные варианты.
- Подберите синонимы к следующим иноязычным словам:
- симптом – (признак, проявление)
- доминировать – (быть основным, господствовать, возвышаться)
- акклиматизироваться – (приспособиться к новой среде)
- превалировать – (преобладать)
- прогноз – (предположение, заключение о будущем)
- ликвидировать – (прекратить, уничтожить)
- функция – (явление, работа, обязанность, роль)
- инициатор – (руководитель, зачинатель)
- ординарный – (обыкновенный, заурядный)
- афоризм – (изречение)
- резюмировать – (делать вывод, подводить итог)
- фиаско – (неуспех, неудача)
- идентичный – (сходный)
- дефект – (изъян, недостаток, недочёт)
- констатировать – (устанавливать, подтверждать)
- демонстрировать – (показывать)
- информировать – (сообщать, осведомлять)
- компонент – (часть)
- имитировать – (подражать, воспроизводить, повторять)
- игнорировать – (не замечать)
- позитивный – (положительный)
- аналогичный – (сходный, подобный)
- адекватный – (соответствующий, совпадающий).
Подберите к данным архаизмам синонимы с нейтральной окраской.
- Хулить – (ругать).
- Фортуна – (удача).
- Вещий – (знающий, предвидящий).
- Издревле – (давно).
- Зеницы – (глаза).
- Полон – (плен).
- Препона – (преграда).
- Сей – (этот).
- Повеление - (приказ).
- Какой из приведённых в скобках синонимов необходимо использовать в контексте? В работе желательно обращение к толковым словарям.
- Детворе так понравились штучки учёного пуделя, что все дружно (захлопали, зааплодировали).
- В едином порыве зал (захлопал, зааплодировал).
- Ещё один искусственный спутник (вертится, крутится, вращается) вокруг Земли.
- Дрова были уложены в печке так умело, что достаточно было одной спички, чтобы все сразу (воспламенилось, загорелось).
- Никакие (доводы, аргументы), приводимые родителями, не убедили меня в необходимости этой поездки.
- Из-за ремонта самый большой кинотеатр города не (функционировать, действовать).
- Очень беспокоюсь: за это период времени от тебя (поступить, прийти) только одно письмо.
- Это мой старый адрес, два года я уже (проживать, жить) в другом месте.
Вместе с учащимися подводим итоги урока.