Цель:
- закрепление навыка деления слов на слоги и соответствующего правила: “Сколько в слове согласных, столько и слогов”;
- развитие речи, внимательности, аналитического мышления, умения делать вывод, расширение кругозора учащихся;
- формирование орфографических навыков каллиграфического письма;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру и его обитателям.
Оборудование: карточки со словарными словами, карточки со слогами, рисунки с изображением медведя и лягушки, правило о делении слов на слоги, карточки с разноуровневыми заданиями.
Ход урока
1. Орг. момент: Здравствуйте ребята!
2. Цель урока: Сегодня мы с вами поговорим о том, на какие части делятся слова и как можно узнать, сколько слогов в слове. Как вы думаете, для чего нам это необходимо знать?
3. Развитие речи:
а) Отгадывание загадки:
Летом ходит без дороги между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
Лежебока косолапый
Мёд из бочки кушал лапой,
Сел на пень и стал реветь.
Отгадайте, кто?..
(Медведь)
– Какие слова помогли вам догадаться? Что ещё вам известно о повадках медведя? Как проводит это животное зимнее время года? Когда медведь выйдет из берлоги? Какое у него будет настроение? Почему? (Рассказы учащихся из личного опыта) А знаете ли вы, ребята, как появилось медведь?
б) Инсценировка рассказа по Л.Сысоеву “Медведь” учениками.
– Почему медведь получил такое название?
Давайте допишем пропущенную букву (карточка) в слове м...дведь. Какая это буква?
в) Работа в тетради: каллиграфическая минутка (соединение попарно букв слова медведь) ме ед дв ве ед дь
– Какое соединение букв повторяется дважды? Назовите открытые и закрытые слоги в слове. Какое соединение не является слогом? Почему?
Словарная работа: медведь (запись слова по памяти в тетрадь)
г) Отгадывание загадки:
Нa болоте уж с утра
Слышно громкое: “Ква-ква”.
Распевают две подружки,
Две зелёные ...
(Лягушки).
– Что вам о ней известно? К какой группе животных относится лягушка? Чем питается? Можно ли встеретить её зимой? Почему? (Рассказы уч-ся о лягушке, показ иллюстрации.) Как нужно относиться к окружающим нас животным?
д) Словарная работа: лягушка (запись слова по памяти в тетрадь).
е) Игра-аукцион “Все любят сказки!”
– Ребята, любите ли вы сказки? За что вы их любите? Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые). Давайте разделимся на 3 команды (по количеству рядов) и вспомним как можно больше сказок, героями которых являются медведь и лягушка. (Ответы выслушиваются по очереди от каждой команды; команда не назвавшая сказку, выбывает из игры.)
Физминутка
На болоте 2 подружки, 2 весёлые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались
Вправо-влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям физкультпривет.
4. Введение в тему урока:
а) Определение количества гласных в словах медведь, лягушка, деление на слоги (2 уч. у доски)
– При помощи чего вы смогли определить количество слогов в слове?
Вывод:
Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.
(Чтение карточки-правила на доске)
б) работа по учебнику стр. 50–51, в тетради:
Упр. № 2 – Чтение, обсуждение выполнения задания:
– Для чего мы будем подчёркивать гласные буквы? В чём нам это поможет?
Комментированное письмо слов (3 уч. у доски), подчёркивание гласных, деление слов на слоги. (Тигр, лиса, собака, лев, заяц, корова.)
Вывод формулируют дети.
– Какие из данных слов являются словарными? Почему?
– На какие две группы можно разделить этих животных? Чем отличаются домашние животные от диких? Какую пользу приносят те и другие? Как необходимо относиться ко всем животным?
Упр. № 3 – Составление слов из слогов, запись их учащимися на доске и в тетради, подчёркивание гласных букв.
-та | -ка | кры- | -ры- |
ка- | лод- | -ша- | ку- |
-ток | лож- | -ры | -ба |
Вывод: – Из чего состоят слова? Как определить количество слогов в слове?
Пальчиковая гимнастика
Две весёлые лягушки ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.
(Показ движений при помощи пальцев рук)
Упр. № 6 – “Собери цветы”
– Ребята, в какое время года появляются цветы? Где их можно увидеть? Для чего их собирают люди? Можно ли рвать цветы просто так? Почему? Как необходимо относиться к окружающей нас природе?
Чтение названия цветущих растений, выборочное письмо из в столбики в соответствии с количеством слогов, подчёркивание гласных букв (уч-ся по цепочке у доски)
Мак, роза, ландыш, сирень, гвоздика, фиалка, астра, лилия, ромашка, ирис.
Вывод: Как вы узнали, что в этих словах 1, 2, 3 слога? Какое правило вы при этом помнили? (Повторение)
5. Итог урока:
– Ребята, как вы думаете, хорошо ли вы усвоили эту тему? Твёрдо ли вы запомнили новое правило? Хотите себя проверить?
а) Выполнение дифференцированных заданий на карточках “Помоги Незнайке”
Приложение 1 (Можно получить у автора статьи)
1-й уровень: (ученики, находящиеся на ступени овладения звукобуквенными соответствиями) Подчеркни гласные буквы, укажи в скобках количество слогов в словах.
стол ( )
пила ( )
машина ( )
мяч ( )
сено ( )
бумага ( )
2-й уровень: (ученики, находящиеся на ступени слогового чтения)
Раздели слова на слоги.
Какое слово разделить нельзя? Почему?
пенал ( )
шоколад ( )
берег ( )
борода ( )
зима ( )
соль ( )
3-й уровень: (ученики, находящиеся на ступени становления целостных приёмов восприятия) Исправьте допущенные Незнайкой ошибки.
солнце (3)
машина (4)
чай (2)
пенал (1)
борода (3)
соль (2)
– Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились. Надеюсь, у вас и впредь не возникнут трудности в выделении гласных букв и определении количества слогов в словах. Оценка работы учащихся карточками с изображением медведя и лягушки “Хорошо” и “Молодец”.