"Что такое хорошо и что такое плохо?" Критерии культурной речи. Первое занятие из курса "Учимся говорить правильно"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • закрепление навыка деления слов на слоги и соответствующего правила: “Сколько в слове согласных, столько и слогов”;
  • развитие речи, внимательности, аналитического мышления, умения делать вывод, расширение кругозора учащихся;
  • формирование орфографических навыков каллиграфического письма;
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру и его обитателям.

Оборудование: карточки со словарными словами, карточки со слогами, рисунки с изображением медведя и лягушки, правило о делении слов на слоги, карточки с разноуровневыми заданиями.

Ход урока

1. Орг. момент: Здравствуйте ребята!

2. Цель урока: Сегодня мы с вами поговорим о том, на какие части делятся слова и как можно узнать, сколько слогов в слове. Как вы думаете, для чего нам это необходимо знать?

3. Развитие речи:

а) Отгадывание загадки:

Летом ходит без дороги между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
Лежебока косолапый
Мёд из бочки кушал лапой,
Сел на пень и стал реветь.
Отгадайте, кто?..

(Медведь)

– Какие слова помогли вам догадаться? Что ещё вам известно о повадках медведя? Как проводит это животное зимнее время года? Когда медведь выйдет из берлоги? Какое у него будет настроение? Почему? (Рассказы учащихся из личного опыта) А знаете ли вы, ребята, как появилось медведь?

б) Инсценировка рассказа по Л.Сысоеву “Медведь” учениками.

– Почему медведь получил такое название?

Давайте допишем пропущенную букву (карточка) в слове м...дведь. Какая это буква?

в) Работа в тетради: каллиграфическая минутка (соединение попарно букв слова медведь) ме ед дв ве ед дь

– Какое соединение букв повторяется дважды? Назовите открытые и закрытые слоги в слове. Какое соединение не является слогом? Почему?

Словарная работа: медведь (запись слова по памяти в тетрадь)

г) Отгадывание загадки:

Нa болоте уж с утра
Слышно громкое: “Ква-ква”.
Распевают две подружки,
Две зелёные ...

(Лягушки).

– Что вам о ней известно? К какой группе животных относится лягушка? Чем питается? Можно ли встеретить её зимой? Почему? (Рассказы уч-ся о лягушке, показ иллюстрации.) Как нужно относиться к окружающим нас животным?

д) Словарная работа: лягушка (запись слова по памяти в тетрадь).

е) Игра-аукцион “Все любят сказки!”

– Ребята, любите ли вы сказки? За что вы их любите? Какие виды сказок вам известны? (Волшебные, о животных, бытовые). Давайте разделимся на 3 команды (по количеству рядов) и вспомним как можно больше сказок, героями которых являются медведь и лягушка. (Ответы выслушиваются по очереди от каждой команды; команда не назвавшая сказку, выбывает из игры.)

Физминутка

На болоте 2 подружки, 2 весёлые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались
Вправо-влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет, всем друзьям физкультпривет.

4. Введение в тему урока:

а) Определение количества гласных в словах медведь, лягушка, деление на слоги (2 уч. у доски)

– При помощи чего вы смогли определить количество слогов в слове?

Вывод:

Сколько в слове гласных –
Столько и слогов.
Это знает каждый
Из учеников.

(Чтение карточки-правила на доске)

б) работа по учебнику стр. 50–51, в тетради:

Упр. № 2 – Чтение, обсуждение выполнения задания:

– Для чего мы будем подчёркивать гласные буквы? В чём нам это поможет?

Комментированное письмо слов (3 уч. у доски), подчёркивание гласных, деление слов на слоги. (Тигр, лиса, собака, лев, заяц, корова.)

Вывод формулируют дети.

– Какие из данных слов являются словарными? Почему?

– На какие две группы можно разделить этих животных? Чем отличаются домашние животные от диких? Какую пользу приносят те и другие? Как необходимо относиться ко всем животным?

Упр. № 3 – Составление слов из слогов, запись их учащимися на доске и в тетради, подчёркивание гласных букв.

-та -ка кры- -ры-
ка- лод- -ша- ку-
-ток лож- -ры -ба

Вывод: – Из чего состоят слова? Как определить количество слогов в слове?

Пальчиковая гимнастика

Две весёлые лягушки ни минуты не сидят,
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

(Показ движений при помощи пальцев рук)

Упр. № 6 – “Собери цветы”

– Ребята, в какое время года появляются цветы? Где их можно увидеть? Для чего их собирают люди? Можно ли рвать цветы просто так? Почему? Как необходимо относиться к окружающей нас природе?

Чтение названия цветущих растений, выборочное письмо из в столбики в соответствии с количеством слогов, подчёркивание гласных букв (уч-ся по цепочке у доски)

Мак, роза, ландыш, сирень, гвоздика, фиалка, астра, лилия, ромашка, ирис.

Вывод: Как вы узнали, что в этих словах 1, 2, 3 слога? Какое правило вы при этом помнили? (Повторение)

5. Итог урока:

– Ребята, как вы думаете, хорошо ли вы усвоили эту тему? Твёрдо ли вы запомнили новое правило? Хотите себя проверить?

а) Выполнение дифференцированных заданий на карточках “Помоги Незнайке”

Приложение 1 (Можно получить у автора статьи)

1-й уровень: (ученики, находящиеся на ступени овладения звукобуквенными соответствиями) Подчеркни гласные буквы, укажи в скобках количество слогов в словах.

стол ( )
пила ( )
машина ( )
мяч ( )
сено ( )
бумага ( )

2-й уровень: (ученики, находящиеся на ступени слогового чтения)

Раздели слова на слоги.

Какое слово разделить нельзя? Почему?

пенал ( )
шоколад ( )
берег ( )
борода ( )
зима ( )
соль ( )

3-й уровень: (ученики, находящиеся на ступени становления целостных приёмов восприятия) Исправьте допущенные Незнайкой ошибки.

солнце (3)
машина (4)
чай (2)
пенал (1)
борода (3)
соль (2)

– Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо потрудились. Надеюсь, у вас и впредь не возникнут трудности в выделении гласных букв и определении количества слогов в словах. Оценка работы учащихся карточками с изображением медведя и лягушки “Хорошо” и “Молодец”.