Цель урока:
- создать условие для развития у учащихся критического мышления;
- опираясь на воспоминания о данной теме, дополнить и систематизировать знания об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения, синтаксическая функция в предложении);
- развивать умение самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, анализировать лингвистический материал, обобщать и делать выводы.
- развивать умение работать в группе и адекватно оценивать себя и других.
Ход работы
Учитель.
- Сегодня мы начинаем изучение новой темы, но её названия пока нет, вы его должны открыть самостоятельно.
Запись на доске.
- соревноват..ся, состязание, тренироват..ся;
- играеш.., побеждаеш.., матч.
- К..манда, фу..тбольный, хо..ейный.
Учитель.
- В своих группах обсудите задания.
Задание.
- Прочитайте записанные ряды слов (печатный текст).
- Найдите в каждом ряду слова, которые можно объединить по двум признакам одновременно.
- Назовите слова, оставшиеся в каждой строке.
- Найдите их главный и общий признак и сформируйте тему сегодняшнего урока.
Ученик (состязание, матч, команда)
- Это имена существительные.
- Значит, тема сегодняшнего урока - “Имя существительное”.
Учитель.
-Запишите тему урока в тетрадь.
-А теперь запишите, что вы знаете об этой части речи из начальных классов одним словом или словосочетанием. Каждый записывает в своей тетради в форме кластера.
Составление кластера.
- Часть речи
- Кто? Что?
- Предмет
- Род
- Число
- Падеж
- Склонение
- Подлежащее
Учитель.
- Обсудите в группе. Если с чьим–то мнением в группе не согласны, всё же запишите его, но поставьте знак вопроса.
Работа с учебником.
- Обсудите в группах вопросы на стр.253. “Вспомните!”. И сделайте пометку в кластере (V). Этим самым вы проверите себя.
Стадия осмысления.
Учитель.
-А теперь работа с лингвистическим текстом. Используйте также материал (стр.254; п.80 стр.262-263; п.81 стр. 265-266; п.82 стр. 271; п.84, 85, 87 стр.279.)
- За основу возьмите схему на стр.275(схема морфологического разбора) и дополните материалом из данных текстов. Читая про себя, делайте пометки карандашом (V- знакомое), используя ключевые слова и фразы ( + - новое.)
Морфологический разбор имени существительного.
(таблицу даёт учитель, заполняют учащиеся)
Общее грамматическое значение |
Морфологические признаки |
Синтаксическая роль |
Предмет (конкретный)V Свойства + Качества + Действие + Состояние + Имеют значение предметности + Самостоятельная часть речи + Кто? V Что? V |
1.Начальная форма (им.п. ед.ч) + Кто? Что? 2. Постоянные признаки:
3. Число:
4. Изменяется по падежам. V |
Подлежащее V Дополнение V Обстоятельство V Сказуемое + |
Стадия рефлексии.
Учитель.
- Что из того, что вы почитали, вам уже знакомо, что оказалось новым? Обговорите в группах. Сделайте вывод и расскажите остальным.
- Выполните упр. 647 по заданию.
Домашнее задание.
- Подготовить сообщение по теме “Имя существительное”
- Написать мини-сочинение по одной из пословиц из упр. 647.
Итог.
- Какой раздел науки о языке изучает части речи?
- Какой части речи мы сегодня посвятили урок?
- Над какими понятиями нам предстоит работать на последующих уроках, чтобы в системе усвоить тему “Имя существительное”.
Сочинение – минитиатюра.
С кем хлеб, соль водишь, на того и походишь.
Жила-была девочка Маша. Ой! Какая она была непослушная, никогда не помогала маме. Но вот наступило 1 сентября. Мама Машеньке заплела косички, приготовила красивый букет и отправил в школа. По дороге она встретила одноклассницу Лиду, которая была прилежной ученицей. Девочки стали дружить. Через некоторое время Машенька так изменилась, что мама не могла этому нарадоваться. Догадались, почему? Недаром говорится: “С кем хлеб, соль, водишь, на того и походишь”.