Использование технологии развития критического мышления на уроке русского языка

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  1. создать условие для развития у учащихся критического мышления;
  2. опираясь на воспоминания о данной теме, дополнить и систематизировать знания об имени существительном (грамматическое значение и средства его выражения, синтаксическая функция в предложении);
  3. развивать умение самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, анализировать лингвистический материал, обобщать и делать выводы.
  4. развивать умение работать в группе и адекватно оценивать себя и других.

Ход работы

Учитель.

- Сегодня мы начинаем изучение новой темы, но её названия пока нет, вы его должны открыть самостоятельно.

Запись на доске.

  1. соревноват..ся, состязание, тренироват..ся;
  2. играеш.., побеждаеш.., матч.
  3. К..манда, фу..тбольный, хо..ейный.

Учитель.

- В своих группах обсудите задания.

Задание.

  • Прочитайте записанные ряды слов (печатный текст).
  • Найдите в каждом ряду слова, которые можно объединить по двум признакам одновременно.
  • Назовите слова, оставшиеся в каждой строке.
  • Найдите их главный и общий признак и сформируйте тему сегодняшнего урока.

Ученик (состязание, матч, команда)

- Это имена существительные.

- Значит, тема сегодняшнего урока - “Имя существительное”.

Учитель.

-Запишите тему урока в тетрадь.

-А теперь запишите, что вы знаете об этой части речи из начальных классов одним словом или словосочетанием. Каждый записывает в своей тетради в форме кластера.

Составление кластера.

- Часть речи

- Кто? Что?

- Предмет

- Род

- Число

- Падеж

- Склонение

- Подлежащее

Учитель.

- Обсудите в группе. Если с чьим–то мнением в группе не согласны, всё же запишите его, но поставьте знак вопроса.

Работа с учебником.

- Обсудите в группах вопросы на стр.253. “Вспомните!”. И сделайте пометку в кластере (V). Этим самым вы проверите себя.

Стадия осмысления.

Учитель.

-А теперь работа с лингвистическим текстом. Используйте также материал (стр.254; п.80 стр.262-263; п.81 стр. 265-266; п.82 стр. 271; п.84, 85, 87 стр.279.)

- За основу возьмите схему на стр.275(схема морфологического разбора) и дополните материалом из данных текстов. Читая про себя, делайте пометки карандашом (V- знакомое), используя ключевые слова и фразы ( + - новое.)

Морфологический разбор имени существительного.

(таблицу даёт учитель, заполняют учащиеся)

Общее грамматическое значение

Морфологические признаки

Синтаксическая роль

Предмет (конкретный)V

Свойства +

Качества +

Действие +

Состояние +

Имеют значение предметности +

Самостоятельная часть речи +

Кто? V

Что? V

1.Начальная форма (им.п. ед.ч) +

Кто? Что?

2. Постоянные признаки:

  1. собственные нарицательные +V
  2. одушевлённые, неодушевлённые +V
  3. род (м., ж., ср.,
  4. общий род)+
  5. склонение: 1, 2, 3 V несклоняемые + разносклоняемые +

3. Число:

  1. единственное V
  2. множественноеV
  3. есть сущ. только ед. ч., мн. ч. +

4. Изменяется по падежам. V

Подлежащее V

Дополнение V

Обстоятельство V

Сказуемое +

Стадия рефлексии.

Учитель.

- Что из того, что вы почитали, вам уже знакомо, что оказалось новым? Обговорите в группах. Сделайте вывод и расскажите остальным.

- Выполните упр. 647 по заданию.

Домашнее задание.

  1. Подготовить сообщение по теме “Имя существительное”
  2. Написать мини-сочинение по одной из пословиц из упр. 647.

Итог.

  1. Какой раздел науки о языке изучает части речи?
  2. Какой части речи мы сегодня посвятили урок?
  3. Над какими понятиями нам предстоит работать на последующих уроках, чтобы в системе усвоить тему “Имя существительное”.

Сочинение – минитиатюра.

С кем хлеб, соль водишь, на того и походишь.

Жила-была девочка Маша. Ой! Какая она была непослушная, никогда не помогала маме. Но вот наступило 1 сентября. Мама Машеньке заплела косички, приготовила красивый букет и отправил в школа. По дороге она встретила одноклассницу Лиду, которая была прилежной ученицей. Девочки стали дружить. Через некоторое время Машенька так изменилась, что мама не могла этому нарадоваться. Догадались, почему? Недаром говорится: “С кем хлеб, соль, водишь, на того и походишь”.