Русский язык
-
Урок-исследование по теме "Лексика. Обобщение изученного", 5-й класс, русский язык 2008
На уроке ученики смогут повторить основные лексические понятия, закрепить навыки работы со словарём, приобрести опыт исследовательской работы по выявлению лексического и этимологического значений слов, расширят свой словарный запас.
-
Развитие связной речи "Путешествие в слово". Исследование лексического значения слова 2008
Целью урока является формирование понятия о слове не только с формально-грамматических позиций, но и с нравственно-эстетических. Урок помогает детям ощутить язык как стройную, гармоничную систему, понять и почувствовать эстетическую ценность русского языка.
-
Роль памяти в нашей жизни 2008
Работа нацелена на то, чтобы познакомить учеников с классификацией видов памяти, показать возможности их развития и зависимость качества учебной деятельности от свойств памяти, определить свой потенциал памяти, формировать умения тренировки памяти.
-
Деловая игра "Заседание ученого совета" (Обобщающее повторение причастия в 7-м классе) 2008
Одним из путей, ведущих к повышению интереса к изучению русского языка, является разнообразие приёмов работы на уроке. К активным формам обучения целесообразно прибегать на итоговых уроках, когда у учащихся есть необходимый теоретический запас, когда они получили нужную информацию по теме. Одним из типов интерактивных уроков является урок - деловая игра. При включении детей в ситуацию игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, значительно повышается работоспособность. Деловая игра расширяет резервные возможности учеников, раскрывает личностные качества детей, повышает эффективность учебного процесса.
-
С природой одною жизнью живя. Игры и упражнения на природе 2008
С древнейших времен природа считается источником добрых мыслей и прекрасных чувств. Развить у учащихся способность наслаждаться природой, тонко чувствовать её величие, удивляться тому, что на первый взгляд кажется обычным, и выражать свои впечатления помогут специально подобранные игры и упражнения. Использовать их можно не только на уроках природоведения и биологии, но и русского языка, литературы и изобразительного искусства.
-
Относительные местоимения. Виртуальная экскурсия в казачью станицу 2008
Урок продолжает работу по дальнейшему совершенствованию навыков грамотного письма, закрепления знаний о разрядах местоимений; знакомит с относительными местоимениями, их употреблением в речи, учит отличать относительные и вопросительные местоимения, находить относительные местоимения в СП, формирует навык осмысленного использования относительных местоимений в речи, воспитывает бережное отношение к слову, любовь к родному краю, интерес к его истории.
-
Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" (повторение и обобщение) 2008
Урок повторения и обобщения знаний по теме "Односоставные предложения" основан на работе над стихотворениями М.М. Мокшина, проживающего в Алтайском крае. На уроке формируются умений различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, закрепляются навыки использования односоставных предложений в речи. Воспитание любви к своему краю, родному селу через знакомство с творчеством поэта-земляка М.Мокшина является основной целью урока.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Прямое и переносное значение слова" 2008
Представленный урок проводился с помощью интерактивной доски, что способствовало формированию познавательной активности учащихся, развитию интереса к русскому языку.
-
Элективный курс для 9-х классов "Лингвистический анализ художественного текста" 2008
Представлен конспект элективного курса для 9-го класса "Лингвостилистический анализ художественного текста".
-
Лингвистическая викторина по русскому языку 2008
Представленная лингвистическая викторина показывает величие и красоту русского языка и литературы, обобщает знания о нем, воспитывает любовь к родному языку.
-
Дидактический материал по русскому языку "Пушкинские страницы", 6-й класс 2008
В работе представлен один из разделов рабочей тетради по русскому языку "Пушкинские страницы" для 6-го класса. Дидактический материал рассчитан на творческое использование его как учителем, работающим по учебнику "Русский язык" под редакцией Баранова М.Т. , так и в качестве дополнительного материала к любому из стабильных учебников по русскому языку и литературе.
-
Подготовка учащихся к выполнению заданий по русскому языку в тестовой форме, 10–11-й классы 2008
Предлагаемая программа элективного курса предназначена для учащихся общеобразовательных классов и классов негуманитарного профиля, поддерживает содержание базового курса русского языка, изучение которого осуществляется на общеобразовательном уровне, соотнесена с уроками русского языка по программе Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина "Русский язык. 10–11-е классы", позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку (например, для сдачи ЕГЭ, централизованного тестирования и т.д.) по русскому языку.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Буквы з и с на конце приставок" 2008
Основными целями преподавания русского языка в школе являются формирование орфографической зоркости учащихся, развитие навыков грамотной устной и письменной речи. Одним из условий для их успешного выполнения считаю привитие познавательных интересов учащихся к изучаемому предмету.
-
Объяснение новой темы с использованием технологии проблемного обучения 2008
Проблемное обучение - один из путей постижения сложного учебного материала. Оно развивает мышление, способствует системному подходу к явлениям. Именно объяснение новой темы должно строиться на технологии проблемного обучения, так как объяснение нового материала - это важнейший структурный элемент урока. Он предназначен для раскрытия существенных признаков изучаемых явлений и для обучения школьников умению применять на практике полученные знания. Как учащийся получит эти новые знания, от этого и будет зависеть, как он сможет их применить на практике.
-
Литературно-музыкальная композиция "И помнит мир спасенный" 2008
Цели представленного мероприятия - способствовать формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины; способствовать формированию у школьников интереса к прошлому России, гордости за свою Родину и народ; воспитание у учащихся чувства патриотизма, долга, ответственности перед Родиной, уважения и чувства признательности к ветеранам Великой Отечественной войны и трудового фронта.
-
Урок русского языка в 6-м классе "Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя числительное" 2008
На уроке обобщающего повторения по теме "Имя числительное" использованы следующие формы работы: тестовый контроль за усвоением теоретических знаний, индивидуальная работа, парная работа, комлексный анализ текста, разноуровневые практические задания. При выполнении тренировочных упражнений, для учащихся, созданы нестандартные учебные ситуации, обеспечивающие творческое применение изученного материала на практике. В качестве дидактического материала использован материал по краеведению.
-
Формирование орфографической зоркости 2008
В представленной статье рассматриваются проблемы формирования орфографической зоркости учащихся.
-
Внеклассные занятия по русскому языку "Откуда пришли слова" 2008
В работе представлено внеклассное занятие по русскому языку для начальных классов из разработанного цикла "Откуда пришли слова", состоящего из конспектов 20 занятий и электронных приложений к ним. Внеклассные занятия направлены на формирование лексического запаса, объяснение современного значения слов и знакомство с их этимологией.
-
Разработка урока "Сложные предложения с различными видами связи" 2008
Урок совершенствований знаний, умений и навыков. Данный урок предназначен для учащихся 9-го класса с достаточным и оптимальным уровнем развития. Данная методическая разработка урока предназначена для учителей русского языка в 9-х классах общеобразовательных школ и ставит целью оказание практической помощи учителю в поисках и выборе методических путей решения проблемы преподавания сложного синтаксиса. На данном уроке применен фоновый подход. В течение всего урока весь дидактический материал объединен единой сквозной эколого-краеведческой темой.
-
Лингвистический КВН, 5-й класс 2008
Сценарий лингвистического КВНа для 5-го класса. Соревнование рассчитано на участие двух команд. Приведен богатый фактический материал для организации конкурсов. Ко всем вопросам даны ответы.
-
Лингвистические игры (материал к уроку) 2008
Подборка лингвистических игр для уроков словесности в начальной школе. Описаны правила игр, даны методические рекомендации по применению. Все игры снабжены ответами.
-
Интегрированный урок русского языка и информатики 2008
Представлен интегрированный урок по русскому языку и информатике. Урок проводится на базе класса информационных технологий, каждый ученик работает на ПК. Ведут урок учителя русского языка и информатики. Данная форма урока позволяет формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития.
-
Урок развития речи: "Описание внешности. Сочинение по картине Н.И. Фешина "Портрет дочери Ии" 2008
Цель урока - подготовить учащихся к написанию сочинения по картине Н.И. Фешина "Портрет дочери Ии". На уроке активизируется портретная лексика, приводятся описания внешности героев из различных произведений. Ребята выступают с индивидуальными сообщениями о художнике Н.И. Фешине, о его портретах. Учитель даёт задание описать внешность героини, используя имена прилагательные, причастия и причастные обороты. Дома учащиеся пишут сочинение.
-
Интегрированный урок, 10-й класс, английский язык + русская словесность 2008
Залог успешности работы с учениками на интегрированном уроке - четкая скоординированность целей обучения двум школьным предметам, выработка единых методических подходов к обучению. Выбирая тот или иной прием или форму работы с детьми, учитель должен учитывать два аспекта - научное обоснование метода и психолого-возрастные особенности учеников. Предлагаем разработку интегрированного урока по русской словесности и английскому языку. Основным направлением организации лингворечевой деятельности учащихся на таком уроке является работа с готовым текстом и конструирование собственного.
-
Интегрированный урок, 5-й класс, русская словесность + музыка + ИЗО 2008
Учащиеся, слушая музыку, работая с картинами художников, анализируя художественный текст, приходят к выводу, что у каждой из этих областей свои средства создания образа. Но некоторые из них могут являться средством создания образов не только в одной из них (например, ритм, интонация). Учащиеся должны усвоить на таком уроке, что образ является формой чувственно-образного восприятия мира, поэтому для исследования был выбран один объект - метель.
-
Приемы педагогической техники на уроках русского языка и литературы 2008
Речевая деятельность учащихся многообразна: слушание, чтение, говорение, письмо. Наше время требует грамотного, осмысленного овладения не просто речью, а хорошей речью. У кого же учиться, как не у мастеров слова - писателей и поэтов.
-
Школьная газета – одна из форм творческой деятельности 2008
Чтобы пробудить у ребёнка интерес к русскому языку, развить умение чувствовать и видеть красоту родного слова, необходимо направить ученика "на путь поиска и находок" (Т.В. Напольнова), часто повторяя при этом китайскую мудрость: "Я слушаю - я забываю. Я вижу - я запоминаю. Я делаю - я понимаю". Всё это очень важно в настоящее время, когда образование понимается не только как сумма знаний, объём некоторой информации, получаемые и запоминаемые учащимися, но и как деятельность школьников, а также их эмоции и отношение к изучаемому материалу.
-
Применение игровых технологий на уроках русского языка 2008
Авторский УМК, который представляет собой систематизированный, сгруппированный в соответствии с разделами и параграфами стабильных учебников по русскому языку набор карточек с ребусами и кроссвордами, основное назначение которых - дополнить практическую часть учебника, помочь учителю в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической грамотности, обеспечив его занимательным материалом для ведения систематической и планомерной работы, а ученику - помочь в усвоении того или иного программного материала в необычной форме, повысить общую культуру.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Синтаксис" 2008
Представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Синтаксис" составлен с учетом психо-физиологических особенностей учащихся 12-летней школы. Используются технологии личностно-ориентированного обучения, разноуровневые задания. Предполагается организация работы в парах, группах и индивидуально.
-
Урок русского языка в 6-м классе, разработанный на основе нейролингвистического программирования 2008
В данном конспекте урока с использованием технологии НЛП (нейролингвистического программирования) предложены методы и приёмы обучения с учётом ведущих модальностей детей: визуалы, аудиалы и кинестетики.