Русский язык
-
Методическая разработка урока русского языка "Читая миниатюры М.М. Пришвина…" (комплексный анализ текста), 10-й класс 2009
Урок учит совершенствовать умение анализировать текст, его структуру, языковые особенности. Главная цель анализа художественного текста - обучение школьников технологии построения собственного текста на примере классики. Обращение словесников к использованию ИКТ – попытка поднять интерес ученика к изучению русского языка, поэтому учащимся предлагаются задания творческого характера (создание собственных презентаций). На уроке можно увидеть самостоятельную работу учащихся (конструирование текстов лингвистического содержания с помощью клише, создание синквейнов).
-
Урок-путешествие по теме "Морфологический разбор наречий", 7-й класс 2009
Урок призван познакомить учащихся с морфологическим разбором наречий как части речи; формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе; обогащать речь школьников за счет использования наречий в речи; воспитывать умение взаимодействия.
-
Повторение и систематизация материала по теме "Правописание одной и двух букв Н в полных именах прилагательных и причастиях" 2009
Наряду с заявленной темой урока ставятся цели развития речи учащихся и воспитания чувства прекрасного, любви к родной природе с помощью предлагаемого для анализа текста. Урок сопровождается презентацией.
-
Региональный компонент на уроках русского языка. Урок "Описание внешности представителя этнической группы в научном стиле" 2009
Включение регионального компонента оказывает влияние на формирование личности учащихся. Уроки с использованием материала о родном крае не только познавательны, но и имеют обучающий характер. Подобная работа увлекает ребят и вызывает у них живой интерес. Использование регионального компонента осуществляется через уроки развития речи.
-
Разряды имен прилагательных (6-й класс) 2009
Цель урока: закрепить изученный материал о разрядах имен прилагательных, знать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных, отрабатывать умение определять разряды, уметь обосновывать свое мнение; развивать творческие способности учащихся, монологическую и диалогическую речи, развивать память школьников, наблюдательность, познавательный интерес к предмету, умение самостоятельно обобщать материал, делать выводы.
-
Урок русского языка в 11-м классе "Слитное и раздельное написание омонимичных частей речи" 2009
Целями урока является отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи, выработка орфографической зоркости, развитие речи учащихся. Урок проводится в 11-м классе в ходе подготовки к ЕГЭ.
-
Обучение русскому языку как неродному 2009
«Как организовать учебный процесс?», «Как обучить русскому языку нерусских учащихся?», «С чего начать?» – эти вопросы встали перед учителями, работающими в этноклассах. Автор статьи нашла ответы на поставленные вопросы и продолжает работать над ними дальше. Цель работы – создание условий для «мягкого» включения детей в процессе обучения; корректировка имеющихся и формирование новых знаний в области русского языка; обучение аудированию, чтению, говорению, письму; снятие интерференции в речи и на разных уровнях языковой системы.
-
Урок русского языка по теме Путешествие по городу Причастие. 6-й класс 2009
Особенно интересно проходят уроки объяснения учебного материала с использованием презентаций. Информация становится не только дозированной, но и зрелищной. Деятельность учителя заключается в управлении темпом подачи материала, акцентировании внимания учеников на наиболее важных моментах, повторении и разъяснении непонятных положений. Ученики в тетрадях делают пометки, выписки, цитаты, составляют конспект излагаемого материала. Таким образом, формируются учебно-информационные учения и навыки.
-
Урок "Повторение и обобщение по теме "Лексика". 5-й класс 2009
Цели урока: обобщить знания по теме "Лексика", научиться правильно употреблять синонимы и слова с переносным значением.
-
Программа факультативного курса по русскому языку "Русский язык в современном обществе", 8-й класс 2009
Разработка этой программы вызвана отсутствием программ факультативных курсов по русскому языку для школы основной ступени. Цель предложенных в рамках курса занятий - обучение учащихся умениям и навыкам, необходимым в современной жизни. Каждая тема предлагает новую ситуацию общения, новые условия речевого общения. Учащиеся от занятия к занятию овладевают нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения. Основная цель курса - содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни - навыками успешной коммуникации.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Схема разбора ССК. Систематизация изученного по теме" 2009
План-конспект призван систематизировать знания учащихся по теме, проверить прочность и правильность их усвоения, скорректировать пробелы в знаниях учащихся, закрепить усвоенные знания. Карточки-задания для самостоятельной работы учащихся предполагают дифференцированный подход к проверке знаний детей.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Подготовка к сочинению-характеристике хорошо знакомого человека" 2009
Предлагаемый план-конспект урока предполагает обучение написанию сочинения-характеристики и совершенствование написания сочинения-рассуждения по заданной проблеме. В приложении 2 содержатся темы сочинения, которые выдаются ребятам для подготовки дома. Раздаточный материал, который содержится в приложении 1, выдается учащимся на уроке с целью экономии времени при подготовке к сочинению.
-
Общественный смотр знаний по русскому языку 2009
Общественный смотр знаний развивает стремление к самостоятельному поиску знаний, а также создает психологический комфорт ученику. Победа вселяет уверенность в своих силах, даёт возможность пережить прекрасные минуты гордости и всеобщего восхищения, вызванного именно учебными достижениями
-
Прошедшее время глагола (5-й класс) 2009
Цель: познакомить пятиклассников с образованием формы прошедшего времени глагола, проверить усвоение ранее изученных тем "Правописание -ться и -тся в глаголах", "Виды глаголов"; закрепить умение различать виды глагола, образовывать видовые пары. Урок проводится в игровой форме: учащиеся находятся в кафе, где за правильный ответ они получают чашечку чая.
-
Урок русского языка (с использованием технологии развивающего обучения - адаптативной системы обучения) "Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е)" 2009
Урок разработан в соответствии с методическими особенностями технологии развивающего обучения Н.П. Капустина – адаптивной системы обучения. Дидактический материал позволяет закрепить знания учащихся по данной теме на репродуктивном (вариативном) уровне, а также применить их в изменённых ситуациях. Использованы различные формы работ: индивидуальные, парные, групповые, т.е. учащийся работает в течение всего урока. Познавательная деятельность ученика на уроке мотивирована: каждому предоставляется возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить за это одобрение.
-
Роль внеклассных мероприятий по русскому языку и литературе в формировании познавательного интереса учащихся, в повышении их культурного уровня 2009
Работа представляет собой обмен опытом и рассказывает о деятельности учителя и учащихся во внеурочное время. На конкретных примерах показаны формы совместного творчества педагога и его учеников. Указаны аспекты и пути формирования интереса к урокам русского языка и литературы посредством проведения внеклассных мероприятий.
-
Обобщающий урок русского языка в 4-м классе по теме "Глагол" 2009
Урок-путешествие – одно из интересных средств обучения. На уроке формируется устойчивый интерес к учебе, снимается скованность и напряжение. При обобщении изученного материала целесообразнее проводить уроки в игровой форме, так дети быстрее вспоминают, применяют пройденный материал.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Употребление имен существительных в речи" 2009
Представлен урок, на котором использованы здоровьесберегающие технологии: смена форм и видов деятельности, физкультминутка. Не последнюю роль в воспитании здорового образа жизни играют и содержание урока, и предложенные тексты, словарная работа нацелена на формирование у учащихся понятий о здоровье физическом и духовном.
-
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку и математике для 2–4-х специальных коррекционных классов VII вида 2009
Тексты контрольных измерителей составлены в виде контрольных работ по математике и контрольного списывания и диктантов по русскому языку с соответствующей шкалой "Оценивание" в одном варианте, а также представлены таблицы в помощь учителю.
-
Урок русского языка "Назывные предложения" 2009
На уроке учащиеся знакомятся с назывными предложениями, учатся находить назывные предложения в тексте и определять их роль в художественной литературе, а также пользоваться назывными предложениями в описании для обозначения места, времени.
-
Итоговая работа по русскому языку за курс 7-го класса 2009
Итоговая работа по русскому языку (учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой) самостоятельно разработана учителем и по форме соответствует мониторинговым работам нового типа для 9-го класса: включает в себя написание сжатого изложения, ответы на тестовые задания (представлено 4 варианта) и создание сочинения-рассуждения. Работа позволяет комплексно проверить знания, умения, навыки учащихся и может быть использована для повторения изученного в 8-м классе.
-
КВН по русскому языку в 4-м классе 2009
Предлагается сценарий проведения КВН по русскому языку.
-
Нескучные уроки в 5-м классе 2009
Интеллектуальный марафон по русскому языку проводится в конце каждой четверти. Работа, носящая занимательный характер, обеспечивает повторение или закрепление пройденного материала, способствует углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса учащихся, развивает смекалку, сообразительность.
-
Разработка урока по русскому языку в 8-м классе на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение" 2009
Урок-повторение основных сведений о второстепенных членах предложения, обобщение имеющихся знаний о дополнении, формирование умения определять способы выражения дополнений, определять прямые и косвенные дополнения. Повторение проходит на практическом материале из работы над ошибками по методической модели концентрического обучения. Вторая часть урока - объяснение нового материала строится с использованием частично-поискового метода обучения.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме "Текст как единица связной речи" 2009
Урок направлен на формирование речевой компетенции выпускника через анализ текстов различного стиля. Предложенные тексты исследуются по следующим уровням языка: лексическому, синтаксическому и стилистическому. В содержание урока также включены упражнения на развитие орфографической зоркости. Грамотное письмо - важный показатель подготовленности выпускника к ЕГЭ. Творческие упражнения позволяют учителю решать проблему мотивации к изучению языковых средств, к созданию текстов собственного сочинения и готовят учащихся к выполнению части С ЕГЭ.
-
Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию на тему "Первое дыхание весны" 2009
Урок рассчитан на учащихся 6-7-х классов и призван помочь им в сборе и структурировании фактического и языкового материала, необходимого для создания пейзажной зарисовки. Домашнее задание к уроку носит опережающий характер: за неделю до занятия учащиеся объединяются в творческие группы, каждая из которых работает в предложенном направлении. Роль учителя заключается в распределении объектов изучения между учащимися с учётом их интересов и способностей, а также в консультативной помощи в ходе самостоятельной исследовательской деятельности учеников.
-
Описание действий. Сочинение по картине С.А. Григорьева "Вратарь", 7-й класс 2009
Цели урока: подготовить учащихся к описанию действий людей, изображенных на картине; закрепить умения использовать деепричастия в своей речи; собрать материал для написания сочинения по картине; дать понятие о композиции картины как одном из средств выражения замысла художника.
-
Упражнение в распознавании однокоренных слов 2009
Урок русского языка во 2-м классе по образовательной системе "Школа – 2100".Урок закрепления изученного материала по теме: "Корень. Однокоренные слова". Подобранный материал позволяет в игровой занимательной форме упорядочить и закрепить знания учащихся по данной теме. В уроке присутствует коллективная и самостоятельная работа детей. Ученики имеют возможность под руководством учителя наблюдать, сравнивать, анализировать языковые ситуации.
-
Имя числительное (обобщение и закрепление), 6-й клас 2009
Открытый урок "Такая выпала судьба" по теме "Обобщение и закрепление самостоятельной части речи "Имя числительное" в 6-м классе. Урок проводится наглядно-действенным методом. Построен с использованием современных образовательных технологий. Цель - показать совместную и самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся. Кроме образовательной задачи, урок играет большую воспитательную роль.
-
Применение методики обучения русскому языку средствами субъективизации на уроке в 6-м классе по теме "Собирательные числительные" 2009
Применение методики обучения русскому языку средствами субъективизации повышает активность и осознанность действий школьников, улучшает качество знаний, способствует интеллектуальному и речевому развитию учащихся. Субъективизация предполагает качественно новый уровень роли школьников в организации и осуществлении учебной деятельности, предусматривающий их прямое и непосредственное участие в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока.