Цель: обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте.
Задачи
Образовательные:
- совершенствовать навык отличия деепричастий от других частей речи;
- отработать практическое умение образовывать деепричастия;
- совершенствовать навыки правописания деепричастий;
- закрепить умение правильно ставить знаки препинания при деепричастном обороте.
Развивающие:
- закрепить умение правильно употреблять деепричастия в речи;
- развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умения анализировать, обобщать.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала, формы урока-путешествия, использования ИКТ.
Тип урока: обобщающий урок-путешествие с использованием ИКТ.
Оборудование: записи на доске, компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, кроссворд, программа “Фраза”.
Ход урока
1. Организационный момент
(Объявление темы, цели, задач урока) (слайды 1 – 5).
- Ребята, сегодня у нас урок необычный, поэтому мне хочется, чтобы у вас было хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и останьтесь такими до конца урока…
Руководствуясь картой, мы с вами совершим путешествие по городу “Деепричастие”, посетим главные достопримечательности этого города.
Самое известное место города – проспект Теоретический. Здесь мы вспомним самые важные сведения о деепричастии, встретимся с местными жителями этого города. Зайдем на площадь Словообразования, где вспомним, как образуются деепричастия. Пройдем по главным улицам Орфографическая и Пунктуационная, вспомним необходимые правила. Последний пункт – площадь Стилистическая, здесь мы закрепим умение правильно употреблять деепричастия в речи.
Вместе с нами отправятся в путь Артур и его забавные друзья.
Итак, в путь!
2. Основная часть урока.
1) Проспект Теоретический (слайд 6).
- Закончите фразы… (слайд 7).
Цель: проверка теоретических знаний учащихся.
- Решите кроссворд. Впишите в клетки деепричастия (слайд 8).
Цель: проверка умения отличать деепричастие от других частей речи.
- Деепричастия очень часто используют поэты в своих стихотворениях.
Прочитайте стихи, найдите деепричастия, докажите, что выбранные вами слова – деепричастия (слайд 9).
- Какую роль играют деепричастия в поэтической речи?
2) Площадь Словообразовательная (слайд 10)
- Для того чтобы не делать орфографических ошибок при написании деепричастий, необходимо понимать, как они образованы.
Расскажите, что вам известно о деепричастиях совершенного и несовершенного вида.
- Распределительный диктант (по вариантам) (слайд 11).
Физминутка
3) Улица Орфографическая (слайд 12).
- С какой орфограммой мы познакомились в теме “Деепричастие”? (правописание НЕ с деепричастиями)
Задание всему классу: списать, раскрыть скобки, обозначить орфограмму (слайд 13).
Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе “Фраза”).
4) Улица Пунктуационная (слайд 14).
Задание всему классу: найдите предложения, в которых есть деепричастный оборот, графически обозначить его (слайд 15).
Индивидуальная работа за компьютером 8 человек (по программе “Фраза”).
5) Площадь Стилистическая (слайд 16).
Мы очень часто употребляем деепричастия и деепричастные обороты в письменной речи, так как это способствует повышению образности, но, к сожалению, не всегда замечаем грамматические ошибки.
Задание: исправить ошибки в употреблении деепричастий (слайд 17).
6) Выполнение теста (5 заданий).
Цель: проверка знаний и умений по изученной теме.
3. Итоги урока (слайд 18,19).
Домашнее задание:
подобрать из поэтических текстов примеры с
использованием деепричастий;
выполнить морфологический разбор 2 деепричастий;
индивидуальная работа по карточкам (слабым
учащимся).