Урок русского языка в 8-м классе по теме "Подготовка к сочинению-характеристике хорошо знакомого человека"

Разделы: Русский язык


Тип урока

Урок развития речи учащихся

Примечание.

Темы сочинения учащимся выдаются заранее (см. приложение 2).

Этот урок проводится на первом часе спаренного урока.

На втором часе проходит непосредственно написание сочинения-характеристики.

Цели урока

Образовательная

Сформировать у учащихся понятия “портретное описание” и “характеристика” человека

Воспитательная

Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера человека и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни

Коррекционная

Свести к минимуму вероятность негативных поступков учащихся в повседневной жизни.

Задачи урока

  1. Закрепить основные методы написания сочинения-описания.
  2. Научить ребят писать сочинение-характеристику человека.

Оборудование урока

  1. Классная доска
  2. Распечатанные материалы для подготовки к сочинению
  3. Учебник русского языка для 8 класса
  4. Тетради для творческих работ учащихся.

    Ход урока

  1. Оргмомент. Приветствие учителя и гостей урока.
  2. Вводная беседа с учащимися. Объяснение целей и задач урока.
  3. Нам предстоит написать комплексную работу:

  • Сочинение-описание внешности человека
  • Сочинение-характеристику человека
    • Материал для обсуждения (выдается учащимся в виде распечатанных материалов, см. приложение 1):

I. Что такое описание?

  • Изобразить что-либо или рассказать о чем-либо в письменной или устной форме.
  • Изложить сведения о составе и особенностях чего-либо.
  • Создать письменный перечень чего-либо.
  • Сочинение или изложение, в котором описывают что-нибудь.
  • Вывод: Какой стиль речи будем использовать при написании? (описание с элементами повествования)

II. Что такое характеристика?

  • Описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-либо (то есть описание качеств характера и поступков человека и их оценка).
  • Официальный документ с отзывом о служебной или общественной деятельности кого-либо.
  • Вывод: Нам предстоит описать и дать оценку поступкам и качествам характера человека, которые могут быть положительными и отрицательными.

Итог вводной беседы: Сегодня мы пишем сочинение-описание внешности, качеств характера и поступков человека и даем им оценку.

III. Анализ фрагментов описаний внешности человека (используется материал упражнения № 93, страница 46 учебника по русскому языку для 8 класса, которое предварительно задавалось на дом).

        Примерные вопросы для анализа:

1. Кто описывается в первом (во втором) отрывке?

2. Какие выводы о чертах характера этого человека мы можем сделать и по каким словам?

Итог анализа фрагментов:

Все ли понятно, как описывать характер человека и его поступки?

IV. Обсуждение возможного плана сочинения (предварительно записывается на доске)

  1. О ком я хочу рассказать и почему?
  2. Особенности внешности этого человека.
  3. Основные черты его характера.
  4. Дела (поступки), в которых они раскрываются.
  5. Что привлекает меня в этом человеке?

    Вопросы для обсуждения плана сочинения:

  1. Это какой вид плана? (простой)
  2. Если перестроить этот план в сложный, какие части этого простого плана куда попадут? (Первый пункт во вступление; второй, третий и четвертый – в основную часть; пятый – в заключение)

    Итог обсуждения возможного плана сочинения: Предлагаемый план принять за основу.

V. Итог урока.

Всем ли понятно, как и о чем мы будем сегодня писать?

В этот момент урока необходимо обратить внимание ребят на следующие моменты:

  • При простой портретной зарисовке не всегда дается подробное описание внешности и всех черт характера человека, а выделяются только главное, особенное в нем.
  • Характер описания зависит от нашего отношения к этому человеку.

VI. Домашнее задание: Повторить по учебнику и тетрадям основные виды сказуемых в русском языке.

          Примечание:

          Результатом данного урока должно быть успешно написанное учащимися сочинение-характеристика хорошо знакомого человека.