Тип урока
Урок развития речи учащихся
Примечание.
Темы сочинения учащимся выдаются заранее (см. приложение 2).
Этот урок проводится на первом часе спаренного урока.
На втором часе проходит непосредственно написание сочинения-характеристики.
Цели урокаОбразовательная
Сформировать у учащихся понятия “портретное описание” и “характеристика” человека
Воспитательная
Научить ребят отличать положительные и отрицательные стороны характера человека и уметь пользоваться этими знаниями в повседневной жизни
Коррекционная
Свести к минимуму вероятность негативных поступков учащихся в повседневной жизни.
Задачи урока- Классная доска
- Распечатанные материалы для подготовки к сочинению
- Учебник русского языка для 8 класса
- Тетради для творческих работ учащихся.
-
Ход урока
- Оргмомент. Приветствие учителя и гостей урока.
- Вводная беседа с учащимися. Объяснение целей и задач урока.
Нам предстоит написать комплексную работу:
Материал для обсуждения (выдается учащимся в виде распечатанных материалов, см. приложение 1):
I. Что такое описание?
- Изобразить что-либо или рассказать о чем-либо в письменной или устной форме.
- Изложить сведения о составе и особенностях чего-либо.
- Создать письменный перечень чего-либо.
- Сочинение или изложение, в котором описывают что-нибудь.
Вывод
II. Что такое характеристика?
- Описание характерных, отличительных качеств, свойств, черт кого-либо (то есть описание качеств характера и поступков человека и их оценка).
- Официальный документ с отзывом о служебной или общественной деятельности кого-либо.
Вывод: Нам предстоит описать и дать оценку поступкам и качествам характера человека, которые могут быть положительными и отрицательными.
Итог вводной беседы: Сегодня мы пишем сочинение-описание внешности, качеств характера и поступков человека и даем им оценку.
III. Анализ фрагментов описаний внешности человека (используется материал упражнения № 93, страница 46 учебника по русскому языку для 8 класса, которое предварительно задавалось на дом).
Примерные вопросы для анализа:
1. Кто описывается в первом (во втором) отрывке?
2. Какие выводы о чертах характера этого человека мы можем сделать и по каким словам?
Итог анализа фрагментов:
Все ли понятно, как описывать характер человека и его поступки?
IV. Обсуждение возможного плана сочинения (предварительно записывается на доске)
- О ком я хочу рассказать и почему?
- Особенности внешности этого человека.
- Основные черты его характера.
- Дела (поступки), в которых они раскрываются.
- Что привлекает меня в этом человеке?
Вопросы для обсуждения плана сочинения:
- Это какой вид плана? (простой)
- Если перестроить этот план в сложный, какие части этого простого плана куда попадут? (Первый пункт во вступление; второй, третий и четвертый – в основную часть; пятый – в заключение)
Итог обсуждения возможного плана сочинения: Предлагаемый план принять за основу.
V. Итог урока.
Всем ли понятно, как и о чем мы будем сегодня писать?
В этот момент урока необходимо обратить внимание ребят на следующие моменты:
- При простой портретной зарисовке не всегда дается подробное описание внешности и всех черт характера человека, а выделяются только главное, особенное в нем.
- Характер описания зависит от нашего отношения к этому человеку.
VI. Домашнее задание: Повторить по учебнику и тетрадям основные виды сказуемых в русском языке.
Примечание:
Результатом данного урока должно быть успешно написанное учащимися сочинение-характеристика хорошо знакомого человека.