Итоговая работа по русскому языку за курс 7-го класса

Разделы: Русский язык


Цели: проверить степень усвоения материала

Оборудование: распечатанные по количеству учеников тестовые материалы

Часть 1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Объем сжатого изложения - не более 100 слов.

Текст для сжатого изложения.

Каждый человек, бесспорно, любит путешествия. Как приятно, вернувшись из поездки, рассказывать окружающим о том удивительном, что удалось увидеть, о приключениях и смешных случаях в дороге. В этот момент как-то забывается, что у путешествий есть и обратная сторона.

Лишь много поездив, можно понять, что путешествие - это не только веселое приключение, но и суровое испытание. Настоящее путешествие без основательной подготовки не принесет ни радости, ни удовольствия. Это правило должен знать каждый, отправляющийся в путь.

Большинство людей, к сожалению, вовсе не задумываются над сложностями, которые могут возникнуть даже в экскурсионной поездке. "Я же еду отдыхать, что со мной может случиться", - говорят часто люди, претендующие на звание путешественника, но не заслуживающие его. Действительно, нередко путешествие ограничивается проживанием в отеле, купанием в море, шведским столом и парой экскурсий на десерт. Но даже в условиях цивилизации каждого могут поджидать опасности: медузы в море, ядовитые насекомые, аллергия на те или иные продукты, преступность на улицах. Их надо просчитать задолго до начала поездки. Путешествие может превратиться в испытание, если люди двинутся в путь, заранее не узнав об особенностях маршрута и не продумав способов избежать столкновений со сложностями.

Помните-гордое звание путешественника человек может носить только в том случае, если старается предусмотреть все возможные опасности и избежать их.

200 слов

Часть 2.Прочитайте текст и выполните задания 2.1-2.12.

Вариант 1

В уссурийской тайге.

(1)Кто не бывал в уссурийской тайге, тот не может себе представить, какая это чаща, какие дебри. (2)Буквально в нескольких шагах ничего нельзя увидеть.(3) Нам не раз случалось поднимать зверя всего в двух-трех шагах, и мы даже не видели, какое это животное. (4)Только треск ломающихся веток говорил о том, что мы спугнули кого-то с лежки.(5) Вот по такой именно глухой тайге мы шли вот уже подряд в течение двух суток.

(6)Моросило.(7) Было уже около одиннадцати часов утра, а обоз с вьюками нас все не нагонял. (8)Проводник забеспокоился, и мы решили отправиться назад.

(9)Вдруг гольд остановился, затем попятился назад и, нагнувшись к земле, стал рассматривать что-то у себя под ногами. (10)Я подошел к нему.

(11)Совершенно свежие отпечатки большой кошачьей лапы отчетливо виднелись на грязной тропинке.(12) Когда мы шли сюда, следов на дорожке не было.(13) Я это отлично помнил, да и Дерсу не мог бы их не заметить.(14) Значит, все это время тигр шел вслед за нашим небольшим отрядом. (15)Не было сомнения, что страшный хищник еще несколько минут назад стоял здесь и затем, когда услышал наши шаги, бросился в чащу и спрятался где-то за буреломом.

(16)Несколько минут мы постояли, вслушиваясь в тишину и боясь услышать тигриный рык, но она была гробовая.(17) На этот раз - какая-то особенно таинственная и страшная.

(По В. Арсеньеву)

Тестовые задания по тексту "В уссурийской тайге". Вариант 1.

2.1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?

1) Уссурийская тайга сильно заросла и поэтому очень густая.

2) Тигр охотился на путешественников.

3) В тайге путешествовать не страшно.

4) Проводник героя по национальности гольд.

2.2. Какое значение имеет слово ДЕБРИ в прочитанном тексте (предложение 1)?

1) заболоченные места в лесу

2) сильно заросшие густым лесом места

3) малоисследованные области чего-либо

4) места, заросшие субтропической растительностью

2.3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) публицистический стиль, повествование.

2) художественный стиль, описание.

3) художественный стиль, рассуждение.

4) художественный стиль, повествование.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательной частицы?

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

2.5. Какое средство речевой выразительности используется во фразе "ничего нельзя увидеть" в предложении 2?

1) эпитет

2) олицетворение

3) метафора

4) гипербола

2.6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) поднимать

2) ломающихся

3) таинственная

4) особенно

2.7. Каков способ образования слова СОМНЕНИЕ (предложение 15)?

1) суффиксальный

2) приставочно-суффиксальный

3) сложение

4) приставочный

2.8. Какой частью речи является слово ЛОМАЮЩИХСЯ (предложение 4)?

1) существительное

2) прилагательное

3) действительное причастие

4) страдательное причастие

2.9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?

1) обыкновенное чудо

2) несвоевременные мысли

3) проданный смех

4) писанный маслом

2.10. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

1) 2

2) 3

3) 4

4) 1

2.11. Укажите предложение с одним обособленным обстоятельством.

1) 3

2) 6

3) 9

4) 12

2.12. Какая характеристика предложения 4 является верной?

1) бессоюзное

2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

4) простое

Тестовые задания по тексту "В уссурийской тайге". Вариант 2.

2.1. Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?

1) Уссурийская тайга - густой и труднопроходимый лес.

2) Каждый сможет узнать следы тигра.

3) Часть снаряжения путешественники взяли с собой, остальное осталось в обозе.

4) Герои испугались, что тигр съест их припасы.

2.2. Какое значение имеет слово ЛЕЖКА в прочитанном тексте (предложение 4)?

1) место, где лежит, скрывается зверь

2) место постоянного обитания животного, нора

3) место, где лежат стадами некоторые виды животных

4) место, где в специальных условиях хранится что-либо

2.3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль, повествование.

2) художественный стиль, рассуждение.

3) публицистический стиль, повествование.

4) художественный стиль, описание.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью наречия?

1) 6

2) 7

3) 8

4) 9

2.5. Какое средство речевой выразительности используется во фразе "она (тишина) была гробовая" в предложении 16?

1) эпитет

2) олицетворение

3) метафора

4) гипербола

2.6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) это

2) ломающихся

3) таинственная

4) особенно

2.7. Каков способ образования слова ОТПЕЧАТКИ (предложение 11)?

1) суффиксальный

2) приставочно-суффиксальный

3) сложение

4) приставочный

2.8. Какой частью речи является слово БОЯСЬ (предложение 16)?

1) глагол

2) деепричастие

3) действительное причастие

4) страдательное причастие

2.9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?

1) освещенная сцена

2) мазанный маслом

3) просвещенное население

4) обыкновенный день

2.10. Укажите количество грамматических основ в предложении 9.

1)2

2)3

3)4

4)1

2.11.Укажите предложение с двумя однородными обособленными обстоятельствами.

1) 5

2) 8

3) 12

4) 16

2.12. Какая характеристика предложения 12 является верной?

1) бессоюзное

2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

4) простое

Вариант 2

В горах Атласа.

(1)В предгорье Атласа мы въехали на скорости сто тридцать километров. (2)Дорога шла прямо, лишь изредка делая плавные повороты. (3)Высоту мы набирали незаметно, и казалось странным, что зеленая долина, прорезанная ручьем, вдруг очутилась под нами.

(4)Вдруг шоссе стало резко забирать вверх и огибать гору. (5)На крутых поворотах его ограждали редко поставленные каменные столбики. (6) Поворот следовал за поворотом, нас то прижимало к стенке машины, то валило к дверям. (7)Мы взяли курс на перевал.

(8)Затрудненность дыхания и легкое покалывание в сердце неопровержимо доказывали, что не глубина наращивается под нами, а мы набираем высоту.(9) Могучие кедры за окном сменились низкорослым можжевельником.

(10)Но как ни вилась дорога, перевал, смутно угадываемый за громадами двух соседних гор, не давал к себе приблизиться.(11) Вдруг неожиданно перед нами открылся широкий вид на гористый простор атласских гор.

(12)С удивительной быстротой в нем происходила смена красок. (13)Только что горы были серыми вблизи, розовыми в отдалении и голубыми вдали, и вот уже ближайшие склоны пожелтели. (14)Дальние склоны налились темно-красным; гряды, замыкающие простор, набрали чернильную густоту.(15) Стеклянно позеленело небо. (16)В нем яркой точкой на дневном небосклоне заблистала Венера.(17) Отсюда, с горной высоты, особенно ясно увидели мы, какой трудный и опасный путь пришлось проделать ради того, чтобы взглянуть на эту красоту своими глазами.

(По Ю. Нагибину)

Тестовые задания по тексту "В горах атласа". Вариант 1.

2.1.Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?

1) Атласские горы красивы.

2) Высоко в горах тяжело дышать.

3) Путешествие по горам легко и приятно для каждого.

4) Подъем по горному шоссе к перевалу довольно опасен.

2.2. Какое значение имеет слово ГОРИСТЫЙ в прочитанном тексте (предложение 11)?

1) покрытый горами

2) расположенный в горах

3) похожий на горы

4) изображающий горы

2.3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) художественный стиль, описание.

2) художественный стиль, рассуждение.

3) публицистический стиль, повествование.

4) художественный стиль, описание и повествование.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью наречия?

1) 2

2) 3

3) 4

4) 5

2.5.Какое средство речевой выразительности используется во фразе "склоны налились темно-красным" в предложении 14?

1) антитеза

2) олицетворение

3) метафора

4) гипербола

2.6. В каком слове звуков больше, чем букв?

1) въехали

2) странным

3) забирать

4) набираем

2.7. Каков способ образования слова ПРЕДГОРЬЕ (предложение 1)?

1) суффиксальный

2) приставочно-суффиксальный

3) сложение

4) приставочный

2.8. Какой частью речи является слово УГАДЫВАЕМЫЙ (предложение 10)?

1) существительное

2) прилагательное

3) действительное причастие

4) страдательное причастие

2.9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?

1) необыкновенный день

2) сваренные пельмени

3) жаренный вчера

4) туманная дальлассо-красным"ро блистала Венера. трудностей, кто работает над своим духом и

2.10. Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

2.11. Укажите предложение с обособленным определением.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

2.12. Какая характеристика предложения 13 является верной?

1) бессоюзное

2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

4) простое

Тестовые задания по тексту "В горах атласа". Вариант 2.

2.1.Какое утверждение не соответствует содержанию данного текста?

1) Смена красок в горах - прекрасное зрелище.

2) Горные дороги извилисты.

3) Машина с путешественниками едва не перевернулась.

4) Подъем по горному шоссе к перевалу довольно опасен.

2.2. Какое значение имеет слово ЗАБИРАТЬ в прочитанном тексте (предложение 4)?

1) брать себе

2) быстрее двигаться, увеличивая скорость

3) устремляться

4) поворачивать

2.3. К какому стилю и типу речи относится текст?

1) публицистический стиль, повествование.

2) художественный стиль, описание и повествование.

3) художественный стиль, описание.

4) художественный стиль, рассуждение.

2.4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью союза?

1) 8

2) 9

3) 10

4) 11

2.5.Какое средство речевой выразительности используется во фразе "яркой точкой заблистала" в предложении 16?

1) эпитет

2) сравнение

3) метафора

4) олицетворение

2.6. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) замыкающие

2) ручьем

3) набираем

4) странным

2.7. Каков способ образования слова ЗАТРУДНЕННОСТЬ (предложение 8)?

1) суффиксальный

2) приставочно-суффиксальный

3) сложение

4) приставочный

2.8. Какой частью речи является слово ПРОРЕЗАННАЯ (предложение 3)?

1) существительное

2) прилагательное

3) действительное причастие

4) страдательное причастие

2.9. В каком слове правописание НН определяется правилом "В причастиях с зависимым словом пишется НН"?

1) башенный кран

2) увиденный пейзаж

3) соленный сильно

4) удивленный видлассо-красным"ро блистала Венера. трудностей, кто работает над своим духом и

2.10. Укажите количество грамматических основ в предложении 14.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

2.11. Укажите предложение с обособленным обстоятельством.

1) 2

2) 3

3) 5

4) 11

2.12. Какая характеристика предложения 13 является верной?

1) бессоюзное

2) сложносочиненное

3) сложноподчиненное

4) простое

Часть 3. Напишите небольшое по объему сочинение-рассуждение (не менее 80 слов) на тему "Какого человека можно назвать настоящим путешественником?". Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выскажите свою точку зрения, приведите не менее двух аргументов (доказательств), подтверждающих ее. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.