Цель: совершенствование умения анализировать текст, его структуру и языковые особенности.
Когнитивные задачи:
- отработка умения анализировать текст, определяя тему, основную мысль, языковые средства;
- конструирование текста лингвистического содержания.
Развивающие задачи:
- развитие речи учащихся;
- развитие исследовательских навыков;
- развитие внимания к слову, попытка уловить оттенки авторской интонации.
Ценностные задачи:
- воспитание чувства любви к русской природе, пробуждение чувства прекрасного.
Оборудование урока: раздаточный материал (клише), схема синквейна (структура: 1 существительное, 2 прилагательных, 3 глагола, предложение из 4 слов, образ – ассоциация), рабочие тетради.
Ход урока
Мы продолжаем учиться читать творения замечательного мастера, певца гармонии русской природы, М.М. Пришвина.
Творчество этого писателя оказало значительное влияние на совершенствование русского литературного языка и формирование русского характера.
Сегодня мы вновь будем стремиться к 3 уровню понимания текста, хотелось бы определение Маршака С.Я. “талантливый читатель” отнести и к каждому из нас.
На уроке будут звучать трогательные, необыкновенные строчки пришвинских миниатюр из цикла “Лесная капель”. Эти миниатюры, как говорил автор, “сочинялись” прямо на том месте, где заставала мысль.
Учащимся будет предложено исследование текста, анализ структуры и языковых средств, и конечно, конструирование своих текстов лингвистического содержания.
Запишите число.
Классная работа.
Тема: (1 слайд.)
Попробуйте, исходя из темы, сформулировать
задачи урока.
Таким образом: (2 слайд.)
Эпиграфом к уроку я предлагаю записать слова
Выготского Л.С. (3 слайд.)
(Выразительное чтение, запись в тетрадь):
Какова же фраза М.Пришвина?
О чем его миниатюры?
Давайте попробуем разобраться, обратившись к творчеству этого писателя.
Небольшую презентацию о жизни и творчестве М.М. Пришвина подготовила ученица вашего класса. (Учащиеся слушают, основные моменты фиксируются в тетради). (4-8 слайд) Именно любовь помогает Пришвину творить, создавать такие произведения, которые не могут оставить читателя равнодушным.
Вам предлагается поработать со следующим материалом:
(Выразительное чтение миниатюры учеником) (9 слайд)
В дневнике писателя есть такие строчки “Осень проходит, большая, серая, но темная и сухая, было, помню, в темном лесу на опушку вышла береза, вся золотая…”
Вам нужно доказать, что прочитанные строки являются текстом. Подумайте, какую картинку мысленно вы представляете? Какие средства языка использует автор?
И нам необходимо вспомнить признаки текста (называют).
Таким образом, признаки текста следующие: (10 слайд).
И снова миниатюра (11 слайд).
(Учащиеся работают самостоятельно, используя клише:
Миниатюру можно
озаглавить…………………………………………………..
Тема –
……………………………………………………………………………..
Основная мысль –
………………………………………………………………...
Миниатюру можно разделить на следующие
структурные части:
1.
2.
Части миниатюры связаны по смыслу и структурно.
Смысловая связь их в том, что они раскрывают одну
общую тему и основную мысль.
Структурно предложения
связаны………………………………………………
Стиль миниатюры –
……………………………………………………………..
Эмоциональную выразительность описанию
придают……………………….
Таким образом, миниатюра обладает всеми
признаками текста).
Проверка задания (5-6 минут).
- Какие заголовки получились?
- Как сформулировали тему текста, основную мысль? (Текст ученицы 10-го класса)
(Комплексный анализ текста.
Миниатюру можно озаглавить “Молодой клен”. Читая данную миниатюру, мы представляем себе такую картину: хвойный лес, на его темно-зеленом фоне стоит молодой клен с ярко-желтыми листьями. Каждый его ярко-золотой листочек мы можем сравнить со сказочной жар-птицей (“золотые с длинными красными ножками”). Такой цвет у листьев клена может быть ранней осенью. Однако, желтыми листочки могли стать и вследствие засухи. Как тогда читатель понимает, что это именно осень? Необходимо обратить внимание на 2 предложение. В нем раскрывается отношение автора к “деревцу” – он восхищен им, именно клен привлек его внимание.
Тема миниатюры – описание молодого клена в хвойном лесу (образное представление). Основная мысль – восхищение автора деревцем. Миниатюру можно разделить на следующие структурные части:
- Описание клена.
- Авторское отношение к клену.
Части миниатюры связаны по смыслу и структурно. Смысловая связь их в том, что они раскрывают одну общую тему и основную мысль. Структурно предложения связаны цепным способом. Стиль миниатюры художественный.
Эмоциональную выразительность описанию придают разнообразные языковые средства. Автор сравнивает листья клена со “стаей желтых птиц”, использует лексический повтор, который представляет собой синонимичный ряд: “желтых птиц”, “птицы золотые”. Кроме того, автор одушевляет листочки (“полетят и сядут на тебя”). Очень интересна метафора – листочки “золотые, с длинными красными ножками”. С помощью слов “чуть” и “деревцо” Пришвин показывает свое бережное отношение к клену.
Таким образом, миниатюра обладает всеми признаками текста.).
Для подведения итога занятия я предлагаю создать синквейн (дети работают). (12 слайд).
Текст
Интересный, яркий
Удивляет, захватывает, поражает
Создание текста – занятие увлекательное.
Рождение нового! (работа ученицы 10-го класса)
Домашнее задание. Миниатюра Пришвина М.М.
“Первый мороз”.
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость.
Составить текст с ответом на один из вопросов:
(13 слайд)