Причастие – это часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного.
В. Даль
Слайд 2, 3 - Приложение 1
Цели урока:
Образовательные:
- дать сведения о том, что такое причастие, каковы его основные признаки и суффиксы;
- формировать умение определять исходный глагол, от которого образовано причастие;
- видеть семантическую, словообразовательную и грамматическую разницу между причастиями, прилагательными и глаголами.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ИТ, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
- способствовать формированию культурных интересов и потребностей учеников, формировать навык поисковой и исследовательской деятельности, развивать критическое мышление, устную и письменную речь.
Слайд 4
I. Слово учителя
— Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по городу Причастие. (объявление целей урока)
Путешествие начинается с испытания, которое приготовил для вас волшебник, охраняющий городские ворота:
Слайд 5
Испытания: (с использованием презентации находим правильные ответы)
Слайд 6, 7
- В каком ряду во всех словах можно проверить безударную гласную в корне слова?
А.Просл...влять, уд...вить, предл...гать;
Б.Осв..тить, засв..стеть, уд...лять;
В.Соб...рать, разж...гать, р...сточек;
Г.Ист…рический,прик...саться, по...вление. - В каком ряду в обоих словах пропущена буква Я?
А.Фонтаны брызж…т, люди не обид..т;
Б.Друзья выруч…т, травы стел…тся;
В.Флюгеры верт…тся, они стро…т дом;
Г.Дети дремл…т, врачи леч…т.
Ответы: 1 — Б; 2 — В.
Cлайд 8-11
II. Городские ворота
А сейчас послушайте, что вас ожидает в городе Причастия.
Прежде чем в него попасть, вам необходимо найти подходящий пароль. Затем нужно найти подходящий ключ.
Пароль.
— Вспомните признаки глагола и прилагательного
Cлайд 12, 13
III. Знакомство с городом ПРИЧАСТИЕ
1. Ключ.
— Послушайте сказку и, используя материал учебника (стр.124-125), заполните маршрутный лист. Это и будет «ключ» от города.
Cлайд 14
Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-, -ЯЩ-, -ВШ-, -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье-бытье.
Cлайд 15
Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, — основу».
— Спасибо! — в один голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам — получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.
Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрая волшебница — Имя прилагательное.
Cлайд 16
Выслушала она их горе и согласилась помочь несчастным суффиксам.
— Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
— Спасибо, имя Прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:
— Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.
Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что и в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.
Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.
Глагол сказал:
— Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю вам два вида — совершенный и несовершенный.
— А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, — сказало Прилагательное.
С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.
Cлайд 17
2. Заполнение Маршрутного листа:
Cлайд 18
ВЫВОД:
Cлайд 19
IV. Закрепление
Упр.300 стр.125-126
Пронизанных туч – пронизать, сов.в., прош.вр., невозвр., мн.ч., род.п.
Озаривший и гаснувший луч – озарить и гаснуть,
Озаривший – сов.в., прош.вр, невозвр., ед.ч., м.р., им.п.
Гаснувший –несов.в., прош.вр., невозвр., ед.ч., м.р., им.п.
Летящий, спешащий лист – лететь, спешить – несов. в., наст.вр., невозвр., ед.ч., м.р., им.п.
V. Замок «Внимание»
Но не все просто в этом городе. Нам необходимо научиться отличать жителей этого города от имен прилагательных, на которые они очень похожи. Давайте войдем в замок.
Cлайд 20, 21
Чтобы различить прилагательное и причастие, необходимо:
Cлайд 22, 23
Закрепление:
Cлайд 24-26
VI. Тренировочные упражнения
1. А сейчас я проверю, как внимательны вы были в процессе знакомства с городом ПРИЧАСТИЕ.
Задание:
Найдите среди данных слов причастия и докажите правильность своего выбора. Выделите суффиксы причастий.
Cлайд 27
Жаждущий, танцующий, глупый, вымытый, школьный, уснувший, поющий, говорящий, деревенский, объёмный, чумазый, плачущий, умный, обманутый, вывезенный, удивляющийся, пятый, лосиный, крупный, синеющий, синий, седой, седеющий, мохнатый.
Проверка: Cлайд 28
2. Образуйте (устно) от данных глаголов причастия (используйте суффиксы из маршрутного листа):
оберегать –
уважать –
обидеть –
изучать –
освещать –
читать –
любить –
VII. Итог урока
— С каким новым городом вы сегодня познакомились?
— Чем запомнился вам этот город?
VIII. Домашнее задание
§24, с.124-126, упр.303
Презентации "Путешествие по городу Причастие" — Приложение 1, "Причастный оборот" — Приложение 2. План урока — Приложение 3.