Урок русского языка в 5-м классе "Понятие о литературном языке"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с основными разделами  науки о русском языке, с нормами литературного языка.
  2. Акцентировать внимание на важности знания и соблюдения этих норм.
  3. Формировать навыки овладения понятиями «нормы языка и речи».
  4. Совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

Оборудование урока: Энциклопедический словарь юного филолога, под редакцией М.П. Панова  –М.; 1984г.

Ход урока

I  этап: Организационный момент

II этап: Сообщение темы и цели урока

III этап: Основная часть урока

Слово учителя

У: Что касается литературного языка, то свои истоки литературный язык берет еще из древнерусской литературы. Но 19 век стал временем окончательного становления русского литературного языка. Огромная заслуга в этом принадлежит А.С. Пушкину. Его творчество – итог поисков, каким должен быть литературный язык.

Ребята, давайте обратимся к  « Энциклопедическому словарю юного филолога» и узнаем, что такое литературный язык?

Доклад одного из учащихся:

«Литературный язык - язык официально-деловых документов, школьного обучения, письменно-бытового общения, науки, публицистики, художественной литературы, всех проявлений культуры, выражающихся в словесной форме…»

У: Так вот, наука о языке называется языкознанием (языковедением, лингвистикой)

На доске:

ЯзыкОзнание,  языкОведение,  лИнгвистИка

Наука о языке включает несколько основных разделов. Давайте познакомимся  с предлагаемым нам материалом

На доске:

Основные разделы науки о русском языке
Фонетика Звуки речи
Морфемика Состав слова
Лексика Словарный состав языка
Грамматика Морфология Слова как части речи
Синтаксис Словосочетания и предложения

У: С названными разделами тесно связаны орфография, пунктуация, орфоэпия и стилистика. Изучение этих разделов поможет вам научиться более точно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Словарная работа

Языкознание, языковедение, лингвистика, фонетика, морфемика, лексика, грамматика, морфология, синтаксис.

Работа с учебником(чтение теории с  пояснением учителя)

На территории нашей страны не все и не везде говорят по-русски одинаково. На севере «окают»,  на юге «акают»; на севере – свекла, на юге - бурак. Но при этом отметим, что  общим для всех является  русский литературный язык. Литературный язык- это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски. Нормы литературного языка - это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом.

У: Какие нормы литературного языка вам знакомы?

У: Произносительные, морфологические, синтаксические, стилистические, нормы правописания.

У: Сделаем вывод: благодаря соблюдению литературной нормы язык становится более удобным средством общения, нарушение его мешает общению и затрудняет его. Знание норм и умение правильно говорить и писать составляют культуру речи.

Поиграем

Помогите восстановить загадочную надпись.

  .у…ий      .и.е.а.у..ый    я.ы. (Русский литературный язык)

Физминутка  (Звучит космическая музыка)

У: Закройте глазки. Примите удобную позу, расслабьтесь и постарайтесь представить, увидеть и почувствовать. Мы вылетаем в космическое пространство. Море звезд, планет, комет, метеоритов. Впереди — красная звезда. Весь негатив, все проблемы и переживания сбросьте на нее, чтобы они сгорели дотла. Не касаясь огня, мы движемся вперед. Впереди метеоритное облако, потрогайте, какое оно мягкое, пушистое, полежите на нем, почувствуйте его мягкость, воздушность. Справа — голубая планета. Почувствуйте свежесть и прохладу, которая исходит от нее. Легкий ветерок обдувает ваши лица. Слева — желтая комета. Она теплая. Почувствуйте ее тепло. Впереди — зеленая планета. Зеленый — цвет спокойствия. Вам легко. Вы не чувствуете тяжести, тревог. Ощущение полета бабочки. Чувство спокойствия и удовлетворения. Я буду считать от 5 до 1. Когда услышите цифру 1, откройте глаза.

Продолжение изучаемого материала

У: Итак, знание норм и умение правильно говорить и писать составляют культуру речи. Культура речи- это часть общей культуры человека. Какие  вы знаете признаки культуры речи?

У: Правильность, точность, чистота, выразительность, логичность, уместность, богатство.

У: У Ивана Алексеевича Бунина есть такие строки

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.

Творческая работа на тему «Бесценный дар в моей жизни» (мини - работа).

IV этап: Закрепление изученного

Комментированное письмо

Запишите предложения, раскрывая скобки и выбирая слова литературного языка. Будет ли понятен вам смысл каждого предложения, если употребить другие слова из скобок? Почему?

(Лозг, овраг)  был глубокий. (Чки,льдины) проплывали медленно. (Стодол, сарай) стоял на просторном (базу, дворе).

Орфоэпическая работа

Произнесите слова в соответствии с нормой произношения: красного, чего, что, здравствуйте, средства, модель, понял. Составьте предложения с этими словами.

Тренировочное упражнение

Прочитайте текст А.Н. Толстого. Почему можно назвать его образцовым? Запишите текст по памяти.

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью… Что такое Родина?- это весь народ. Это его культура, его язык.

V этап: Подведение итогов

У: Молодцы! Вы сегодня порадовали меня. Показали хорошие знания темы урока. Работали дружно и многое успели сделать. А сейчас покажите настроение урока.