Урок русского языка в 6-м классе по теме "Лексика"

Разделы: Русский язык


Обучающая цель урока: повторить материал, изученный в разделе “Лексика”:

  • синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова;
  • познакомить учащихся с происхождением и этимологией знакомых им слов.

Развивающая цель: развитие мыслительной деятельности, творческих способностей учащихся .

Воспитательная цель: воспитание любви к русскому слову.

Тип урока: комбинированный с ИКТ.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя.

Узнать интересное, разгадать трудное… Кто же не мечтает об этом?!

А ведь истинное удовольствие от своих маленьких побед можно получить и от того, что ты узнал новое слово, или от того, что старое слово, привычное открылось тебе совсем по - новому.

1 слайд. Тема сегодняшнего урока:

“Слово о словах, или знакомые незнакомцы”

2 слайд.

“Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём в их царстве”, - говорил русский философ Н. Бердяев.

Слов на свете великое множество…

3 слайд. Чтение стихотворения М. Пляцковского.

Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех …

Сегодня я хочу рассказать вам о словах, которые знакомы каждому из нас с детства. Мы произносим их чуть ли не каждый день:

4 слайд.

образование, школа, товарищ, нельзя …

Задумывались ли вы о том, почему мы говорим именно так, а не иначе?

5 слайд.

Представляю, как вы удивитесь, узнав, что слово школа, заимствованное нами из древнегреческого языка, значило “досуг”. Не правда ли, странно: школа - и вдруг досуг?

Дело в том, что в прошлом греки под досугом подразумевали не безделье, а свободные, на досуге беседы мудрецов - философов со своими учениками о разных науках.

Вначале проводились только беседы, но позднее появились самые настоящие занятия, где детям преподавали чтение, письмо, счет, гимнастику, музыку, поэзию, ораторское искусство. Родилась школа.

Запишите это слово, укажите, из какого языка оно пришло в русский.

(Эту работу обучающиеся выполняют и дальше)

6 слайд.

Приглядитесь повнимательнее к слову урок.

Вы увидите, что это почти точная копия слова уговор: приставка та же самая, а основа говор (от говорить) равнозначна корню рок/рёк, того же корня, что слово реку “говорю”, речь.

У-рок - это у-словие. Наши современные значения его: “задание”, а также “время занятий” - образовались от этого, древнейшего.

7 слайд.

А откуда взялось слово пенал ?

Перо по-латыни будет реппа. А где хранили перья? В специальной коробочке, которую называли пенал. Теперь мы в нее складываем и ручки, и карандаши, и даже для резинки найдется там местечко. А название этой коробочки произошло, как мы уже знаем, от слова реппа.

Кстати сказать, раньше писали настоящими гусиными перьями. И хотя потом они были заменены более удобными металлическими пластинками для письма, название перо, перья по традиции сохранилось. И уж, конечно, вы теперь это слово будете писать правильно: пенал.

8 слайд.

А вот слово тетрадь было заимствовано из среднегреческого языка. Наше тетрадь возникло из tetradion, суффиксального производного от tetras “четвертая часть листа”. Попробуйте перегнуть лист пополам, потом еще раз пополам. Остается разрезать его закрытые части и сшить посередине: тетрадь готова. В ней будет четыре листа. Именно такими были первые тетради. Сейчас таких четырехлистных тетрадей и в помине нет, а вот словечко осталось, и видимо навсегда.

9 слайд.

Когда мы пишем, то прибегаем к красной строке.

И в книгах есть красные строки. Но почему строку, с которой начинается каждый абзац, мы называем красной, а не белой или синей?

А вот почему. Когда еще не было изобретено книгопечатание, книги переписывались от руки. Перед писцом стояли баночки с чернилами двух цветов - черной и красной. Весь текст переписывался черными чернилами, а начиная новую страницу, писец менял кисточку, рисовал замысловатый узор, выводил красной краской фигурную первую букву.

В древнерусском языке слово красный употреблялось в значении <красивый>. Ср. красноречие, ради красного словца, красная девица, на миру и смерть красна.

Обозначать цвет этим словом стали позже.

10 слайд.

А вот одно не очень стоящее словечко: ошибка.

Из слов сшибать, отшибить легко выделить корень -шиб-, означающий <бросок>, “удар”. В некоторых народных говорах и сейчас слово ошибаться означает “нанести удар мимо цели”. Таким образом, ошибка буквально понималась как промах, неточное попадание при ударе.

11 слайд.

А знаете ли вы, откуда пришло к нам слово портфель?

Очень много слов, заимствованных нами из французского, начинается с этого порт: портсигар (“сигаронос”), портмоне (“деньгонос”), портфель (“листонос”).

Слово портфель образовано от двух французских слов: порте (носить) и фель (лист). Теперь вы, конечно, догадались, почему портфель назвали так: в нем носили листы бумаги, затем тетради, книги. А вообще-то в него можно положить что угодно, но от этого название, когда-то ему данное, уже не изменится.

Да, кстати, все французские слова имеют ударение на последнем слоге. Поэтому ни в коем случае нельзя произносить это слово с ударением на первом слоге. Это будет грубой ошибкой.

12 слайд.

А вот образование, считают многие, - калька немецкого “картина”, “образ”, а все слово значит просвещение. Но дело в том, что слово образование можно найти в церковных русских книгах уже в 17 веке, а в них немецкие влияния вряд ли могли проникнуть. Вероятнее, прямая связь со старославянским образовать – создать, составить, от славянского же образ – подобие.

13 слайд.

Уж, кажется, более русского слова, чем товарищ, и на свете нет: по нему нас узнавали во всем мире. А оно тюркского происхождения. Мало того, его первое значение весьма неожиданно. В тюркских языках эш, иш значит – друг, а тавар – имущество, товар (отсюда и наше товар). Товарищ у себя на родине имело значение – совладелец, компаньон, ведь и у нас в начале века товариществами назывались торговые компании. Похоже, что скоро это значение станет для слова товарищ опять основным.

14 слайд.

А вот хорошее, милое слово ребенок по происхождению связано с отвратительным раб. В древнерусском слово робя (кстати, встречающееся и сегодня в разговорном языке) значило маленький раб, дитя раба. Но раб, или роб, означало тогда – сирота. Постепенно ребенок получило значение - просто дитя, а в ребенок превратилось под воздействием ассимиляции, уподобления.

15 слайд.

А вот нелюбимое многими нельзя.

Что такое НЕ понятно. Осталось установить, что такое ЛЬЗЯ.

Некогда оно звучало льзъ и являлось дательным падежом от существительного льга – свобода. Следы существования слова льга мы видим в наших современных льгота, польза; отдельно оно уже не встречается.

16 слайд.

Такое привычное слово – нога.

Когда-то это слово было словом-шуткой (так говорили грубо о нижней конечности). Оно было родственно литовскому слову нагас – копыто.

Как, например, мы говорим о лице морда, о руке – лапа.

Позже слова “нога” стало единственным для названия нижней конечности.

17 слайд.

А вот красивое слово – радуга.

Восточнославянское по происхождению, образовано от РАДЪ (весёлый)

Сначала слово относилось вообще к чему-то весёлому, затем - к блестящему, сверкающему.

Связь со значением “весёлый” подтверждается тем, что в некоторых областных говорах радугу называют весёлка, веселуха, веселушка.

18 слайд.

Совсем иначе звучит слово “сумерки”.

Когда-то существовало слово СУТОК – столкновение.

Так именно, как стык дня и ночи, их совокупность, и понималось первоначально это слово.

19 слайд.

Итог 1 части.

Желаю вам почаще находить необычное в привычности обыденной жизни,

невероятное в очевидном. Ваша жизнь станет намного интереснее!

20 слайд.

Переход ко 2 части “Повторим правила”

21 слайд.

Чтение стихотворения.

Повстречались в разговоре слово друг и слово враг.
Слово друг – любитель игр, а слово враг – любитель драк.
Повстречались, стали рядом, и пошёл у них скандал,
Потому что слово враг сразу драться предлагал,
Ну а слово друг – играть: и поссорились опять.
Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.
День и ночь, война и мир будут спорить что есть сил.
Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.
Ссориться не надо нам, не придётся и словам.

Вопрос. КАКИЕ СЛОВА ССОРЯТСЯ? КАК НАЗЫВАЮТ ИХ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ?

Дети рассказывают правило. Задание: выписать из стихотворения пары антонимов.

22 слайд.

Отгадывание загадок.

  • Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой

и в бутылке лимонада, и зовут меня …. прохлада.

  • Я антоним слова лето, в шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама, потому что я … зима.

  • Я антоним к слову смех, не от радости, утех, -

Я бываю поневоле от несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это …плач.

  • Я антоним шума, стука, без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна, называюсь … тишина.

Выписать из стихотворения пары антонимов.

23 слайд.

Вспомните, какие слова называются синонимами. Ученики рассказывают правило.

Отгадав загадки, выпишите пары синонимов.

Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун, а называюсь я … тайфун.

Простое слово промежуток: в театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт, мы называем все … антракт,

На время что-то прекратив, мы называем … перерыв.

В борьбе, в труде устали слишком – дают уставшим …передышку

24 слайд. Представление сценки, ее участников

(заранее подготовленные учащиеся показывают сценки)

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, - сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

- Люблю я овсянку! - добавил Сашка.

- И я люблю!- сказал Матвей.

- Она желтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это - вкусная! Как это - с молоком? - удивился Сашка.

- Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! - всплеснул руками Сашка.

- Как это - про что? Про овсянку! - ответил Матвей.

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку.- А ты про какую?

- И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?! - изумился Матвей.

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? - рассердился Сашка и добавил: - Айда ко мне - мою овсянку слушать.

-Айда! - согласился Матвей. - Потом ко мне - мою овсянку кушать! И друзья побежали.

Составить предложения с омонимами из сценки.

25 слайд.

Объявление 3 части урока.

Игры со словами.

 26 слайд.

Дорифмуй!

- Погода была ужасная. Принцесса была …

  • Ой, конёчек-горбуночек! Прибегай скорей, …
  • Белый снег в лесу лежит, зайка под кустом …
  • Эй, не стойте очень близко – я тигрёнок, а не …
  • Гриб растёт среди дорожки, голова на тонкой …
  • Панцирь носит черепаха, прячет голову от …
  • Роет землю серый крот, разоряет …
  • Ходит по лесу хорёк, хищный маленький …
  • Я один имею рог, называюсь …
  • Он с бубенчиком в руке, в сине-красном колпаке.

- Он весёлая игрушка, и зовут его …

27 слайд.

Доскажи словечко.

  • Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие... крошки.
  • В нашем доме на окошке сидят серенькие ... кошки.
  • Мишка плачет и ревёт: просит пчёл, чтоб дали… мёд.
  • Мышка спряталась под горку и грызёт тихонько … корку.
  • Михаил играл в футбол и забил в ворота … гол!
  • Лежебока рыжий кот отлежал себе … живот.
  • Сшил себе котёнок тапки, чтоб зимой не мёрзли … лапки.
  • На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков … горох.
  • Я в зелёнку угодил! – горько плачет … крокодил.

28 слайд.

Итог урока. Чтение стихотворения И. А. Бунина

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь!

Определение главной мысли стихотворения.

Домашнее задание: выучить стихотворение Бунина.

 Презентация урока – Приложение 1