Урок "Повторение и обобщение по теме "Лексика". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

  • обобщить знания по теме “Лексика”, научиться правильно употреблять синонимы и слова с переносным значением.
  • развивать на уроке мышление, сообразительность, смекалку, умение выражать свои мысли.

Ход урока

I. Начнём работу с проверки домашнего задания. Какие значения слова мягкий вы смогли записать?

  1. Мягкий мох (нежёсткий)
  2. Мягкий воск (нетвердый)
  3. Мягкий свет (неяркий, приятный для глаз)
  4. Мягкий характер (уступчивый)
  5. Мягкое наказание (нестрогое, несуровое)
  6. Мягкий климат (тёплый)
  7. Мягкий вагон (с мягкими спальными местами)
  8. Мягкая вода (легко растворяющая мыло)
  9. Мягкий знак (название буквы)
  10. Мягкие согласные звуки

Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

Ответ ученика: Слова, имеющие несколько лексических значений, называются многозначными

II. Словарная работа.

Досуг, предмет, километр, магазин, громадный, огромный

Значение какого слова непонятно?

Запишем, досуг – свободное от работы время

Что мы сейчас записали? А что такое лексика и лексическое значение слова?

Ответ ученика: Слова языка образуют его словарный состав, или лексику (лексический состав).

Каждое слово что – то обозначает. Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.

III. Работа по повторению и обобщению основного материала по теме “Лексика”

Запишем предложение:

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Сделаем синтаксический разбор предложения. Хорошо. А теперь прочитаем это стихотворение ещё раз. Что наблюдаем в этом стихотворении?

- Перенос значения. (Снег кружится, ложится)

Когда происходит перенос значения?

Ответ ученика: Нередко у слова кроме прямого значения появляется переносное значение. Перенос названия происходит, если у предметов есть какое – либо сходство. Нередко действия людей приписываются неживым предметам.

Сейчас я загадаю загадки. Ответы запишите парами

Я жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть ещё и тёзка мой:
Редкостный зверёк пушной.

(Норка – норка)

Я все то, что есть на свете,
Все народы на планете.
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины.

(Мир – мир)

Какие слова вы записали? (Норка – норка, мир – мир) Как мы называем такие пары слов?

Ответ ученика: Слова норка – норка, мир – мир являются омонимами. Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению.

- На первом рисунке предметы, имеющие одно название – ключ.

- На втором рисунке предметы, имеющие одно название – кисть.

Можно ли эти слова (и те, и другие) назвать омонимами? Почему нельзя? Какие?

Ответ ученика: Слова кисть – кисть нельзя назвать омонимами. Это многоязычное слово, т.к. многоязычное слово называют разные предметы, признаки, действия, в чём-либо сходные между собой.

Перед вами своеобразный кроссворд. Он имеет форму пирамиды. Вам нужно, начиная с нижней строчки, записать в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова. Кто запишет эти слова первым, тот – победитель.

лес – бор
горе – беда
стужа – мороз
хотеть – желать
потёмки – сумерки
почтение – уважение
разрешать – позволять
искрящийся – сверкающий

Слушаем, кто закончил. Какие слова называем синонимами?

Ответ ученика: Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи

Посмотрите на текст. Прочтём его вслух. Какую ошибку допустил автор, составляя его.

Исправьте текст, вставляя вместо повторяющегося слова синонимы.

Зимой это было или весной, мы с отцом выходили из дому часов в одиннадцать и первым делом (шли) в маленькое кафе. Затем мы (шли), куда ноги приведут. (Шли) на Пушкинскую площадь, где в огромных окнах редакции газеты “Известия” красовались любопытные фотографии. (Шли) в Сокольники на собачью выставку, а потом (шли) в спортивный магазин. Как вы думаете, для чего нужны слова – синонимы?

Ответ ученика: Синонимы обогащают нашу речь. Чем больше синонимов, тем богаче язык. Чем чаще употребляем синонимы, тем ярче, выразительней она становится.

Послушайте стихотворение, выпишите антонимы, которые встретились в тексте.

Какое над нами небо –
Высокое или низкое?
Какое над нами небо –
Далёкое или близкое?
Когда самолёт взмывает
В небо с аэродрома
То близким небо бывает,
Как стены родного дома.
Когда со скоростью света
Ракета уходит в воздух,
Мы знаем: эта ракета
К нам приближает звезды.
Но ежели ты без срока
В безделье живёшь и покое,
Ты видишь небо далёкое
И бесконечно чужое?

Когда небо для человека становится далёким, чужим? Какие записали антонимы?

Высокое – низкое, далёкое – близкое, родной – чужой.

Какие слова называем антонимами?

Ответ ученика: Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Наш урок подходит к концу. Подведём итоги. Что узнали и чему научились сегодня на уроке?

Что ещё научились делать?

Ответы учеников: Повторили сведения по лексике. Учились отличать омонимы от многозначных слов. Учились правильно употреблять синонимы. Определяли переносное значение слова. Работали над своей лексикой, расширяя свой словарный запас.

Сегодня на уроке вы очень хорошо работали.

Домашнее задание: Напишите небольшое сочинение (6–7 предложений), в которых вы должны употребить переносное значение слов, антонимы, синонимы, омонимы на тему “Лес зимой”.