Цель урока: Систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.
Задачи урока
Образовательные.
- Углубить понятие об ССК и ее компонентах.
- Обобщить правила постановки знаков препинания между компонентами ССК и внутри них.
- Совершенствовать навыки разбора ССК.
Воспитательные.
- Проиллюстрировать изучаемые правила примерами патриотической направленности.
Коррекционные.
- Откорректировать возникающие трудности при постановке знаков препинания между компонентами ССК и ее разборе.
Ход урока
I. Оргмомент (2 минуты).
Объявление целей, задач и плана проведения урока.
II. Повторение теоретического материала по изучаемой теме (5 минут).
Примерные вопросы для беседы с учащимися.
- Дайте определение сложной синтаксической конструкции.
- Что собой представляют уровни членения ССК?
- Какие знаки препинания могут ставиться между частями (компонентами, блоками) ССК?
- Какие типы ССК выделяют современные ученые-лингвисты?
- На чем основываются структурная схема и схема разбора ССК?
III. Тренировочные упражнения по теме (Фронтальная работа с классом.) (15 минут).
На доске записано предложение:
Со…нце било в окно и когда он поднял голову ему пришлось зажмурит…ся.
Вопросы для работы с предложением:
- Какие буквы нужно вставить на место пропусков и почему? (солнце – словарное слово, запомнить; зажмуриться – что сделать?)
- Для того чтобы разобрать это предложение, нужно… (найти грамматические основы, определить тип предложения и выяснить, из каких частей оно состоит)
- Какие знаки препинания ставятся в этом предложении и почему? (Солнце било в окно, и, когда он поднял голову, ему пришлось зажмуриться. Запятые ставятся на месте связи простых предложений в составе сложного).
- Какие виды связи можно выделить в этом предложении? (присутствуют союзная сочинительная и союзная подчинительная связь, следовательно, это предложение представляет собой сложную синтаксическую конструкцию)
- Запишите предложение в тетрадь.
- Составьте структурную схему этого предложения. (два главных и одно интерпозитивное придаточное)
- ] , и [ …, когда (обстоятельственное, времени),…] .
- Дайте характеристику этой ССК. Она записывается в тетрадь под диктовку. (Это предложение представляет собой сложную синтаксическую конструкцию с сочинительной связью между блоками и подчинительной внутри блоков, состоящую из двух основных частей. Первая основная часть представляет собой простое предложение, повествовательное, невосклицательное, нераспространенное, двусоставное, полное, ничем не осложнено. Вторая основная часть представляет собой сложноподчиненное предложение, состоящее из двух простых предложений, одно из которых – главное, а другое – придаточное. Главное предложение (его характеристика может проводиться устно в зависимости от наличия времени): простое, повествовательное, невосклицательное, нераспространенное, двусоставное, полное, ничем не осложнено. Придаточное предложение: интерпозитивно главному, поясняет в нем сказуемое, связывается с ним подчинительным временным союзом “когда”, отвечает на вопрос “когда? в какое время?”, по типу является обстоятельственным времени; а также: (характеристика придаточного предложения как простого может производиться устно в зависимости от наличия времени на уроке) простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, односоставное, безличное, полное, ничем не осложнено).
IV. Закрепление изученного материала. (Индивидуальная работа учащихся по учебнику) (8 минут).
Учебник. Страница 71. Упражнение 165 (II часть). 3 и 4 предложения.
Задание: Спишите предложения, расставьте необходимые знаки препинания и объясните их постановку.
V. Индивидуальная работа учащихся по карточкам с дифференцированными (различного уровня сложности) заданиями. (7 минут) /Карточки-задания прилагаются, см. приложение 1/.
VI. Подведение итогов урока (2 минуты).
Что мы сегодня вспомнили и повторили?
VII. Домашнее задание. (Записано на доске заранее)(1 минута)
-
Повторить теоретический материал по теме.
- Подготовиться к контрольной работе.
- Из упражнения № 166, страница 71 учебника, произведите разбор всех сложных синтаксических конструкций (их в нем всего две).