Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем особенности той или иной местности.
Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется материал, отражающий специфику того или иного региона России.
Однако любая местность имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности. Потому, я считаю, нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к родному краю и оказывает влияние на формирование личности учащихся. На мой взгляд, разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное — актуальным.
Конечно, разработка тем и уроков с учётом регионального компонента требует от учителя времени и творчества, потому что нет методических пособий. Но подобная работа оказывается интересной, увлекает ребят и вызывает у них живой интерес. Вот и я разработала систему уроков, только используя материал своего края. Все уроки несут в себе не только познавательный интерес, но и обучающий. Уроки построены с учётом возрастных особенностей детей, использован живой материал (девочка в национальном костюме, предметы быта), совместная исследовательская работа учителя и ученика и компьютерные технологии (презентации).
Надо отметить, что наилучшее использование регионального компонента осуществляется через уроки развития речи:
5-й класс:
- «Сочинение по личным впечатлениям» (урок – экскурсия в краеведческий музей или лес)
- «Описание животного»
- «Описание предмета» (предмет быта определённой местности)
6-й класс:
- «Составление устного публичного выступления о происхождении имён» (топонимика региона)
- «Описание природы»
- «Устное публичное выступление о произведениях народного промысла»
- «Описание интерьера»
7-й класс:
- «Сочинение по охране природы»
- «Сочинение на тему «Вы с ним знакомы» (об известном человеке в регионе)
- «Сочинение на лингвистическую тему» (местные говоры и диалекты)
- «Описание внешности представителя этнической группы в научном стиле»
8-й класс:
- «Ораторская речь, её особенности. Публичное выступление об истории своего края»
- «Рассуждение на основе литературного произведения писателя своего региона»
- «Описание памятника архитектуры»
9-й класс:
- «Рецензия на новое произведение местного писателя или поэта»
- «Реферат» (на основе материальной и духовной культуры региона)
- «Академическое красноречие. Сообщение на лингвистическую тему» (о наиболее характерных для региона городском просторечье, молодежном жаргоне, языковых особенностях произведений местных писателей, поэтов, журналистов, ученых)
В данной статье я предлагаю урок в 7 классе «Описание внешности представителя этнической группы в научном стиле». Основным в этом уроке является описание внешности представителя этнической группы (в данном случае, карела) в научном стиле (любой учитель может использовать данный урок, заменив материал о карелах на свой, характерный данной местности).
Тема: Описание представителя этнической группы (карел) в научном стиле
Цель:
- знать особенности описания внешности человека: структуру текста, языковые особенности(в том числе специальные портретные слова);
- определять роль описания отдельных элементов внешности человека для передачи особенностей этнической группы;
- научить излагать отобранный материал в научном стиле;
- формировать у учащихся знания об особенностях национальности карелов.
Оборудование: проекционная техника (презентация (см. Приложение 1)), девочка–карелка в национальном костюме.
Ход урока:
1. Объяснение нового материала
(Урок начинается с прослушивания песни на карельском языке, которую исполняет девочка, одетая в национальный костюм , или в записи).
— Мы не зря начали так необычно свой урок: с прослушивания песни на карельском языке. Дело в том, что сегодня на уроке мы будем описывать представителя этнической группы (карел) в научном стиле.
— Что значит описать представителя этнической группы? Это значит найти характерные особенности, которые присущи определённой народности.
— О карелах известно ещё с первого тысячелетия до н.э. Однако интерес к изучению народности карел возникает и в 21 веке. Вот что говорили о карелах исследователи разных времён. Исследователь П.П.Чубинский проникся симпатией и уважением к карельскому народу. Он пишет о карелах очень тепло, отмечая их честность, постоянство и спокойный нрав: «Характера кореляки спокойного, несколько даже апатичны, но их нельзя упрекнуть в лени. Они точно так же трудятся, как и русские, если не больше, и бедность их ничуть не доказывает их лени». Путешественник В.Н.Майнов проникся к народу Карелии дружбой. Его участливое отношение продиктовало ему следующие строки о заонежском крестьянине: «Лицо красиво.., глаза чаще все серые, волосы русые, с виду они кряжевисты и неповоротливы, но в деле подъемисты и тверды… Народ... отнюдь не ленив и, напротив, в деле задорист».
— Итак, давайте разберёмся, что же характерно для лиц карельской национальности.
— Как вы думаете, с чего начнём описание? (лицо)
(Слайд 1)
— Перед вами рисунок древних карел. Примерно так выглядели карелы в древности. Какие особенности внешности карел можно отметить из этого рисунка?
(Слайд 2)
— Давайте более подробно разберёмся, что характерно для лица карел. У вас на столах таблица , в которой представлены все типы лица, которые распространены на территории Карелии. Всё население изучено антропологами хорошо. Результаты говорят о неоднородности его антропологического состава. В нём исследователи выделяют два заметно различающихся комплекса: лапоидный – саамы, северный европеоидный – карелы, вепсы, ижорцы, води.
— Чем отличаются эти типы? (дети изучают таблицу)
— Так как мы с вами проживаем на северной территории, поэтому более подробно рассмотрим характерные черты беломоро-балтийской группы. Скажите, какие черты лица характерны для этого типа?
1. Лапоидный тип обычно характеризуется как относительно низкорослый (155-164 см у мужчин, по данным разных авторов), крайне низколицый, относительно самый широколицый и самый темно-пигментированный тип в регионе. Для него характерно ослабление европеоидных черт. В частности, глазная щель немного зауженная и нередко наклонная, складка верхнего века умеренно развита, нос расширен, переносье понижено. Профиль спинки носа обычно прямой, хотя нередки вогнутые (20—37%) и извилистые (18—25%) формы. Кончик носа приподнят не больше, чем в других этнических группах (кроме финнов-ингерманландцев), подбородок выступающий, губы очень тонкие (11-12 мм), развитие бороды немного ниже среднего уровня, волосы мягкие и прямые, по цвету самые темные в регионе, белокурых и рыжих волос нет, глаза тоже самые темные, но во всех группах имеются глаза и светлых оттенков (в среднем 35%). |
||
2. Северный европеоидный тип (беломоро-балтийская группа) типична максимальная в мире степень депигментации волос, глаз и кожи. Их черты — очень высокая частота светлых волос (вместе с русыми до 50—60%), и особенно светлых глаз (до 55-75% серых и голубых). |
||
Восточно-беломорский характеризуют светлые волосы (до 35% вместе с русыми, в том числе белокурых до 4%), рыжие волосы не отмечены, очень светлые глаза (до 70% серых и голубых), прямые мягкие волосы при наличии волнистых форм (до 17%), средний рост (164-168 см в среднем у мужчин), некрупная голова округлой формы (головной указатель 81-83), средние размеры лица и носа, средний рост бороды, немного уплощенное лицо и легкая скуластость. Глаза — немного зауженные, с небольшой складкой верхнего века и очень редким (до 3%). Нос небольшой, иногда приподнятый кончик носа, редко выступающий подбородок. |
Беломорский характеризуется более высоким ростом, более удлиненной головой (мезокефалия), несколько более темными волосами и глазами, усилением роста бороды. |
|
Прионежский характерна меньшая длина тела (164-166 см в среднем у мужчин), абсолютно более длинная мозговая коробка , более низкое и относительно более широкое лицо, относительно более широкий нос, более темные глаза, а в некоторых группах - и волосы. Кроме того, этот комплекс отличается немного сильнее развитой складкой верхнего века, отмечается также более низкое переносье, чаще вогнутая спинка носа, реже встречаются извилистые спинки носа, ощутимо ослаблен рост бороды. |
Прилужско - сайкинский чаще наблюдаются черные оттенки волос, менее профилированное лицо и менее выступающий нос. Глазная щель более узкая, складка верхнего века развита сильнее. Кончик носа более приподнятый, верхняя губа более высокая, иногда выступающая вперед, более широкий рот, выступающий подбородок. |
— Каковы же основные особенности представителей данной группы?
— На лицо мы обратили внимание. Что ещё важно в описании человека?(одежда)
— Чем интересен карельский национальный костюм на расскажут ребята, которые приготовили сообщения (вся информация отпечатана и есть на столах у ребят )
(Слайд 3)
Мужская одежда
Традиционная мужская одежда карел состояла из холщовой рубахи (пайда) туникообразного покроя с прямым или косым воротом, штанов (пуксут) с узким шагом без разреза (штаны шились из холста или полусукна), пояса, кожаных сапог, сшитых на одну колодку, шерстяных носков и холщовых портянок. В более позднее время атрибутом одежды стал жилет.
Верхнюю наплечную одежду с длинными рукавами для ношения на улице шили из холста или полусукна. Длина «балахона» доходила до колен. Характерной особенностью мужской одежды являлось то, что правая пола всегда запахивалась на левую, так как , по представлениям карел того времени, застёжка на правой стороне имеется только на одежде нечистой силы. Верхняя одежда не имела воротников, в связи с этим широкое распространение получили шарфы, связанные из крашеной или серой шерсти, а также шейные платки (каглапакка).
Из головных уборов мужчины носили фуражки, кепки, валяные шляпы; в зимнее время – меховые шапки-треухи, сшитые из овчины, заячьего и другого меха, в зависимости от состоятельности хозяина.
(Слайд 4-7)
Женская одежда
В отличие от мужской одежды , особой сложностью отличался традиционный женский костюм. Основу его вплоть до 30-х годов 20 века составляла рубаха (ряччина) (Слайд 4). Она состояла из двух частей: рукавов и верхней части и станушки. На спине был разрез, чтобы не стеснять тело во время работы. Основным материалом для рубах был льняной холст (со временем стали использовать ситец, кумач). Подол и рукав украшались вышивкой или кружевом.
Рубаха была основой и важнейшим составным элементом всего комплекса женского костюма, потому что выполняла роль и нижнего белья и отчасти верхней одежды. Многие поверья связаны с рубахой: считалось, что можно «испортить» владелицу при помощи колдовства через рубаху.
Более ранним типом женской одежды считается рубаха, кофта и юбка (Слайд 5). Юбка шилась из домотканого холста, полусукна поперечно- и продольнополосатой расцветки. На смену юбке пришёл сарафан (Слайд 6). Это длинная плечевая одежда на лямках или поймах. Надевался всегда на рубаху. Сарафаны шились из различных тканей в зависимости от предназначения: повседневные - из ситца, сатина, кумача и т.д., праздничные – из шёлка, шерстяных узорных тканей, парчи. По подолу сарафаны украшались высокими оборками, хотя, по мнению староверов, это считалось грехом.
Характерным добавлением к женскому костюму являлся передник. Он шился из однотонных фабричных тканей с длинными завязками их тесьмы на талии. Украшались по подолу кружевом или высокой оборкой.
Важным женским атрибутом у карел был головной убор (Слайд 4). Ему отводилось огромное магическое значение. Для девушки достаточно было ленты или косынки, а замужние женщины носили повойник или сороку. Известны и другие названия головных уборов: чепец, самшура, сборник. Они представляют собой разнообразные виды шапочек , которые обязательно украшались вышивкой ,или бисером, или речным жемчугом. Головной убор наряду с заклинательным словом считался существенной охранительной силой, способной оградить человека от всевозможного зла.
(Слайд 7, орнамент на слайде)
Вышивка
Равноправной частью художественного наследия являются орнаментированные предметы крестьянского быта. Вышивка была едва ли не основной формой народного декоративного творчества карельских женщин. Орнаментальные узоры состояли из геометрических фигур, изображений растительного и животного мира, человеческих фигур. Геометрические, состоящие из различно разработанных ромбических мотивов, крестов с загнутыми краями, квадратов, S-образных фигур и т.д., выполнялись многоцветными шёлковыми и шерстяными нитками, с добавлением красных - хлопчатобумажных, при помощи старинной техники – косыми стежками и набором. Узоры орнамента получались очень мелкими, дробными, и в целом рисунок напоминал тканье. Узоры орнамента вышивальщицы распределяли по вороту и рукаву (нижняя или верхняя часть).
— Давайте подведём итог. Что характерно для внешности карельского народа?
— А сейчас проведём небольшое исследование. Перед вами девочка (можно использовать фотографии (Слайд 8)). Я считаю , что эта девочка — карелка. Докажите это, рассмотрев внимательно черты лица, одежду. Используйте полученные знания и раздаточный материал (вызывается ученик, который проводит исследование вслух и делает выводы).
— Вы доказали, что перед нами представитель этнической группы (карел). Ваша задача сделать описание в научном стиле, построенное в виде рассуждения, как это сделал ваш одноклассник, проводя расследование.
— Вспомним особенности научного стиля и построение типа рассуждения (Следует обратить внимание учащихся на то, что сочинение должно строиться без учёта личных чувств, без отражения собственных впечатлений. Задача такого описания — полно и точно перечислить характерные признаки объекта описания. Привлекаются термины; признаки следуют в систематическом порядке; слова употребляются в прямом значении; прилагательные и другие определения выступают в выделительной, а не в изобразительно-оценочной функции) .
— Во время написания можно пользоваться справочном материалом, который поможет вам правильно построить своё сочинение.
Справочный материал
Для этого типа характерно…, подобная…, нашли отражение…., отличается (чем-то), следует отметить…., типологические признаки представлены…, можно отнести к.., типичные для карелов.., характерные черты свойственны.., при исследовании оказалось…, имеет характер.., преобладали.., примечательно, что…, традиции, существенная особенность, выполнено в традиционном для карелов…, всё это говорит о том, что…, докажем это.., в этом можно легко убедиться…, во-первых.., во-вторых.., в-третьих…, таким образом…, из сказанного следует...
2. Написание сочинения
3. Обобщение
— Какие особенности внешности характерны для карел?
Презентация к уроку — Приложение 1.