О познавательных возможностях интеграции педагоги говорят давно. Интегрированный урок в современной методике рассматривается как одна из богатейших возможностей активизации межпредметных связей. Интегрированный урок создаёт “карнавал мироощущения” (М. Бахтин), формирует у детей многогранное представление о явлениях мира, убеждение в его целостности, позволяет ставить в широком культурологическом и мировоззренческом контексте вечные вопросы о добре и зле, о смерти и бессмертии, о необходимости и неизбежности, способствуя, таким образом, философскому осмыслению жизни. Известно, что он не только даёт возможность более глубокого рассмотрения изученных ранее вопросов, но и нередко предполагает пропедевтическое изучение программных тем. Этот урок, формируя поисковые умения школьников, развивает как аналитическое, так и художественное мышление.
Вряд ли среди творчески мыслящих учителей есть те, кто не пробовал бы себя в интегрированном уроке. Все понимают значимость системного подхода к постижению мира, к развитию и воспитанию активной личности. Однако следует признать, что не только мой педагогический опыт, но и практика моих коллег показывают, что на пути у интегрированного урока стоит множество “преград”. Так, не в каждом коллективе сформированы сотруднические отношения, позволяющие реализацию идеи. Далеко не все учителя могут опереться на хорошую материальную базу, не везде имеются организационные возможности, связанные с расписанием уроков и соблюдением необходимых требований к учебной нагрузке школьников. Другими словами, интегрированный урок - это методический проект, в котором должны быть заинтересованы и учителя, и администрация. Только в этом случае он может стать уроком XXI века. А к нему, как известно, предъявляются два главных требования: развивающее, творческое начало и воспитательная значимость.
Предупреждая возможные вопросы, хочу отметить, что в данной статье не ставится вопрос о приоритетных и второстепенных формах современного урока. Речь идёт лишь об уникальном потенциале, которым, несомненно, обладает интеграция. Если учесть, что и её развивающие, и её образовательные возможности несопоставимы с возможностями традиционного урока, то интегрированное преподавание с полным основанием можно назвать претендующим на ведущее место в ближайшем будущем. Эта мысль не вызовет сомнений, если обратиться к опыту. Практическую направленность данной работы вижу в предоставлении методических концепций и описании фрагментов интегрированных уроков, демонстрирующих сформулированную выше идею и доказывающих её жизнеспособность.
В научной основе интегрированного урока истории и русского языка – мысль об исторической необходимости введения на Руси монотеистической религии. Летописные источники, свидетельствуют о том, что отношения христианства и язычества не всегда складывались мирно: христианизация обширного Киевского государства, растянувшаяся на несколько веков и способствовавшая сплочению восточнославянских племён в единую древнерусскую народность, усилению государственной власти, укреплению международного положения Древней Руси, восприятию славянской письменности и распространению грамотности, приобщению к византийской культуре и через неё к традициям античного мира, а также формированию общечеловеческих нравственных ценностей, преодолевала серьёзное сопротивление. В склонности простого народа к язычеству и нежелании принимать новое вероучение скрывался зачастую протест против наступления феодальных отношений, а предводителями народных восстаний против князей и епископов нередко выступали волхвы.
Урок истории и русского языка в 6-м классе “Принятие христианства на Руси как социально-политический процесс” задуман как поисковое занятие, раскрывающее в процессе разрешения проблемной ситуации не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного исторического процесса.
Опережающее домашнее задание – освоение шестиклассниками темы по учебнику с последующей его проверкой на уроке на основе компьютерного тестирования – способствует формированию поисковых умений, ответственности и самостоятельности.
Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь (полётная фронтальная беседа) помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления, в том числе в случае необходимости исправить прозвучавшую ошибку с помощью аргументированного монологического высказывания.
Проблемная ситуация усиливает познавательную активность, заставляя пересмотреть материалы учебника с позиций поиска. Поисковые умения развиваются также благодаря аналитическому изучению отрывков из древнерусской летописи, проблемному просмотру учебного фильма, а также в историко-культурологической работе с картиной С. Иванова “Христиане и язычники”, отражающей суть социального противостояния, связанного с принятием христианства на Руси. В устном описании этой картины с опорой на исторические открытия урока и лингвистические знания о роли причастий в русской речи, в составлении диалога героев картины формируется также коммуникативная компетенция и выражается практическая направленность урока. На доступном шестиклассникам уровне постигается характер эпохи, особенности христианизации Руси, а в умении представить историческую ситуацию в игровой форме реализуются творческие способности детей.
Последовательной систематизации полученных знаний помогает работа над созданием опорного конспекта.
Домашнее задание имеет реферативно-творческий характер. Сочинение по истории рассчитано на применение полученных знаний в описании картины, рассмотрении её идейно-композиционных особенностей, отражающих социально-исторический смысл противостояния христианства и язычества.
В целом урок задуман как интегрированный интеллектуальный учебный проект, объединяющий историю, искусство и лингвистику, развивающий аналитическое мышление и формирующий поисковые умения, а также воспитывающее интерес и уважение к отечественной истории, культурным и нравственным ценностям православного христианства.
Используемые методы и технологии, оборудование обозначены в технологической карте урока, отражающей содержание всех его этапов.
Урок проводится в течение двух академических часов. Он обеспечен необходимым оборудованием, в т.ч. техническими средствами обучения, а также научными источниками и искусствоведческими материалами.
Образовательные цели:
- Выяснить уровень понимания исторического материала (см. тему урока), освоенного шестиклассниками самостоятельно на основе опережающего домашнего задания;
- Обратив внимание на особенности новой религии по сравнению с язычеством, раскрыть историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить знания шестиклассников о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие христианства;
- Пропедевтика: формирование представлений о диалектике истории, о борьбе старого и нового;
Развивающие цели:
- Создание креативного поля для мотивации успеха, проявления познавательной и творческой активности.
- РР Совершенствование коммуникативной компетенции через обучение описанию исторического полотна с использованием в речи причастий и причастных оборотов.
- Активизация и расширение словаря лексическими оборотами с причастиями и синтаксическими конструкциями со значением близости и противоположности идей, исторических обстоятельств, процессов и явлений.
- Развитие общих когнитивных способностей (самостоятельного критического мышления, умения анализировать информацию, конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, делать выводы).
Воспитательные цели:
- Воспитание уважения к истории Отечества, христианской культуре, нравственным ценностям православия.
Оборудование:
- летописные материалы для поисковой работы;
- словарь и цитаты урока;
- репродукция картины С. Иванова “Христиане и язычники;
- опорный конспект “Причины и значение принятия христианства на Руси”.
- учебный фильм
- учебник: История России: с древнейших времён до конца XVI века: Учеб. для 6-го класса общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. – М.:Просвещение, п.6,с. 43-55.
Внутрипредметные связи и попутное повторение:
Межпредметные связи:
Методы:
- репродуктивный;
- наглядно-иллюстративный;
- частичного поиска;
- проблемного изложения материала.
Принципы:
доступности, наглядности, научности, связи теории и практики, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности.
Тип урока: комбинированный.
Форма: классно-урочное обучение.
Технологии: (см. Технологическую карту урока).
Словарь урока:
- язычество (единобожие, монотеизм);
- дружинная демократия;
- христианство;
- православие;
- епископ;
- социальный;
- общественные отношения.
Эпиграфы урока:
Волхвы не боятся могучих владык…
А.С. Пушкин
Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога… Посему противящиеся власти противятся Божию установлению.
Из Библии
Технологическая карта урока
Этап урока |
Цель |
Содержание деятельности класса |
Функции учителей |
Время |
|
1 |
|||||
Орг. момент | Подготовка к восприятию темы и организация работы класса | Просмотр видеофильма, запись темы урока и восприятие его целей, осмысление эпиграфа | Формулировка темы и задач урока (запись в тетради) | ||
Оборудование | электронный видеопроектор, словарь и эпиграфы урока, учебный видеофильм |
||||
2 |
|||||
Проверка домашнего задания (тест - беседа по содержанию учебника) | Выявление уровня самостоятельного освоения темы | Фронтальное решение теста с развёрнутым обоснованием выбора ответа | Комментарий, коррекция | ||
Оборудование | Компьютеры (мультимедийный класс) |
||||
Методы и технологии | Обратная связь на
основе компьютерного тестирования |
||||
3 |
|||||
Словарная работа (см. Словарь урока) |
Повторение ключевых понятий урока с использованием проектора |
Коррекция ответов учеников | |||
Оборудование | Электронный видеопроектор |
||||
4 |
|||||
Проблемная ситуация (1 этап погружения в изучаемую тему) |
Формирование первоначальных представлений о социальном характере противостояния старой и новой религий | Фронтальная поисковая работа с
картиной С. Иванова “Христиане и язычники” |
Эвристическая беседа с классом (вопросы см. в Приложениях к уроку) | ||
Запись в тетрадях: | Христианизация – сложный, болезненный, далеко не мирный процесс. Волхвы нередко выступали предводителями народных восстаний против князей и епископов | ||||
Методы и технологии | Наглядно-иллюстративный, наблюдения и анализа исторических явлений; проблемное обучение на основе работы с репродукцией, коммуникативно-диалоговое обучение |
||||
Оборудование | Репродукция картины С.Иванова “Христиане и язычники” (компьютерная презентация) | ||||
5 |
|||||
Поисковая ситуация (2 этап погружения в изучаемую тему) |
Обучение поисковой работе с историческими источниками (отрывки из летописей) | Работа в группах: изучение отрывков из летописей с целью ответить на проблемный вопрос (Какие социальные процессы сопровождали введение христианства на Руси?) | Организация работы групп, консультация, ответы на вопросы учеников | ||
Оборудование | Раздаточные материалы с летописными текстами, словарик устаревшей лексики |
||||
Запись в тетради: | В склонности простого народа к язычеству и нежелании принимать новое вероучение выражался протест против наступления феодальных отношений |
||||
Методы и технологии | Частичного поиска; проблемно-поисковое обучение на основе работы с первоисточниками |
||||
6 |
|||||
Закрепление и систематизация полученных знаний в процессе обучения их практическому применению | Становление коммуникативных умений в практическом применении полученных знаний через обогащение лексико-синтаксического строя речи учеников, употребление в речи причастий, деепричастий, причастных и деепричастных оборотов; совершенствование умения обобщать результаты поиска в творческой форме | Работа в группах: анализ искусствоведческого текста, собирание материалов для описания исторической картины, составление выражений с причастиями, причастными и деепричастными оборотами для описания картины (с применением полученных исторических знаний); составление диалога князя и волхва как творческая форма постижения конфликта язычества и христианства; | Обучение описанию исторической картины; организация работы групп, помощь в оформлении вывода для записи в тетрадь | ||
Обратная связь: отчёт групп (выступление лидеров): развёрнутый ответ на ключевой вопрос урока: в чём заключается социально-исторический смысл противостояния язычества и христианства? | |||||
Развитие способностей находить причинно-следственные связи исторических событий и процессов, совершенствование умения обобщать результаты поиска в графической форме | Составление в сотрудничестве опорного конспекта на основе предложенной модели | Консультация, деловое партнёрство; диагностика умений составлять графический конспект урока | |||
Оборудование | Схемная слайд-модель (основа для опорного конспекта в компьютерном варианте) | ||||
Методы и технологии | Репродуктивный, наглядно-иллюстративный; частичного поиска Работа в группах; элементы игровых технологий; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей, технология саморазвивающего обучения с элементами проектной деятельности, коммуникативное обучение на основе сотрудничества |
||||
Итог урока Запись в тетради: |
Социально-исторический смысл противостояния язычества и христианства заключается в необходимом и неизбежном изменении устаревших общественных отношений, в формировании единого государства и русского народа. | ||||
7 |
|||||
Оценка учебной деятельности | Формирование критического подхода к работе на уроке и к уроку в целом, выявление уровня мотивации | Высказывания, впечатления учеников об уроке | Характеристика работы класса: оценки, комментарии ответов | ||
Оборудование | Опорные конспекты, защищённые группами |
||||
8 |
|||||
Домашнее задание: сочинение с элементами изложения по картине (с опорой на предложенный план) |
Индивидуальный контроль по следам урока | Обсуждение предложенного плана, вопросы учителю | Объяснение домашнего задания, знакомство с предложенным планом сочинения, ответы на возможные вопросы | ||
Оборудование | Рекомендованный план домашнего сочинения |