Цель: формирование навыка написания одной и двух букв Н в наречиях на –о (-е).
Повторение: правописание Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях, знаки препинания в предложениях с деепричастными оборотами, в сложных предложениях.
Учащиеся должны знать правило написания Н и НН в наречиях на –о (-е), а также в кратких причастиях и в кратких прилагательных.
Учащиеся должны уметь разграничивать краткие прилагательные, краткие причастия и наречия на –о (-е) и писать в них Н или НН.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
а) упр. 234 стр. 109 учебник.
Взаимопроверка. Взаимооценка (учащиеся обмениваются тетрадями, проверяют домашнее задание по образцу, спроецированному на интерактивную доску или написанному на доске, на полях тетради выставляют оценку).
Критерий оценки: работа выполнена без ошибок – «5», в работе допущены 1-2 ошибки – «4», в работе допущены 3-4 ошибки –«3», в работе допущено более 4 ошибок – «0».
Примечание: критерии оценки могут и должны корректироваться в зависимости от уровня знаний учащихся и уровня сложности задания.
- Кто получил оценку «5», «4», «3»? Почему? Учащиеся комментируют выставленные ими оценки – рефлексия на каждом этапе урока.
- Какие трудности возникли при выполнении упражнения?
б) Работа в парах.Взаимопроверка знания правила о правописании Н и НН в наречиях на –о (-е), в кратких прилагательных и кратких причастиях. Взаимооценка (оценка выставляется на полях тетради).
- У кого оценка «5» за правило, «4», «3»? Почему?
Слушаем ответ ученика, получившего за знание правила оценку «5». Во время ответа ученика на доске проецируется алгоритм применения правила, такой же алгоритм есть у каждого учащегося:
II. Тренировочные упражнения:
а) Карточка 1 (даны только наречия). Каждый учащийся работает самостоятельно в рабочей тетради.
* Правописание Н и НН в наречиях на –о (-е). В левый столбик выпишите наречия с –нн-, а в правый с –н-.С выделенным наречием составьте сложное предложение.
Медле..о, открове..о, радост..о*, искре..е, време..о, беше..о, торжестве..о, вести себя ветре..о, аккурат..о, бесслед..о.
Карточка-ключ:
-нн- | -н- |
медленно | радостно |
откровенно | бешено |
искренне | ветрено |
временно | аккуратно |
торжественно | бесследно |
Взаимопроверка по карточке-ключу, выставление оценок.
- Кто получил оценку «5», «4», «3»? Почему?
- Какое правило вы применяли, выполняя упражнение?
б) Карточка 2 (даны краткие прилагательные и краткие причастия). Задание выполняется в карточке. Учащиеся работают в парах (они могут советоваться друг с другом, вместе искать решение, поэтому хотя бы один ученик в паре должен быть «сильным»).
*В этом задании вам встретятся краткие прилагательные и краткие причастия. Будьте внимательны при определении части речи, так как это влияет на написание Н и НН. Вставьте пропущенные буквы, объясните написание Н и НН.
Море взволнова..о ветром.
Люди взволнова..ы сообщением.
Поведение необдума..о, несерьёз..о.
Ходы в шахматной партии обдума..ы.
Подруга сдержа..а и молчалива.
Обещание сдержа..о.
Рубашка выглаже..а.
Ученица организова..а, воспита..а.
Встреча организова..а директором.
Самопроверка по карточке-ключу:
Ответы ученика уверенны, аргументированны (краткое прилагательное)
Море взволновано ветром (краткое причастие)
Люди взволнованы сообщением (краткое причастие)
Поведение необдуманно, несерьёзно (краткое прилагательное)
Ходы в шахматной партии обдуманы (краткое причастие)
Подруга сдержанна и молчалива (краткое прилагательное)
Обещание сдержано (краткое причастие).
Рубашка выглажена (краткое причастие)
Ученица организованна, воспитанна. (краткое прилагательное)
Встреча организована директором (краткое причастие)
Самооценка.
- Кто получил оценку «5», «4», «3»? Почему?
- Какое правило вы применяли, выполняя это задание? (проговариваем правило о правописании Н и НН в кратких прилагательных и кратких причастиях).
в) Карточка 3 (даны наречия, краткие причастия и краткие прилагательные). Задание выполняется в карточке каждым учащимся самостоятельно.
*Определите, к какой части речи относятся слова с пропущенными буквами, и вставьте на место пропуска Н или НН.
Озеро взволнова..о.
Ученик отвечал быстро и взволнова..о.
Животное испуга..о выстрелом.
Девочка испуга..о вздрогнула.
Решение взвеше..о и обдума..о.
Он всегда действует не спеша, обдума..о.
Девочка невнимательна, рассея..а.
Самопроверка по карточке-ключу:
Озеро взволновано (краткое причастие).
Ученик отвечал быстро и взволнованно (наречие).
Животное испугано выстрелом (краткое причастие).
Девочка испуганно вздрогнула (наречие).
Решение взвешено и обдумано (краткое причастие).
Он всегда действует не спеша, обдуманно (наречие).
Девочка невнимательна, рассеянна (краткое прилагательное).
Самооценка. Обсуждение оценок.
- Какие трудности возникли при выполнении упражнения?
III. Творческая работа – работа в группах.
Учащиеся работают в группах по 3-4 человека, в течение 2-3 минут обсуждают задание, затем каждый работает в своей тетради. Группа не должна быть только «сильной» или только «слабой»).
Упр. 235 ( учебник 7 класса): выписать словосочетания, распределив их на группы: с наречиями, с краткими прилагательными, с краткими причастиями. С тремя первыми словосочетаниями составить предложения, осложнённые деепричастными оборотами).
Самопроверка. Самооценка ( при выставлении оценки за эту работу учитывается вклад каждого члена группы в общую работу).
- Обсуждение оценок, возникших при работе трудностей.
IV. Выставление итоговой оценки за работу на уроке.
Итоговая оценка не является средним арифметическим оценок за отдельные упражнения, она выставляется учащимися самим себе с учётом знания правил, алгоритма, умения их применять , оценок, полученных в течение урока.
- У кого оценка «5», «4», «3»? Почему?
V. Рефлексия:
- Что было новым для вас на уроке?
- Каковы основные результаты вашей работы?
- Что получилось у вас лучше всего?
- Как вы оцениваете практическую значимость данного урока для себя?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
* Обязательно сделать вывод о продвижении детей.
VI. Домашнее задание.
Оно может быть скорректировано в зависимости от того, как работали дети на уроке: что у них получилось или не получилось. Возможно индивидуальное задания для каждого учащегося или задание для группы учащихся.