Цели урока:
- отработка навыков слитного, раздельного, дефисного написания омонимичных частей речи;
- выработка орфографической зоркости;
- развитие речи учащихся.
Ход урока
1. Вступительное слово учителяВ русском языке есть слова, одинаковые по звучанию, но не связанные общим значением. Это омонимы. Кроме омонимов в языке выделяют слова, одинаковые по написанию, но различные по звучанию. Это омографы. Есть слова, одинаковые по звучанию, но различные по написанию. Это омофоны. С этими словами мы будем сегодня работать. Мы продолжим отрабатывать навыки слитного и раздельного написания омонимичных частей речи.
2. Проверка домашнего заданияПридумать предложения с омофонами:
По-новому - по новому. |
Решил задачу по-новому. |
По-зимнему - по зимнему. |
Дети одеты по-зимнему. |
Оттого - от того. |
Замерз, оттого и простудился. |
Поэтому - по этому. |
Мне понравился фильм, поэтому и пошел снова. |
Затем - за тем. |
Сначала мы прошли поле, а затем лес. |
Наверх - на верх. |
Мы поднимались наверх. |
Вдали - в дали. |
Вдали потух огонек. |
Сначала - с начала. |
Сначала накорми. |
Вовремя - во время. |
Прийти нужно вовремя. |
Вкрутую - в крутую. |
Сварить яйца вкрутую. |
3. Новая тема
Предлоги |
Другие части речи |
Вывод: Производные предлоги входят в состав вопроса, их можно заменить другими предлогами, а между предлогом и существительным можно поставить вопрос или другое слово.
4. Словарная работа на закреплениеКостюм сшит впору, в пору тяжких испытаний, готовить подарок втайне, в тайне необходимо разобраться, подниматься ввысь, в высь поднебесную, разговоры насчет земли, положить деньги на счет, в течение шести лет, в течении реки, в продолжение месяца, в продолжении повести, вследствие холодов, в следствии по делу, идти навстречу ветру, идти на встречу с писателем.
5. Новая тема (продолжение)
Союзы |
Другие части речи |
Вывод: Союз можно заменить другим союзом. Частицу же можно убрать из предложения, частицу бы можно переставить на другое место. Местоимение можно заменить другим местоимением.
6. Творческая работаПридумайте предложения, заменяя выделенные союзы омонимичными частями речи.
1. Мы пришли в школу, чтобы учиться .Что бы вы мне посоветовали?
2. Мы тоже советуем вам отдохнуть. Я читаю то же, что и он.
3. Эта дорога длиннее, зато безопаснее. Мы любили его за то, что он был верным товарищем.
4. Мы не пришли к тебе вчера, потому что устали в дороге. Давай перейдем реку по тому мосту.
Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы. Загляни в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного. Во время чтения выписывайте интересные мысли. Полезно также понравившиеся стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память.
8. Диагностика качества усвоения материалаБланковое тестирование.
1. В каких предложениях бы пишется слитно?
А) Что (бы) он ни делал, все выходило плохо.
Б) Я хочу, что (бы) мы жили в мире.
В) Я буду рядом, что (бы) ни случилось
Г) Всякий человек склонен рассуждать, что (бы) он сделал на месте другого.
2. В каких предложениях же пишется слитно?
А) Я думаю так (же), как и он.
Б) Он хорошо говорит по-испански, а так (же) по-французски.
В) Он говорит по-испански так (же) хорошо, как по-русски.
Г) Многие поступили бы так (же).
3. В каких предложениях за является предлогом?
А) По краю поля он спустился вниз, (за) тем круто повернул к реке.
Б) (За) тем лесом виднеется деревня.
В) Она улыбнулась, (за) тем медленно поднялась с кресла?
Г) Море темнело, (за) то небо начало светлеть.
4. В каких предложениях в является предлогом?
А) Не приехал (в) следствие болезни.
Б) Обнаружены новые факты (в) следствии по делу.
В) (В) следствие дождей река вышла из берегов.
Г) Озеро образовалось в) следствие землетрясения.
9. Итоги урока. Результаты тестирования
10. Домашнее задание