Обобщающий урок русского языка в 4-м классе по теме "Глагол"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор;
  • воспитывать  любовь  к  природе,  к  животным,  к   ближнему, интерес к предмету.

Оборудование: картинки с изображением животных,  а также  с изображением еды, предметов, которые будут необходимы Малышу в путешествии,  плакаты с изображением Малыша и Карлсона.

Ход урока

I. Оргмомент.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Новые приключения Малыша и Карлсона».

Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы откроем наши туристические блокноты, запишем «число», «Классная работа» и поупражня­емся в чистописании.

  1. Минутка чистописания.

Мм Кк
М/м   К/к

  1. Словарь: путешествие, праздник, медведь, заяц, капуста, кор­зина, на­строе­ние, желание, желать.

- Назовите лишнее слово. К какой части речи оно относится? Что вы знаете об этой части речи?

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет. 
(Глагол)

II. Работа над темой.

- Эта история произошла за несколько дней до празднования Дня рожде­ния Ма­лыша.

Рисунок 1

В пятницу утром Малыш получает телеграмму от Карлсона.

«Прилетаю. Жди!»
Карлсон.

Прочитав телеграмму, Малыш стал бегать по комнатам и сообщать родным, что завтра прилетает Карлсон.

Малыш попросил маму испечь самый вкусный торт, а самое глав­ное, чтобы он был ещё и большой.

- Именно такой торт я хотела испечь, – сказала мама, рассматри­вая кули­нарную книгу.

Раздался звонок. Малыш открыл дверь. На пороге стоял почтальон. В руке у него был конверт. Мужчина его протянул мальчику. Поблагодарив почтальона, Малыш прошёл в комнату, сел в кресло, достал из конверта лист бумаги и стал читать:

«Малыш! Карлсон находится в лесу. Тебе нужно за ним прийти.  Для того, чтобы попасть в лес, возьми  книгу «Мир приключений», открой её на странице «Лес» и скажи  два  слова: «Лес, оживи». Удачи».
Михайло Потапыч

Малыш быстро собрал рюкзак, положив в него всё необходимое: банку варенья для Карлсона, вафельный торт, кочан капусты, курочку, корзинку, блокнот с ручкой.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Открыв нужную страницу, сказав заветные слова, Малыш очутился в лесу.

Рисунок 9

Идёт по лесу и думает: «Как же мне пройти к избушке Михайло Потапыча». И тут он увидел...

- Отгадайте кого?

Ходит в тёплой шубке
Даже в летнюю жару.
Ходит в шубке, точит зубки
Да дерёт с берёз кору.
(Зайка)

Рисунок 10

На полянке Малыш увидел зайку.

- Зайка, как мне пройти к избушке Михайло Потапыча?

- Выполнишь задание, которое придумал для тебя Карлсон. Я  тебе подскажу.

Малыш внимательно выслушал задание и приступил к нему.

Мы тоже с вами выполним это задание.

Из стихотворений выписать  глаголы и распределить их в два столбика. В левый столбик глаголы – I спряжения, а в правый – II спряжения.

- Перед тем как выполнять задание, давайте повторим правило: «Как определить спряжение глагола?»

- Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно определить его спряжение.

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями опреде­ляют по неоп­ределенной форме.

Глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на «ить», относятся ко второму спряжению. Исключение «брить», «стелить».

Большинство глаголов на «ать, ять, еть, ыть, оть, уть» - 1-го спряжения, кроме глаголов исключения.

Хорошо, привольно летом.
Зеленеет тёмный лес.
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес.
(С. Дрожжин)

Князь у синя моря  ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
(А. Пушкин)

Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной. 
(С.Есенин)

- Как написали не сводит? Почему?

Мы вместе с Малышом выполнили задание, и зайка подсказал  ему дорожку.

- Иди вот по этой тропинке.

- Спасибо, зайка! Вот тебе кочан капусты, ешь на здоровье.

Рисунок 5

Шёл Малыш и заблудился. Вокруг никого. Дороги спросить не у кого. Страшно ему стало. Но Малыш не унывал. Он знал, что кто-нибудь ему по­может. И он не ошибся.

Из-за кустов выползла змея и стала показывать ему дорогу. Малыш шёл за змеёй и вышел на полянку. Давайте поблагодарим змею и выполним задание: «Вставить в глаголы -т- или -ть-».

- Когда пишется -тся, когда -ться?

В сочетании «тся» мягкий знак не пишется, если глагол стоит в форме 3-го лица.

В сочетании «ться» мягкий знак пишется, если глагол стоит в неопределенной форме.

 Существует другой способ проверки написания мягкого знака в сочетании «ться» (по вопросу).

Надо труди__ся. Он труди__ся. Нельзя лени__ся. Все уча__ся. Пора учи__ся.

На полянке Малыш увидел...

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это?
(Лиса)

Рисунок 11

- Лисята, лисята, подскажите, как мне пройти к избушке Михайло По­тапыча?

- Малыш,  тебе необходимо выполнит задание, которое приготовил Карлсон, мы тебе подскажем.

Малыш стал выполнять задание. Давайте и мы ему поможем. 

От данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы во 2-м лице единственного числа. Указать спряжение.

- Как пишутся глаголы во 2-м лице единственного числа.

В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящей пишется на конце мягкий знак – это орфограмма.

ловить –
варить –
готовить –
пахать –
узнать –
писать –

Малыш выполнил задание, и лисята подсказали ему дорожку.

- Иди вот по этой тропинке и никуда не сворачивай.

- Спасибо, лисята! Вот вам курочка, кушайте на здоровье.

Рисунок 6

Пока Малыш идёт, мы немножко отдохнём.

Игра «Доскажи словечко».

Медведица рыщет,
Медвежат под елкой… (ищет).

Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком… (ходит).

Ребятишек так щекочут,
Что весь день они… (хохочут).

III. Физкультминутка

IV. Продолжение работы над темой

Шёл, шёл Малыш и на развилке дорог остановился. Почему мне лисята не сказали, куда идти дальше? Постоял. Посмотрел по сторонам. И около дерева увидел...

Любит сладкий мёд,
Любит ягод аромат.                                                
Вот, какой сластёна жуткий
Это бурый... 
(медвежонок).
 

Рисунок 12

Малыш увидел медвежонка, который собирал...

Стоит Егорка
в красной ермолке,
кто не пройдёт,
всяк поклон подаёт.
(Земляника)

Рисунок 13

Медвежонок собирал землянику.

- Медвежонок, медвежонок, как пройти к избушке Михайло Потапыча?

- А зачем тебе нужен мой дедушка?

- У него находится Карлсон.

- Поможешь собрать землянику, тогда провожу к избушке.

Малыш стал собирать землянику.

Давайте и мы поможем.

Надо проспрягать глаголы.

I вариант
терпеть

II вариант
вертеть

Мы Малышу помогли собрать  целую корзину земляники.

Рисунок 14

Медвежонок провёл его к дедушке.

Михайло Потапыч встретил Малыша:

Рисунок 15

- Малыш! Ты очень смелый мальчик и хороший друг. Не побоялся пройти через лес, чтобы выручить Карлсона.

Михайло Потапыч позвал Карлсона. Малыш подбежал и обнял Карлсона. Мальчик хорошо знал, что поможет его другу. Достал из рюкзака банку малинового варенья и протянул Карлсону.

Рисунок 3

Тот быстро съел варенье, и моторчик заработал. Они могли уже отправляться в путь. Но дедушка не отпустил их, не угостив своим любимым земляничным чаем. А Малыш достал  вафельный торт.

Рисунок 16

После чаепития Михайло Потапыч открыл книгу «Мир приключений» на странице «Город», сказал заветные слова: «Город, оживи».

Рисунок 17

Друзья тотчас оказались дома.

- С Днём рождения, Малыш! – сказал Карлсон

- Спасибо, Карлсон! Я так рад, что с тобой всё в порядке.

Мама принесла торт. Малыш задул свечки, загадав только одно желание: «Чтобы они с Карлсоном никогда не расставались!» Отрезал себе кусочек торта, а большую часть торта протянул Карлсону.

Малыш долго смотрел на Карлсона и думал, как хорошо, что у него есть такой весёлый друг.

V. Итог урока.

- Итак, что мы знаем о глаголе?

-  А ещё мне очень хочется, чтобы у вас были такие же верные друзья, кото­рые смогут к вам прийти на выручку в любую минуту.

VI. Домашнее задание.

- Проспрягать два глагола.