Цель:
- повторить и обобщить изученный материал по теме «Глагол»;
- развивать логическое мышление, память, внимание, сообразительность, языковую наблюдательность, речевую культуру, общий кругозор;
- воспитывать любовь к природе, к животным, к ближнему, интерес к предмету.
Оборудование: картинки с изображением животных, а также с изображением еды, предметов, которые будут необходимы Малышу в путешествии, плакаты с изображением Малыша и Карлсона.
Ход урока
I. Оргмомент.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке «Новые приключения Малыша и Карлсона».
Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы откроем наши туристические блокноты, запишем «число», «Классная работа» и поупражняемся в чистописании.
- Минутка чистописания.
Мм Кк
М/м К/к
- Словарь: путешествие, праздник, медведь, заяц, капуста, корзина, настроение, желание, желать.
- Назовите лишнее слово. К какой части речи оно относится? Что вы знаете об этой части речи?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет:
Летит ракета, люди строят зданья,
И рожь в полях растет.
(Глагол)
II. Работа над темой.
- Эта история произошла за несколько дней до празднования Дня рождения Малыша.
Рисунок 1
В пятницу утром Малыш получает телеграмму от Карлсона.
«Прилетаю. Жди!»
Карлсон.
Прочитав телеграмму, Малыш стал бегать по комнатам и сообщать родным, что завтра прилетает Карлсон.
Малыш попросил маму испечь самый вкусный торт, а самое главное, чтобы он был ещё и большой.
- Именно такой торт я хотела испечь, – сказала мама, рассматривая кулинарную книгу.
Раздался звонок. Малыш открыл дверь. На пороге стоял почтальон. В руке у него был конверт. Мужчина его протянул мальчику. Поблагодарив почтальона, Малыш прошёл в комнату, сел в кресло, достал из конверта лист бумаги и стал читать:
«Малыш! Карлсон находится в лесу. Тебе нужно за ним прийти. Для того, чтобы попасть в лес, возьми книгу «Мир приключений», открой её на странице «Лес» и скажи два слова: «Лес, оживи». Удачи».
Михайло Потапыч
Малыш быстро собрал рюкзак, положив в него всё необходимое: банку варенья для Карлсона, вафельный торт, кочан капусты, курочку, корзинку, блокнот с ручкой.
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
Рисунок 5
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Открыв нужную страницу, сказав заветные слова, Малыш очутился в лесу.
Рисунок 9
Идёт по лесу и думает: «Как же мне пройти к избушке Михайло Потапыча». И тут он увидел...
- Отгадайте кого?
Ходит в тёплой шубке
Даже в летнюю жару.
Ходит в шубке, точит зубки
Да дерёт с берёз кору.
(Зайка)
Рисунок 10
На полянке Малыш увидел зайку.
- Зайка, как мне пройти к избушке Михайло Потапыча?
- Выполнишь задание, которое придумал для тебя Карлсон. Я тебе подскажу.
Малыш внимательно выслушал задание и приступил к нему.
Мы тоже с вами выполним это задание.
Из стихотворений выписать глаголы и распределить их в два столбика. В левый столбик глаголы – I спряжения, а в правый – II спряжения.
- Перед тем как выполнять задание, давайте повторим правило: «Как определить спряжение глагола?»
- Чтобы правильно написать безударное окончание глагола нужно определить его спряжение.
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме.
Глаголы, которые оканчиваются в неопределенной форме на «ить», относятся ко второму спряжению. Исключение «брить», «стелить».
Большинство глаголов на «ать, ять, еть, ыть, оть, уть» - 1-го спряжения, кроме глаголов исключения.
Хорошо, привольно летом.
Зеленеет тёмный лес.
Смотрит с ласковым приветом
Солнце жаркое с небес.
(С. Дрожжин)Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывёт.
(А. Пушкин)Никнут шёлковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
(С.Есенин)
- Как написали не сводит? Почему?
Мы вместе с Малышом выполнили задание, и зайка подсказал ему дорожку.
- Иди вот по этой тропинке.
- Спасибо, зайка! Вот тебе кочан капусты, ешь на здоровье.
Рисунок 5
Шёл Малыш и заблудился. Вокруг никого. Дороги спросить не у кого. Страшно ему стало. Но Малыш не унывал. Он знал, что кто-нибудь ему поможет. И он не ошибся.
Из-за кустов выползла змея и стала показывать ему дорогу. Малыш шёл за змеёй и вышел на полянку. Давайте поблагодарим змею и выполним задание: «Вставить в глаголы -т- или -ть-».
- Когда пишется -тся, когда -ться?
В сочетании «тся» мягкий знак не пишется, если глагол стоит в форме 3-го лица.
В сочетании «ться» мягкий знак пишется, если глагол стоит в неопределенной форме.
Существует другой способ проверки написания мягкого знака в сочетании «ться» (по вопросу).
Надо труди__ся. Он труди__ся. Нельзя лени__ся. Все уча__ся. Пора учи__ся.
На полянке Малыш увидел...
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто это?
(Лиса)
Рисунок 11
- Лисята, лисята, подскажите, как мне пройти к избушке Михайло Потапыча?
- Малыш, тебе необходимо выполнит задание, которое приготовил Карлсон, мы тебе подскажем.
Малыш стал выполнять задание. Давайте и мы ему поможем.
От данных глаголов в неопределённой форме образовать глаголы во 2-м лице единственного числа. Указать спряжение.
- Как пишутся глаголы во 2-м лице единственного числа.
В глаголах 2-го лица единственного числа после шипящей пишется на конце мягкий знак – это орфограмма.
ловить –
варить –
готовить –
пахать –
узнать –
писать –
Малыш выполнил задание, и лисята подсказали ему дорожку.
- Иди вот по этой тропинке и никуда не сворачивай.
- Спасибо, лисята! Вот вам курочка, кушайте на здоровье.
Рисунок 6
Пока Малыш идёт, мы немножко отдохнём.
Игра «Доскажи словечко».
Медведица рыщет,
Медвежат под елкой… (ищет).Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком… (ходит).Ребятишек так щекочут,
Что весь день они… (хохочут).
III. Физкультминутка
IV. Продолжение работы над темой
Шёл, шёл Малыш и на развилке дорог остановился. Почему мне лисята не сказали, куда идти дальше? Постоял. Посмотрел по сторонам. И около дерева увидел...
Любит сладкий мёд,
Любит ягод аромат.
Вот, какой сластёна жуткий
Это бурый...
(медвежонок).
Рисунок 12
Малыш увидел медвежонка, который собирал...
Стоит Егорка
в красной ермолке,
кто не пройдёт,
всяк поклон подаёт.
(Земляника)
Рисунок 13
Медвежонок собирал землянику.
- Медвежонок, медвежонок, как пройти к избушке Михайло Потапыча?
- А зачем тебе нужен мой дедушка?
- У него находится Карлсон.
- Поможешь собрать землянику, тогда провожу к избушке.
Малыш стал собирать землянику.
Давайте и мы поможем.
Надо проспрягать глаголы.
I вариант
терпеть
II вариант
вертеть
Мы Малышу помогли собрать целую корзину земляники.
Рисунок 14
Медвежонок провёл его к дедушке.
Михайло Потапыч встретил Малыша:
Рисунок 15
- Малыш! Ты очень смелый мальчик и хороший друг. Не побоялся пройти через лес, чтобы выручить Карлсона.
Михайло Потапыч позвал Карлсона. Малыш подбежал и обнял Карлсона. Мальчик хорошо знал, что поможет его другу. Достал из рюкзака банку малинового варенья и протянул Карлсону.
Рисунок 3
Тот быстро съел варенье, и моторчик заработал. Они могли уже отправляться в путь. Но дедушка не отпустил их, не угостив своим любимым земляничным чаем. А Малыш достал вафельный торт.
Рисунок 16
После чаепития Михайло Потапыч открыл книгу «Мир приключений» на странице «Город», сказал заветные слова: «Город, оживи».
Рисунок 17
Друзья тотчас оказались дома.
- С Днём рождения, Малыш! – сказал Карлсон
- Спасибо, Карлсон! Я так рад, что с тобой всё в порядке.
Мама принесла торт. Малыш задул свечки, загадав только одно желание: «Чтобы они с Карлсоном никогда не расставались!» Отрезал себе кусочек торта, а большую часть торта протянул Карлсону.
Малыш долго смотрел на Карлсона и думал, как хорошо, что у него есть такой весёлый друг.
V. Итог урока.
- Итак, что мы знаем о глаголе?
- А ещё мне очень хочется, чтобы у вас были такие же верные друзья, которые смогут к вам прийти на выручку в любую минуту.
VI. Домашнее задание.
- Проспрягать два глагола.