Повторение и систематизация материала по теме "Правописание одной и двух букв Н в полных именах прилагательных и причастиях"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Повторение, углубление и систематизация материала по теме урока.
  2. Отработка навыков работы с текстом, повторение материала по лексике, культуре речи, стилистики.
  3. Развитие речи учащихся.
  4. Воспитание чувства прекрасного и любви к родной природе с помощью предлагаемого для анализа текста.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал: текст для классной и домашней работы, тесты.
  2. Презентация к уроку по теме.
  3. Компьютер и мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Правописание суффиксов причастий -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -им, -ем, правописание гласных в причастиях перед суффиксом –вш и буквами нн.

II. Работа над темой урока

1. Задание: прочитайте предложение и определите, на какую орфограмму пропущены буквы в выделенных словах. Слайд 1.

2. Объявление темы урока. Слайд 2.

3. Задание: вспомнить правописание одной и двух букв н в отымённых прилагательных. По мере того, как учащиеся вспоминают правило, открывается Слайд 3.

4. Учитель обращает внимание учеников на прилагательные ветреный и ветряной, употребляемые с учётом их лексического значения.

ветреный ветряной
ЛЗ «с ветром»

Пример:
ветреная погода,
ветреная девушка (перен.)

ЛЗ «приводимый в движение ветром»

Пример:
ветряной двигатель
ветряная оспа (название болезни)

5. Задание: вспомнить прилагательные, которые пишутся с одной н, т. к. не имеют суффикса. Слайд 4.

6. Закрепление: объяснение орфограмм у доски (под диктовку).

Вагонное депо, кожаный диван, истинное происшествие, деревянная изгородь, ветреное утро, полотняная скатерть, дивизионный командир, свиные котлеты, с подветренной стороны, соловьиная трель, ветряная мельница, румяный юноша, платяной шкаф, диковинная окраска.

7. Задание: вспомнить, как отличить отглагольное прилагательное и причастие.

Признаки отглагольного прилагательного. По мере того как ученики вспоминают, открывается Слайд 5.

8. Отглагольные прилагательные на -ованный, -ёванный. Слайд 6.

9. Задание: прокомментировать пример. Слайд 7.

10. Сложные прилагательные. Слайд 8.

11. Задание: образовать от глаголов прилагательные, если это возможно.

  • стегать –
  • квасить –
  • крутить –
  • загладить –
  • звать –
  • плести –
  • перековать –
  • грузить –
  • ковать –

12. Учитель обращает внимание на прилагательные масленый, масляный.

масленый — от «маслить» масляный — от «масло»
ЛЗ «запачканный, пропитанный, смазанный маслом»

Пример: масленая краска

ЛЗ «для масла, из масла, на масле»

Пример: масляное пятно

13. Задание: вспомнить признаки причастий. По мере того, как учащиеся вспоминают, открывается Слайд 9.

14. Задание: прокомментировать пример. Слайд 10.

15. Закрепление: объяснение орфограмм у доски (под диктовку).

Некрещёный младенец, стираное – перестиранное пальто, потерянное время, неписаный закон, масляная краска, пойманный зверь, горячекатаный асфальт, мощённая булыжником дорога, масленый блин, незваный гость, дарованная свобода, званный к ужину гость, пленённый враг.

16. Учитель обращает внимание учеников на слова, вызывающие затруднения. Слайд 11.

17. Работа с текстом (раздаточный материал). В тексте пропущены буквы на изучаемые орфограммы.

Задание:

  1. Определить тип речи, стиль текста, аргументировать свой ответ.
  2. Определить основную мысль текста.
  3. Определить особенности текста, характерные для него средства выразительности (тропы, стилистические конструкции, синтаксические особенности).
  4. Вставить буквы, объяснить орфограммы.

Что может быть лучше тихого уголка русской природы? Летнее безветре…ое утро. Ещё совсем рано. Выше тополей поднимаются розовые утре…ие туманы. Кое – где раздаётся пение таинстве…ых птиц, пробуждё…ых зарёю. Совсем рядом – серебря…ая лента реки и жёлтая полоса песча…ого берега. На берегу у самой воды, словно одной ногой нехотя ступая в ледя…ую воду, стоит ветря…ая мельница. Возле неё белоголовый мальчик лет семи пасёт гусей. На нём штопа…ые – перештопа…ые штанишки, а в руках он держит поноше…ый пиджачок. На его нечёса…ых волосах чудом держится кожа…ый картуз. Рядом с мельницей – песча…ая поляна, затенё…ая красавцами – тополями. У самой воды – каме…ый выступ, обвеша…ый какими – то причудливыми растениями. Будто кручё…ый зелё…ый жгут, они обвивают каме…ого великана. Недалеко видна деревенька. Маленькие деревя…ые домики за плетё…ым частоколом весело смотрят на мир, встречая восход солнца. Ещё так рано, а уже пахнет свежепечё…ым хлебом. А дальше – стриже…ая аллея, а за ней – вспаха…ое поле.

18. Учащиеся делают выводы по пройденным темам.

III. Проверочная работа–тест (раздаточный материал).

Тест. Одна и две буквы н в прилагательных и причастиях.

Внимание: может быть 1, 2 и более правильных ответов!

I вариант II вариант
I. Укажите номера существительных, от которых можно образовать прилагательные с двумя буквами н.
  1. лев
  2. торжество
  3. глина
  4. пламя
  5. сон
I. Укажите номера существительных, от которых можно образовать прилагательные с двумя буквами н.
  1. ветер
  2. вода
  3. старина
  4. свинья
  5. олово
II. Укажите номера слов, которые пишутся с двумя н.
  1. стекля…ый
  2. сви…ой
  3. безветре…ый
  4. ветря…ая
  5. маши…ый
II. Укажите номера слов, которые пишутся с одной н.
  1. обветре…ый
  2. деревя…ый
  3. време…ый
  4. платя…ой
  5. ю…ый
III. Укажите номера СС (словосочетаний), в которых пишется одна буква н.
  1. карти…ый зал
  2. ветря…ая оспа
  3. урага…ый ветер
  4. восторже…ый возглас
  5. госи…ый двор
III. Укажите номера СС (словосочетаний), в которых пишется две н.
  1. голуби…ое яйцо
  2. масля…ая краска
  3. дикови…ая вещь
  4. авиацио…ый завод
  5. румя…ые щеки
IV. Укажите номера слов, которые являются отглагольными прилагательными.
  1. потуше…ые овощи
  2. кова…ый кузнецом
  3. купле…ый билет
  4. груже…ая машина
  5. золоче…ое кольцо
IV. Укажите номера слов, которые являютс причастиями.
  1. плете…ый из лозы
  2. стега…ый халат
  3. закруче…ый шнур
  4. реше…ое уравнение
  5. кваше…ая капуста
V. Укажите номера СС, в которых пишется одна буква н.
  1. сея…ое под зиму
  2. точе…ые ножки
  3. ране…ый солдат
  4. жаре…ый картофель
  5. лише…ый наследство
V. Укажите номера СС, в которых пишется буква н.
  1. поране…ый палец
  2. кипяче…ая вода
  3. краше…ые стены
  4. гаше…ый водой
  5. обеща…ый подарок
VI. Укажите номера СС, в которых пишется две н.
  1. плете…ое кресло
  2. балова…ый мальчуган
  3. корчева…ый участок
  4. тка…ая скатерть
  5. вяза…ый шарф
VI. Укажите номера СС, в которых пишется одна н.
  1. кова…ый гвоздь
  2. вызва…ый врач
  3. пуга…ый взрывом
  4. заштопа…ый носок
  5. жева…ый лист
VII. Укажите номера СС, в которых пишется одна н.
  1. нечище…ая обувь
  2. замороже…ые фрукты
  3. незва…ый гость
  4. вызва…ый врач
  5. негаше…ая известь
VII. Укажите номера СС, в которых пишется две н.
  1. закова…ый в латы
  2. немороже…ая рыба
  3. почище…ая обувь
  4. неглаже…ые вещи
  5. негруже…ая машина
VIII. Укажите номера СС, в которых пишется две н.
  1. рожде…ый зимой
  2. лата…ая – перелата…ая шуба
  3. ноше…ый – переноше…ый костюм
  4. броше…ый камень
  5. цельнокрое…ый рукав
VIII. Укажите номера СС, в которых пишется одна н.
  1. засоле…ое сало
  2. стреля…ый – перестреля…ый воробей
  3. травле…ый мною волк
  4. малоноше…ое платье
  5. домотка…ое полотно
IX. Укажите номера слов, которые могут писаться с одной и с двумя буквами н, в зависимости от контекста.
  1. окова…ый
  2. гаше…ый
  3. кваше…ый
  4. спута…ый
  5. закруче…ый
IX. Укажите номера слов, которые могут писаться и с одной, и с двумя буквами н, в зависимости от контекста.
  1. напечата…ый
  2. обветре…ый
  3. пересоле…ый
  4. глаже…ый
  5. вялее…ый
X. Укажите номера СС, в которых пишется две н.
  1. долгожда…ый вечер
  2. смышле…ый ребенок
  3. чита…ый роман
  4. да…ый ответ
  5. назва…ый брат
X. Укажите номера СС, в которых пишется одна н.
  1. нежда…ый гость
  2. конче…ый человек
  3. беше…ый пес
  4. виде…ый фильм
  5. посажё…ый отец

IV Подведение итогов, выставление оценок.

Домашнее задание:

Правила выучить. Записать текст, вставить буквы, графически объяснить орфограммы.

Дикови…ые картины открывались в саду любопытному взгляду: взбешё…ые львы бегали по расчище…ым дорожкам, оставляя невида…ые следы. Баше…ые часы охраняли от беше…ых любителей исти…ых ценностей отчая…ые ко…ые дружинники, ю…ые и румя…ые, одетые в шерстя…ые плащи, кожа…ые сапогт и льня…ые рубахи, подпояса…ые обыкнове…ыми кручё…ыми верёвками, скруче…ыми втрое.

Восторже…ые дамы с цветами и поклонниками разъезжали в золочё…ых каретах по мощё…ым дорожкам, вымоще…ым отшлифова…ыми камнями. Каме…ые львы чутко слушали бой карма…ых часов, доносящийся из наглаже…ых и крахмале…ых вручную камзолов. Неглаже…ые воротнички, рва…ые сюртуки, изорва…ые фраки были здесь немыслимы. (Текст взят из книги Л. А. Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык»).

Презентация к уроку — Приложение 1.