Цели урока:
- Повторение, углубление и систематизация материала по теме урока.
- Отработка навыков работы с текстом, повторение материала по лексике, культуре речи, стилистики.
- Развитие речи учащихся.
- Воспитание чувства прекрасного и любви к родной природе с помощью предлагаемого для анализа текста.
Оборудование:
- Раздаточный материал: текст для классной и домашней работы, тесты.
- Презентация к уроку по теме.
- Компьютер и мультимедийный проектор, экран.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
Правописание суффиксов причастий -ущ, -ющ, -ащ, -ящ, -им, -ем, правописание гласных в причастиях перед суффиксом –вш и буквами нн.
II. Работа над темой урока
1. Задание: прочитайте предложение и определите, на какую орфограмму пропущены буквы в выделенных словах. Слайд 1.
2. Объявление темы урока. Слайд 2.
3. Задание: вспомнить правописание одной и двух букв н в отымённых прилагательных. По мере того, как учащиеся вспоминают правило, открывается Слайд 3.
4. Учитель обращает внимание учеников на прилагательные ветреный и ветряной, употребляемые с учётом их лексического значения.
ветреный | ветряной |
ЛЗ «с ветром»
Пример: |
ЛЗ «приводимый в движение ветром»
Пример: |
5. Задание: вспомнить прилагательные, которые пишутся с одной н, т. к. не имеют суффикса. Слайд 4.
6. Закрепление: объяснение орфограмм у доски (под диктовку).
Вагонное депо, кожаный диван, истинное происшествие, деревянная изгородь, ветреное утро, полотняная скатерть, дивизионный командир, свиные котлеты, с подветренной стороны, соловьиная трель, ветряная мельница, румяный юноша, платяной шкаф, диковинная окраска.
7. Задание: вспомнить, как отличить отглагольное прилагательное и причастие.
Признаки отглагольного прилагательного. По мере того как ученики вспоминают, открывается Слайд 5.
8. Отглагольные прилагательные на -ованный, -ёванный. Слайд 6.
9. Задание: прокомментировать пример. Слайд 7.
10. Сложные прилагательные. Слайд 8.
11. Задание: образовать от глаголов прилагательные, если это возможно.
- стегать –
- квасить –
- крутить –
- загладить –
- звать –
- плести –
- перековать –
- грузить –
- ковать –
12. Учитель обращает внимание на прилагательные масленый, масляный.
масленый — от «маслить» | масляный — от «масло» |
ЛЗ «запачканный, пропитанный, смазанный маслом»
Пример: масленая краска |
ЛЗ «для масла, из масла, на масле»
Пример: масляное пятно |
13. Задание: вспомнить признаки причастий. По мере того, как учащиеся вспоминают, открывается Слайд 9.
14. Задание: прокомментировать пример. Слайд 10.
15. Закрепление: объяснение орфограмм у доски (под диктовку).
Некрещёный младенец, стираное – перестиранное пальто, потерянное время, неписаный закон, масляная краска, пойманный зверь, горячекатаный асфальт, мощённая булыжником дорога, масленый блин, незваный гость, дарованная свобода, званный к ужину гость, пленённый враг.
16. Учитель обращает внимание учеников на слова, вызывающие затруднения. Слайд 11.
17. Работа с текстом (раздаточный материал). В тексте пропущены буквы на изучаемые орфограммы.
Задание:
- Определить тип речи, стиль текста, аргументировать свой ответ.
- Определить основную мысль текста.
- Определить особенности текста, характерные для него средства выразительности (тропы, стилистические конструкции, синтаксические особенности).
- Вставить буквы, объяснить орфограммы.
Что может быть лучше тихого уголка русской природы? Летнее безветре…ое утро. Ещё совсем рано. Выше тополей поднимаются розовые утре…ие туманы. Кое – где раздаётся пение таинстве…ых птиц, пробуждё…ых зарёю. Совсем рядом – серебря…ая лента реки и жёлтая полоса песча…ого берега. На берегу у самой воды, словно одной ногой нехотя ступая в ледя…ую воду, стоит ветря…ая мельница. Возле неё белоголовый мальчик лет семи пасёт гусей. На нём штопа…ые – перештопа…ые штанишки, а в руках он держит поноше…ый пиджачок. На его нечёса…ых волосах чудом держится кожа…ый картуз. Рядом с мельницей – песча…ая поляна, затенё…ая красавцами – тополями. У самой воды – каме…ый выступ, обвеша…ый какими – то причудливыми растениями. Будто кручё…ый зелё…ый жгут, они обвивают каме…ого великана. Недалеко видна деревенька. Маленькие деревя…ые домики за плетё…ым частоколом весело смотрят на мир, встречая восход солнца. Ещё так рано, а уже пахнет свежепечё…ым хлебом. А дальше – стриже…ая аллея, а за ней – вспаха…ое поле.
18. Учащиеся делают выводы по пройденным темам.
III. Проверочная работа–тест (раздаточный материал).
Тест. Одна и две буквы н в прилагательных и причастиях.
Внимание: может быть 1, 2 и более правильных ответов!
I вариант | II вариант |
I. Укажите номера существительных, от которых можно образовать прилагательные с двумя буквами н.
|
I. Укажите номера существительных, от которых можно образовать прилагательные с двумя буквами н.
|
II. Укажите номера слов, которые пишутся с двумя н.
|
II. Укажите номера слов, которые пишутся с одной н.
|
III. Укажите номера СС (словосочетаний), в которых пишется одна буква н.
|
III. Укажите номера СС (словосочетаний), в которых пишется две н.
|
IV. Укажите номера слов, которые являются отглагольными прилагательными.
|
IV. Укажите номера слов, которые являютс причастиями.
|
V. Укажите номера СС, в которых пишется одна буква н.
|
V. Укажите номера СС, в которых пишется буква н.
|
VI. Укажите номера СС, в которых пишется две н.
|
VI. Укажите номера СС, в которых пишется одна н.
|
VII. Укажите номера СС, в которых пишется одна н.
|
VII. Укажите номера СС, в которых пишется две н.
|
VIII. Укажите номера СС, в которых пишется две н.
|
VIII. Укажите номера СС, в которых пишется одна н.
|
IX. Укажите номера слов, которые могут писаться с одной и с двумя буквами н, в зависимости от контекста.
|
IX. Укажите номера слов, которые могут писаться и с одной, и с двумя буквами н, в зависимости от контекста.
|
X. Укажите номера СС, в которых пишется две н.
|
X. Укажите номера СС, в которых пишется одна н.
|
IV Подведение итогов, выставление оценок.
Домашнее задание:
Правила выучить. Записать текст, вставить буквы, графически объяснить орфограммы.
Дикови…ые картины открывались в саду любопытному взгляду: взбешё…ые львы бегали по расчище…ым дорожкам, оставляя невида…ые следы. Баше…ые часы охраняли от беше…ых любителей исти…ых ценностей отчая…ые ко…ые дружинники, ю…ые и румя…ые, одетые в шерстя…ые плащи, кожа…ые сапогт и льня…ые рубахи, подпояса…ые обыкнове…ыми кручё…ыми верёвками, скруче…ыми втрое.
Восторже…ые дамы с цветами и поклонниками разъезжали в золочё…ых каретах по мощё…ым дорожкам, вымоще…ым отшлифова…ыми камнями. Каме…ые львы чутко слушали бой карма…ых часов, доносящийся из наглаже…ых и крахмале…ых вручную камзолов. Неглаже…ые воротнички, рва…ые сюртуки, изорва…ые фраки были здесь немыслимы. (Текст взят из книги Л. А. Ахременковой «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык»).
Презентация к уроку — Приложение 1.