Цели урока:
- познакомить учащихся морфологическим разбором наречий как части речи;
- формировать умения определять грамматические признаки наречия в морфологическом разборе;
- обогащать речь школьников за счет использования наречий в речи;
- воспитывать умение взаимодействия.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, карта-схема, звездочки.
Ход урока
Учитель: Дорогие ребята! Мы с вами закончили изучение наречий, много узнали об этой части речи, и сегодня на уроке будем учиться выполнять морфологический разбор наречий. Для этого совершим космическое путешествие на удивительную планету Наречие. Познакомьтесь, пожалуйста, с картой нашего путешествия.
Демонстрация слайда Планета наречие.
Учитель: Первый этап путешествия – “Подготовка к полету”. Послушайте отрывок из поэмы Олжаса Сулеймонова “Земля, поклонись человеку”. В ходе прослушивания выпишите из этого отрывка наречия, докажите, что нашли слова именно этой части речи. (Во время чтения идет демонстрация слайда с отрывком из поэмы). Ученик читает отрывок:
Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой – это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет Высоким?
Реки вспаивают поля,
Города над рекой – в заре.
И, как сердце, летит Земля,
Перевитая жилами рек.
Нелегко проложить пути
До вчерашних туманных звезд.
Но трудней на земле найти
Путь,
Что в сердце своем пронес,
Что рекою прошел по земле,
Что навеки связал города,
Что лучом бушевал во мгле,
Освещая свои города.
Учитель: В этом тексте писатель употребил 3 наречия, которые относятся к глаголам, это неслучайно. Поэту важно было охарактеризовать более точно и выразительно действия. Наречия придают речи полноту и ясность. Писатель Максим Горький сказал о наречиях: “Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной”.
(Цитата на слайде)
Учитель: Ребята, найдите, пожалуйста, наречия и докажите правильно, что ваш выбор правилен. (Ответы учащихся)
Учитель: Молодцы! К полету готовы. Следующий этап нашего космического путешествия -
“Взлет ракеты” (смысловые группы наречий).
Учитель: У вас на столах, ребята, лежат звезды. Чтобы старт ракеты прошел успешно, нужно вспомнить и записать на звездах наречия образа действия, меры, места, причины и другие.
На столах учащихся лежат звездочки, на которые они вписывают наречия разных разрядов. Учащиеся работают самостоятельно, затем передают звездочки учителю, который во время самостоятельной работы проверяет выполненные задания.
Учитель: Следующий этап нашего увлекательного путешествия – “Работа в космосе”, для чего каждому из вас придется выполнить синтаксический разбор предложения самостоятельно. Обратите внимание, что необходимо вставить пропущенные буквы в словах.
(Демонстрация слайда)
Небо синее ласково манит
И к бе_крайним пр_сторам з_вет
(Демонстрация слайда с правильным разбором, взаимопроверка в парах.)
Учитель: У нас, ребята, появилась возможность стыковки нашего корабля со станцией “Мир”. Мы осуществим стыковку, если соединим части нескольких слов в одно и получим новое слово – наречие. (Демонстрация слайда)
Учитель: От глагола поговорить надо взять приставку, от существительного синонимический надо взять суффикс, существительное рука поставить во множественное число, а его окончание превратить в суффикс нового слова (по-космически).
(Демонстрация слайда)
Учитель: А сейчас мы работаем в открытом космосе, где начался метеоритный дождь. Ребята, что такое метеоритный дождь? Для того чтобы нам преодолеть этот метеоритный дождь, мы должны ознакомиться с морфологическим разбором наречий. (Демонстрация слайда)
Учитель: А теперь все вместе выполним морфологический разбор наречия ласково из записанного нами предложения.
(Показ слайда)
Учитель: Чтобы ракета быстро и беспрепятственно приземлилась на планету Наречие, необходимо выполнить упражнение 193 из учебника, где требуется умение выполнять морфологический разбор наречий.
Некоторые учащиеся работают у доски, один работает за компьютером в программе Microsoft Word. Взаимопроверка работы.
Учитель: Мы приближаемся к планете Наречие. Адаптация космонавтов пройдет успешно, если справимся с одним заданием: напишем наречия под диктовку правильно. Препятствие будет преодолено, если наречия будут написаны без ошибок. Если нет – штрафное задание.
Досуха, набело, по-лисьи, во-первых, втроем, бок о бок, кое-куда, свежо, еще, видимо-невидимо, еле-еле, навзничь, замуж, снова, куда-то, вскачь, медленно.
Выбирается три участника, которые должны будут написать наречия под диктовку учителя. Работа учащихся у доски.
Демонстрация слайда с правильно записанными словами. Учитель проверяет задание вместе с классом. Штрафное задание – морфологический разбор одного из наречий.
Учитель: Мы успешно закончили наше путешествие, в ходе которого мы с вами познакомились с планетой Наречие, научились выполнять морфологический разбор наречий. Домашним заданием для вас будет упражнение 195, а желающие могут написать сказку о наречии. Благодарю всех за работу на уроке, оценки ставлю следующие: (выставление и комментирование оценок).