Цели:
- обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;
- совершенствовать умения отличать местоимение от других частей речи и правильно писать их; развивать творческое воображение, орфографическую зоркость, умение работать по вариантам;
- воспитывать доброжелательность, дружбу, единство классного коллектива.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007
Тип урока: нестандартный урок-экскурсия.
Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Ход урока
I. Психологический настрой.
Слово учителя.
Добрый день! Зовут меня Екатерина Евгеньевна. День сегодня действительно добрый. Улыбнёмся, пожелаем друг другу улыбкой тепла и света. (Слайд №1)
Сегодня у нас необычный урок.
На нём подведём мы работы итог.
Отправимся в страну Морфологию.
В необычной стране мы узнали многое.
Имя существительное, прилагательное, числительное.
Всё нам известно! Ответим незамедлительно.
Недавно закончили изучение
Прекрасной темы “Местоимение”.
А сегодня повторим, обобщим и закрепим.
Всё, что раньше изучили, обо всём поговорим.
По дороге знаний наткнулись на рекламный щит.
Такой весь яркий на обочине стоит.
(Слайд №2)Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” предлагает свои услуги по замещению в тексте любых имён:
- существительных;
- прилагательных;
- числительных.
Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” ещё никого не подводила. Если хотите воспользоваться услугами фирмы, можете убедиться в возможности местоимений. Захватите с собой маршрутный лист. В течение всего нашего путешествия мы будем работать на маршрутных листах, выполняя устные и письменные задания сотрудников фирмы.
На первой странице маршрутного листа необходимо оставить свои данные – фамилию и имя. Так же вам нужно подписать лист отметок. На этот лист вы будете крепить бонусы за правильно выполненные задания и за верные ответы.
(Слайд №3)Мы с вами очутились на территории фирмы. Куда же дальше?! Дорогу нам поможет найти указатель с заданием. (Слайд №4)
ЗаданиеСУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ МЕСТОИМЕНИЕ ПРЕДЛОГ |
- Что общего в названиях? (части речи)
- Что лишнее? (предлог – служебная часть речи, а остальные – самостоятельные)
- Чем местоимение отличается от других частей речи? (местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)
Улица Знаний, дом – 7. (Слайд №5) Офис фирмы “Местоимение” расположен в 9тиэтажном здании. Почему именно в 9тиэтажном, а не в 2х или 3х?
Слово учителя.
Вошли в офис фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. В фойе видим лозунг фирмы: Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего. К.Д.Ушинский.
Слова Ушинского написаны и у нас на маршрутных листах. Это говорит о том, что мы пошагово повторяем, закрепляем, и именно это позволяет нам идти дальше, изучать что-то новое и интересное.
На 1-ом этаже расположен “Отдел личных местоимений”. (Слайд №6)
Задание №1Найдите местоимения. Подчеркните личные местоимения.
Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, мну, яму, тебе, тобой, табун, вес, но, оно.
А какие слова оказались “лишними”?
Слово учителя.
Справились с заданием и имеем право подняться на 2-ой этаж. Здесь нас поджидало одно-единственное слово-местоимение, да и то без формы Им.п. Этот сотрудник фирмы, который сам себе начальник, сам себе исполнитель. Как вы думаете, в каком отделе фирмы мы очутились? (Слайд №7)
(Это отдел возвратного местоимения себя.) (Слайд №8)
А какие ещё морфологические признаки отсутствуют у этого местоимения?
Задание №2Вставьте местоимение себя в нужной форме.
(Слайд №9)
Слово учителя.
По лестнице поднялись на 3-ий этаж. И оказались в “Отделе притяжательных местоимений” (Слайд №10). Само название отдела говорит о том, что они указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или лицам.
Задание №3Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения. Укажите падеж.
Родимая земля…
Земля моих (Р.п.) отцов,
Земля родных людей,
Печаль моя (И.п.), забота и награда.
Наверно, земли есть и краше, и теплей,
Наверно, есть,
Но мне других не надо.
Слово учителя.
Мы вошли в кабину лифта. Поднялись на 4-ый этаж. Как только двери открылись, мы увидели перед собой табличку с надписью названия отдела: “Отдел указательных местоимений” (Слайд №11).
Задание №4. (Слайд №12)Просклоняйте указательные местоимения. (Слайд №13)
I |
II |
Этот (воробей) |
Такой (шалун) |
И.п. этот | И.п. такой |
Р.п. этого | Р.п. такого |
Д.п. этому | Д.п. такому |
В.п. этого | В.п. такого |
Т.п. этим | Т.п.таким |
П.п. об этом | П.п. о таком |
Самым активным фирма предлагает банк дополнительных вопросов.
Слово учителя.
Время идет быстро. Нам надо успеть ещё пройти 5этажей. поднимаемся на 5-ый. Его занимает “Отдел определительных местоимений” (Слайд №14).
Задание №5. (Слайды №15, 16, 17)Вставьте подходящие по смыслу пропущенные определительные местоимения, используя слова для справок.
Мы отправились за грибами. … нёс с собой корзинку со … припасами. … маленькие шли налегке. Грибов было много, и … довольные вернулись домой.
Слова для справок: все, каждый, всякий, самые.
Слово учителя.
Сотрудники фирмы призывают всех поддерживать своё здоровье. Мы прошли большую часть пути, утомились, поднимаясь по лестнице, на лифте. Теперь необходимо отдохнуть.
II. Физминутка. (Слайд №18)
Я, ты, он, она – вместе целая страна,
Вместе дружная семья.
В слове мы – сто тысяч Я.
Слово учителя.
На шестом этаже предстояла встреча со старыми знакомыми – вопросительными местоимениями. Почему со старыми знакомыми? Да потому что мы неоднократно имели с ними дело, беседуя о склонении имён существительных, прилагательных, числительных. Помните, какие вопросы мы задавали? К сущ., прилаг., числит.
Всю эту работу выполняют сотрудники фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ” – “Отдел вопросительных местоимений” (Слайд №19).
Старые знакомые предложили ответить нам на вопросы-загадки:
Задание №6Какие местоимения употребили?
Слово учителя.
Поехали на лифте на 7-ой этаж в сопровождении вопросительных местоимений.
На 7-ом этаже было пусто. Оказалось, что он предназначен для относительных местоимений, но…Их роль выполняют местоимения вопросительные в тех случаях, когда надо соединить придаточную часть СП с главной частью, т.е. выступить в роли союзного слова. И вопросительные местоимения, которые не случайно сопровождали нас на этот этаж, всё нам показали, предложив задание. (Слайд №20)
Задание №7Составьте предложение таким образом, чтобы данные местоимения выступали в разных разрядах.
Который, чей.
Например: кто стучится в дверь ко мне? (Я спросил, кто стучится)
Слово учителя.
(Слайд №21)На 8-ом этаже нас подстерегает неприятная неожиданность: к дверям прикреплены такие записки:
- “Дома никого нет”.
- “Здесь живёт ничто. Ни на чьи звонки не открываю”.
- “Никаких претензий не принимаем. На вопросы отвечать некому. И винить некого”.
Вот так история! Как же быть? А давайте
внимательно прочитаем записки. Отрицательные
местоимения решили подшутить над нами,
спрятались в них. (Слайд №22,23)
Исправьте ошибки в написании местоимений.
Смотреть ни на что
ни чего не делать
нечему не удивляться
смотреть не на что
ничего не делать
ничему не удивляться
Слово учителя.
На 8-ом этаже сотрудники фирмы местоимений задали нам каверзный вопрос. (Слайд №26)Чтобы попасть на 9-ый этаж, необходимо ответить на вопрос: “Местоимений, какого разряда больше всего? И почему?” (больше всего неопределённых местоимений, потому что они образуются от каждого из вопросительных при помощи 5-и СО-ых морфем: не-, кое-, -то, -либо, -нибудь) (Слайды №27, 28).
И мы с вами сразу же очутились на 9-ом этаже.
Задание №9Отрывок из м/ф “Приключения Буратино” (Слайд №29).
Смотрите внимательно, потом прослушаете задание.
Мальвина. Предположим, что у Вас в кармане два яблока. НЕКТО взял у Вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?
Буратино. Два.
Мальвина. Почему?
Буратино. Я же не отдам НЕКТУ яблоко, хоть он дерись.
– Какую ошибку в произношении допустил Буратино? (Слайд №30)Какое отступление от языковой нормы усиливает юмористическую окраску данного эпизода? Неопределённое местоимение НЕКТО склоняется или не склоняется?
Слово учителя.
Попрощавшись с “Отделом неопределённых местоимений”, мы с вами заверим сотрудников, что ежедневно будем пользоваться услугами фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”, потому что без них нам просто не обойтись.
Мы входим с вами в кабину лифта, нажимаем кнопку и спускаемся на 1-ый этаж. Но не тут-то было – сюрпризы на этом не закончились. Лифт заблокирован. Нам необходимо выполнить следующее задание.
Задание №10. (Слайд №31)Рекламный рассказ
“Пошёл однажды кто-то на прогулку и нашёл что-то. Поднял его и отправился домой. Навстречу ему некто, остановил его и спрашивает:
- Что несёшь?
- Что-то .
- А чьё оно?
- Моё.
- Давай меняться?! У меня тоже есть кое-что. Несколько штук.
Поменялись и пошли каждый своей дорогой: кто-то понёс домой кое-что, а некто – что-то. Вот и вся история”.
Найдите в рассказе местоимения. Определите их разряд. (Слайд №32)
Морфологический разбор местоимения. Найдите ошибку в определении морфологических признаков местоимения. (Слайд №33)
Пошёл однажды кто-то на прогулку и нашёл что-то. (Слайд №34)
- Кто-то – местоимение (кто?)
- Н.ф. – кто-то. П.п.: неопределённое. Н.п.: в И.п.
- Пошёл (кто?) кто-то.
Слово учителя.
- Ура! Двери лифта раскрылись, и мы оказались в фойе офиса. Давайте подведём итоги.
- Домашнее задание на ваш выбор. (Слайд №35)
- Подсчитайте ваши бонусы. Более 5ти – это 5ка. Ну а если вы набрали недостаточно бонусов, фирма предлагает вам продолжить дальнейшее сотрудничество.
- Сотрудники фирмы попросили нас оставить в книге отзывов свои впечатления о посещении фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. (Слайд №36)
- Визитки фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. (Слайд №37)
Вот звенит уже звонок,
Вам спасибо за урок.