"Местоимение.Обощение и систематизация изученного материала"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;
  • совершенствовать умения отличать местоимение от других частей речи и правильно писать их; развивать творческое воображение, орфографическую зоркость, умение работать по вариантам;
  • воспитывать доброжелательность, дружбу, единство классного коллектива.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Программа: Microsoft Office PowerPoint 2007

Тип урока: нестандартный урок-экскурсия.

Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Ход урока

I. Психологический настрой.

Слово учителя.

Добрый день! Зовут меня Екатерина Евгеньевна. День сегодня действительно добрый. Улыбнёмся, пожелаем друг другу улыбкой тепла и света. (Слайд №1)

Сегодня у нас необычный урок.
На нём подведём мы работы итог.
Отправимся в страну Морфологию.
В необычной стране мы узнали многое.
Имя существительное, прилагательное, числительное.
Всё нам известно! Ответим незамедлительно.
Недавно закончили изучение
Прекрасной темы “Местоимение”.
А сегодня повторим, обобщим и закрепим.
Всё, что раньше изучили, обо всём поговорим.
По дороге знаний наткнулись на рекламный щит.
Такой весь яркий на обочине стоит.

(Слайд №2)Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” предлагает свои услуги по замещению в тексте любых имён:

  • существительных;
  • прилагательных;
  • числительных.

Фирма “МЕСТОИМЕНИЕ” ещё никого не подводила. Если хотите воспользоваться услугами фирмы, можете убедиться в возможности местоимений. Захватите с собой маршрутный лист. В течение всего нашего путешествия мы будем работать на маршрутных листах, выполняя устные и письменные задания сотрудников фирмы.

На первой странице маршрутного листа необходимо оставить свои данные – фамилию и имя. Так же вам нужно подписать лист отметок. На этот лист вы будете крепить бонусы за правильно выполненные задания и за верные ответы.

(Слайд №3)Мы с вами очутились на территории фирмы. Куда же дальше?! Дорогу нам поможет найти указатель с заданием. (Слайд №4)

Задание

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

МЕСТОИМЕНИЕ

ПРЕДЛОГ

  • Что общего в названиях? (части речи)
  • Что лишнее? (предлог – служебная часть речи, а остальные – самостоятельные)
  • Чем местоимение отличается от других частей речи? (местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)

Улица Знаний, дом – 7. (Слайд №5) Офис фирмы “Местоимение” расположен в 9тиэтажном здании. Почему именно в 9тиэтажном, а не в 2х или 3х?

Слово учителя.

Вошли в офис фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. В фойе видим лозунг фирмы: Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего. К.Д.Ушинский.

Слова Ушинского написаны и у нас на маршрутных листах. Это говорит о том, что мы пошагово повторяем, закрепляем, и именно это позволяет нам идти дальше, изучать что-то новое и интересное.

На 1-ом этаже расположен “Отдел личных местоимений”. (Слайд №6)

Задание №1

Найдите местоимения. Подчеркните личные местоимения.

Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, мну, яму, тебе, тобой, табун, вес, но, оно.

А какие слова оказались “лишними”?

Слово учителя.

Справились с заданием и имеем право подняться на 2-ой этаж. Здесь нас поджидало одно-единственное слово-местоимение, да и то без формы Им.п. Этот сотрудник фирмы, который сам себе начальник, сам себе исполнитель. Как вы думаете, в каком отделе фирмы мы очутились? (Слайд №7)

(Это отдел возвратного местоимения себя.) (Слайд №8)

А какие ещё морфологические признаки отсутствуют у этого местоимения?

Задание №2

Вставьте местоимение себя в нужной форме. (Слайд №9)

  1. Тебе нужно взять с с собой учебник.
  2. Петя пригласил нас к к себе в гости.
  3. Мы часто говорим между собой о наших друзьях.

Слово учителя.

По лестнице поднялись на 3-ий этаж. И оказались в “Отделе притяжательных местоимений” (Слайд №10). Само название отдела говорит о том, что они указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или лицам.

Задание №3

Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения. Укажите падеж.

Родимая земля…
Земля моих (Р.п.) отцов,
Земля родных людей,
Печаль моя (И.п.), забота и награда.
Наверно, земли есть и краше, и теплей,
Наверно, есть,
Но мне других не надо.

Слово учителя.

Мы вошли в кабину лифта. Поднялись на 4-ый этаж. Как только двери открылись, мы увидели перед собой табличку с надписью названия отдела: “Отдел указательных местоимений” (Слайд №11).

Задание №4. (Слайд №12)

Просклоняйте указательные местоимения. (Слайд №13)

I

II

Этот (воробей)

Такой (шалун)

И.п. этот И.п. такой
Р.п. этого Р.п. такого
Д.п. этому Д.п. такому
В.п. этого В.п. такого
Т.п. этим Т.п.таким
П.п. об этом П.п. о таком

Самым активным фирма предлагает банк дополнительных вопросов.

Слово учителя.

Время идет быстро. Нам надо успеть ещё пройти 5этажей. поднимаемся на 5-ый. Его занимает “Отдел определительных местоимений” (Слайд №14).

Задание №5. (Слайды №15, 16, 17)

Вставьте подходящие по смыслу пропущенные определительные местоимения, используя слова для справок.

Мы отправились за грибами. нёс с собой корзинку со припасами. маленькие шли налегке. Грибов было много, и довольные вернулись домой.

Слова для справок: все, каждый, всякий, самые.

Слово учителя.

Сотрудники фирмы призывают всех поддерживать своё здоровье. Мы прошли большую часть пути, утомились, поднимаясь по лестнице, на лифте. Теперь необходимо отдохнуть.

II. Физминутка. (Слайд №18)

Я, ты, он, она – вместе целая страна,

Вместе дружная семья.

В слове мы – сто тысяч Я.

Слово учителя.

На шестом этаже предстояла встреча со старыми знакомыми – вопросительными местоимениями. Почему со старыми знакомыми? Да потому что мы неоднократно имели с ними дело, беседуя о склонении имён существительных, прилагательных, числительных. Помните, какие вопросы мы задавали? К сущ., прилаг., числит.

Всю эту работу выполняют сотрудники фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ” – “Отдел вопросительных местоимений” (Слайд №19).

Старые знакомые предложили ответить нам на вопросы-загадки:

Задание №6

  1. Какой город летает? (Орёл)
  2. Что у лодки впереди, а у самосвала сзади? (буква Л)
  3. Сколько личных местоимений в слове “семья”? (семь)

Какие местоимения употребили?

Слово учителя.

Поехали на лифте на 7-ой этаж в сопровождении вопросительных местоимений.

На 7-ом этаже было пусто. Оказалось, что он предназначен для относительных местоимений, но…Их роль выполняют местоимения вопросительные в тех случаях, когда надо соединить придаточную часть СП с главной частью, т.е. выступить в роли союзного слова. И вопросительные местоимения, которые не случайно сопровождали нас на этот этаж, всё нам показали, предложив задание. (Слайд №20)

Задание №7

Составьте предложение таким образом, чтобы данные местоимения выступали в разных разрядах.

Который, чей.

Например: кто стучится в дверь ко мне? (Я спросил, кто стучится)

Слово учителя.

(Слайд №21)На 8-ом этаже нас подстерегает неприятная неожиданность: к дверям прикреплены такие записки:

  • “Дома никого нет”.
  • “Здесь живёт ничто. Ни на чьи звонки не открываю”.
  • “Никаких претензий не принимаем. На вопросы отвечать некому. И винить некого”.

Вот так история! Как же быть? А давайте внимательно прочитаем записки. Отрицательные местоимения решили подшутить над нами, спрятались в них. (Слайд №22,23)

  • На что указывают отрицательные местоимения? (на отсутствие предметов, признаков)
  • Как они образуются?

Задание №8. (Слайд №24, 25)

Исправьте ошибки в написании местоимений.

Смотреть ни на что
ни чего не делать
нечему не удивляться
смотреть не на что
ничего не делать
ничему не удивляться

Слово учителя.

На 8-ом этаже сотрудники фирмы местоимений задали нам каверзный вопрос. (Слайд №26)Чтобы попасть на 9-ый этаж, необходимо ответить на вопрос: “Местоимений, какого разряда больше всего? И почему?” (больше всего неопределённых местоимений, потому что они образуются от каждого из вопросительных при помощи 5-и СО-ых морфем: не-, кое-, -то, -либо, -нибудь) (Слайды №27, 28).

И мы с вами сразу же очутились на 9-ом этаже.

Задание №9

Отрывок из м/ф “Приключения Буратино” (Слайд №29).

Смотрите внимательно, потом прослушаете задание.

Мальвина. Предположим, что у Вас в кармане два яблока. НЕКТО взял у Вас одно яблоко. Сколько осталось яблок?

Буратино. Два.

Мальвина. Почему?

Буратино. Я же не отдам НЕКТУ яблоко, хоть он дерись.

– Какую ошибку в произношении допустил Буратино? (Слайд №30)Какое отступление от языковой нормы усиливает юмористическую окраску данного эпизода? Неопределённое местоимение НЕКТО склоняется или не склоняется?

Слово учителя.

Попрощавшись с “Отделом неопределённых местоимений”, мы с вами заверим сотрудников, что ежедневно будем пользоваться услугами фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”, потому что без них нам просто не обойтись.

Мы входим с вами в кабину лифта, нажимаем кнопку и спускаемся на 1-ый этаж. Но не тут-то было – сюрпризы на этом не закончились. Лифт заблокирован. Нам необходимо выполнить следующее задание.

Задание №10. (Слайд №31)

Рекламный рассказ

“Пошёл однажды кто-то на прогулку и нашёл что-то. Поднял его и отправился домой. Навстречу ему некто, остановил его и спрашивает:

  • Что несёшь?
  • Что-то.
  • А чьё оно?
  • Моё.
  • Давай меняться?! У меня тоже есть кое-что. Несколько штук.

Поменялись и пошли каждый своей дорогой: кто-то понёс домой кое-что, а некточто-то. Вот и вся история”.

Найдите в рассказе местоимения. Определите их разряд. (Слайд №32)

Морфологический разбор местоимения. Найдите ошибку в определении морфологических признаков местоимения. (Слайд №33)

Пошёл однажды кто-то на прогулку и нашёл что-то. (Слайд №34)

  1. Кто-то – местоимение (кто?)
  2. Н.ф. – кто-то. П.п.: неопределённое. Н.п.: в И.п.
  3. Пошёл (кто?) кто-то.

Слово учителя.

  1. Ура! Двери лифта раскрылись, и мы оказались в фойе офиса. Давайте подведём итоги.
  2. Домашнее задание на ваш выбор. (Слайд №35)
  3. Подсчитайте ваши бонусы. Более 5ти – это 5ка. Ну а если вы набрали недостаточно бонусов, фирма предлагает вам продолжить дальнейшее сотрудничество.
  4. Сотрудники фирмы попросили нас оставить в книге отзывов свои впечатления о посещении фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. (Слайд №36)
  5. Визитки фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. (Слайд №37)

Вот звенит уже звонок,
Вам спасибо за урок.

Приложение 1

Приложение 2