Цель урока:
- повторить и обобщить изученное о сложноподчиненном предложении,
- закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся,
- обогащать речь учащихся пословицами и поговорками,
- развивать логическое и образное мышление,
- воспитывать нравственные качества.
Оборудование: распечатка пословиц для заданий 3.1., 3.2., 3.4., 3.5.
Ход урока
1. Организационный момент.
Постановка целей и задач урока.
- Ребята, мы закончили изучение сложноподчиненных предложений. На сегодняшнем уроке мы должны повторить изученное об этом виде сложных предложений. С этой целью мы рассмотрим пословицы и поговорки разных народов мира, представляющие собой сложноподчиненные предложения. Нам предстоит выполнить задания по этим пословицам и поговоркам для того, чтобы повторить строение сложноподчиненных предложений, виды придаточных, постановку знаков препинания, правописание союзов.
2. Повторение теоретического материала.
Устный опрос.
-Что такое сложноподчиненное предложение?
- Чем сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных предложений?
- Как отличить главное предложение от придаточного?
- Какие виды придаточных вы знаете?
- Чем союзы отличаются от союзных слов?
3. Выполнение практических заданий.
- Что такое пословицы? Поговорки? Чем отличаются пословицы от поговорок?
Соотнесите начало и конец русских пословиц.
- Как ни ширься,
- Где сосна взросла,
- Кстати промолчать,
- Коли у мужа с женою лад,
- Не стыдно и молчать,
- Оттого телега запела,
- Зеркало не виновато,
- Чтобы выучиться плавать,
- Иной так соврет,
- Плоха та птица,
А. что давно дегтю не ела
Б. что рожа кривовата
В. когда нечего сказать
Г. которая гнездо свое марает.
Д. а один всей лавки не займешь
Е. что большое слово сказать
Ж. что и сам поверит
З. надо лезть в воду
И. там она и красна
К. так не надобен и клад.
(Ключ: 1- Д. 2- И. 3- Е. 4- К. 5- В. 6- А. 7- Б. 8- З. Ж- 9. 10- Г.)
Определите вид придаточных предложений, укажите способ связи главного предложения с придаточным. Какие из союзов (союзных слов) многозначные?
Графический диктант
Представьте следующие предложения графически, т.е. составьте схемы этих предложений.
Один из учащихся (желательно, сильный ученик) работает с этим же заданием у доски, но у него "свои" предложения.
Предложения для диктанта
1. Чем больше слов, тем меньше дел. (Грузинская).
Предложения для составления схем у учащегося, работающего у доски.
1. На то у человека язык, чтобы уметь молчать (Белорусская).
Проверяем схемы. Пронумеровав схемы учащегося у доски в обратном порядке, получаем ключ. (Перед проверкой по ключу учителю нужно проверить схемы на доске).
Цифровой диктант.
Определите, союзом или же союзным словом соединены части в сложноподчиненных предложениях. Используем обозначения.
1 - С (союз) 2 - СС (союзное слово)
1. Счастье приходит в дом, где слышен смех (Японская).
2. Беги от той воды, которая не шумит и не журчит (Армянская).
3. Пока не увидишь ад, рай тебе не понравится (Курдская).
4. Кто много говорит, тот часто ошибается (Лезгинская).
5. Куда иголка, туда и нитка. (Русская)
6. Коль не видел мрака, не оценишь света. (Грузинская)
7. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (Армянская)
Ключ: 1- 2, 2- 2, 3- 1, 4- 2, 5- 2, 6- 1, 7- 2.
Повторим орфографию и пунктуацию
Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных.
От (того) руки не болят что умеют . (Украинская)
Уважай другого чтобы тебя уважали (Египетская)
Что (бы) глаз не (и,е) делал выше брови не пригнет . (Грузинская)
У кого не (и,е) чего нет тому н (е, и) не боят(?) ся. (Русская)
От (того) кто не ест чеснок, чесноком не пахнет (Арабская).
Проверка с объяснением правописания и пунктуации.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
- Какие типы подчинения образуются в СПП с несколькими придаточными?
- Расскажите о пунктуации в таких предложениях.
4. Составьте графические схемы следующих предложений, расставив знаки препинания.
- Пока под чужой крышей не побываешь свою что течет не узнаешь. (Русская).
Параллельное подчинение
- Не верь кошке если скажет что в Мекке была. (Лезгинская)
Последовательное подчинение
- Прежде чем войти подумай как выйти. (Русская, армянская, грузинская, башкирская)
Параллельное подчинение
- Какой прок что корова дает молоко если она его разливает. (Адыгейская)
Параллельное подчинение
- Ищет где по сорок лет масленица и по три года мелкие праздники. (Русская)
Однородное подчинение
5. Обобщение.
- Понравился ли вам урок? Какие из пословиц и поговорок вам запомнились? Чем интересны пословицы и поговорки?
6. Оценка деятельности учащихся.
Д.з.
- 1 уровень: упражнение для повторения по учебнику.
- 2 уровень: найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки, представляющие СПП (5-10)
- 3 уровень: найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки, представляющие СПП, составьте их схемы.