Урок повторения темы "Сложноподчиненные предложения" (на материале пословиц и поговорок)

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • повторить и обобщить изученное о сложноподчиненном предложении,
  • закрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся,
  • обогащать речь учащихся пословицами и поговорками,
  • развивать логическое и образное мышление,
  • воспитывать нравственные качества.

Оборудование: распечатка пословиц для заданий 3.1., 3.2., 3.4., 3.5.

Ход урока

1. Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

- Ребята, мы закончили изучение сложноподчиненных предложений. На сегодняшнем уроке мы должны повторить изученное об этом виде сложных предложений. С этой целью мы рассмотрим пословицы и поговорки разных народов мира, представляющие собой сложноподчиненные предложения. Нам предстоит выполнить задания по этим пословицам и поговоркам для того, чтобы повторить строение сложноподчиненных предложений, виды придаточных, постановку знаков препинания, правописание союзов.

2. Повторение теоретического материала.

Устный опрос.

-Что такое сложноподчиненное предложение?

- Чем сложноподчиненные предложения отличаются от сложносочиненных предложений?

- Как отличить главное предложение от придаточного?

- Какие виды придаточных вы знаете?

- Чем союзы отличаются от союзных слов?

3. Выполнение практических заданий.

- Что такое пословицы? Поговорки? Чем отличаются пословицы от поговорок?

Соотнесите начало и конец русских пословиц.

  1. Как ни ширься,
  2. Где сосна взросла,
  3. Кстати промолчать,
  4. Коли у мужа с женою лад,
  5. Не стыдно и молчать,
  6. Оттого телега запела,
  7. Зеркало не виновато,
  8. Чтобы выучиться плавать,
  9. Иной так соврет,
  10. Плоха та птица,

 А. что давно дегтю не ела

Б. что рожа кривовата

В. когда нечего сказать

Г. которая гнездо свое марает.

Д. а один всей лавки не займешь

Е. что большое слово сказать

Ж. что и сам поверит

З. надо лезть в воду

И. там она и красна

К. так не надобен и клад.

(Ключ: 1- Д. 2- И. 3- Е. 4- К. 5- В. 6- А. 7- Б. 8- З. Ж- 9. 10- Г.)

Определите вид придаточных предложений, укажите способ связи главного предложения с придаточным. Какие из союзов (союзных слов) многозначные?

Графический диктант

Представьте следующие предложения графически, т.е. составьте схемы этих предложений.

Один из учащихся (желательно, сильный ученик) работает с этим же заданием у доски, но у него "свои" предложения.

Предложения для диктанта

1. Чем больше слов, тем меньше дел. (Грузинская).

Предложения для составления схем у учащегося, работающего у доски.

1. На то у человека язык, чтобы уметь молчать (Белорусская).

Проверяем схемы. Пронумеровав схемы учащегося у доски в обратном порядке, получаем ключ. (Перед проверкой по ключу учителю нужно проверить схемы на доске).

Цифровой диктант.

Определите, союзом или же союзным словом соединены части в сложноподчиненных предложениях. Используем обозначения.

1 - С (союз) 2 - СС (союзное слово)

1. Счастье приходит в дом, где слышен смех (Японская).

2. Беги от той воды, которая не шумит и не журчит (Армянская).

3. Пока не увидишь ад, рай тебе не понравится (Курдская).

4. Кто много говорит, тот часто ошибается (Лезгинская).

5. Куда иголка, туда и нитка. (Русская)

6. Коль не видел мрака, не оценишь света. (Грузинская)

7. Что в детстве приобретешь, на то и в старости обопрешься. (Армянская)

Ключ: 1- 2, 2- 2, 3- 1, 4- 2, 5- 2, 6- 1, 7- 2.

Повторим орфографию и пунктуацию

Перепишите, раскрывая скобки, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточных.

От (того) руки не болят что умеют . (Украинская)

Уважай другого чтобы тебя уважали (Египетская)

Что (бы) глаз не (и,е) делал выше брови не пригнет . (Грузинская)

У кого не (и,е) чего нет тому н (е, и) не боят(?) ся. (Русская)

От (того) кто не ест чеснок, чесноком не пахнет (Арабская).

Проверка с объяснением правописания и пунктуации.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

- Какие типы подчинения образуются в СПП с несколькими придаточными?

- Расскажите о пунктуации в таких предложениях.

4. Составьте графические схемы следующих предложений, расставив знаки препинания.

  • Пока под чужой крышей не побываешь свою что течет не узнаешь. (Русская).

Параллельное подчинение

  • Не верь кошке если скажет что в Мекке была. (Лезгинская)

Последовательное подчинение

  • Прежде чем войти подумай как выйти. (Русская, армянская, грузинская, башкирская)

img5.gif (589 bytes)

Параллельное подчинение

  • Какой прок что корова дает молоко если она его разливает. (Адыгейская)

 

Параллельное подчинение

  • Ищет где по сорок лет масленица и по три года мелкие праздники. (Русская)

Однородное подчинение

5. Обобщение.

- Понравился ли вам урок? Какие из пословиц и поговорок вам запомнились? Чем интересны пословицы и поговорки?

6. Оценка деятельности учащихся.

Д.з.

  • 1 уровень: упражнение для повторения по учебнику.
  • 2 уровень: найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки, представляющие СПП (5-10)
  • 3 уровень: найдите и запишите в тетрадь пословицы и поговорки, представляющие СПП, составьте их схемы.