Цель:
- создать условия для обобщения и систематизации знаний об имени существительном.
Задачи:
- повторить ранее изученный материал;
- установить порядок морфологического разбора;
- учить выполнять морфологический разбор существительного;
- развивать аналитическое мышление;
- воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Ход урока
1. Организационный момент. Запись даты. 1мин
2. Актуализация. 2мин
- Какой раздел учебника изучаем? (Существительное)
- Что такое существительное? (Часть речи)
- Выберите из данных слов и словосочетаний те, которые характеризуют слово как часть речи. (Заранее на доске).
- Орфография
- Грамматическое значение
- Способы образования
- Морфологические признаки
- Пунктуация
- Синтаксическая роль
- Охарактеризуйте существительное как часть речи. (Появляется на доске).
- грамматическое значение «предмет»
- морфологические признаки:
- одушевленное/неодушевленное
- собственное/нарицательное
- род
- число
- падеж
- склонение
Синтаксическая роль: подлежащее, дополнение, сказуемое, обращение, вводное слово
3. Тема, целеполагание.1 мин
-Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи? (Морфологический)
- Определите, какой будет тема сегодняшнего урока?
Морфологический разбор имени существительного. (Запись на доске и в тетрадях)
- Что мы должны сегодня узнать?
Знать: порядок разбора
- Чему должны учиться?
Уметь: выполнять морфологический разбор существительного.
4. Открытие знания.
- Предлагаю начать работу с определения порядка разбора.
- Каждая группа получает карточку с заданием. Читают, определяют уровень задания. 4мин
Заполните пробелы
I.Общее грамматическое значение (ОГЗ) - _______________. Вопрос. Часть речи.
Н. ф. – (_____________)
II. Морфологические признаки.
1. ________________________:
а) _________________________;
б)_________________________;
в)_________________________;
г) _________________________.
2. ________________________:
а) ________________________;
б)_________________________.
III. _______________________________.
- Выступление групп. 5 мин
- У вас на столах лежат желтые карточки с правильным вариантом морфологического разбора. Прочитайте его и проверьте себя. (Читает один вслух) Все ли сделано верно?
Оценивание. 5мин
5. Закрепление.
- Каким будет следующий этап работы? (учиться выполнять)
- упр.531 на стр.276. Читаем задание и текст вслух. 3мин
Тема текста: словарь 5мин
ОМ: словарь - это история, культура, память народа.
Словарь – это хранилище памяти нации, ее культуры, истории, языка.
Запись предложения с объяснением знака препинания.
- Разбор 2-х существительных: 1 – словарь, другое – хранилище (с комментарием с места). 10 мин.
Словарь
I. ОГЗ – предмет. (Что?) словарь. Существительное.
Н. Ф. – словарь.
II. Морфологические признаки.
1. Постоянные признаки:
А) нарицательное;
Б) неодушевленное;
В) мужской род;
Г) 2 склонение.
2. Непостоянные признаки:
А) именительный падеж;
Б) единственное число.
III. Синтаксическая роль – подлежащее.
хранилище
I. ОГЗ – предмет. Словарь (что такое?) хранилище. Существительное.
Н. Ф. – хранилище
II. Морфологические признаки.
1. Постоянные признаки:
А) нарицательное;
Б) неодушевленное;
В) средний род;
Г) 2-е склонение.
2. Непостоянные признаки:
А) именительный падеж;
Б) единственное число.
III. Синтаксическая роль – составное именное сказуемое.
6. Самостоятельная работа. 5мин
- продолжаем работу в группах. Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют морфологическому разбору и восстановите по ним пословицу о языке.
Слово – серебро, а молчание – золото.
Карточка №1
Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.
СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ
ВОРОБЕЙ ТОПОРОМ
_______________
I ОГЗ – предмет. Что?_______________ Сущ. Н.ф. - _____________
II Морфологические признаки.
1 Постоянные:
А) нарицательное;
Б) неодушевленное;
В) ср.р.;
Г) 2 скл.;
2 Непостоянные признаки:
А) им.п.;
Б) ед.ч.
III Синтаксическая роль – подлежащее.
_______________
I ОГЗ – предмет. _____________ Что это? ________________. Сущ. Н.ф. - _____________
II Морфологические признаки.
1 Постоянные:
А) нарицательное;
Б) неодушевленное;
В) средний род;
Г) 2 скл.
2 Непостоянные признаки:
А) им.пад.;
Б) ед.ч.
III Синтаксическая роль – составное именное сказуемое.
____________________________________________
_____________________________________________
_____________________________________________
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Карточка №2
Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.
СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ
ВОРОБЕЙ ТОПОРОМ
_____________
I ОГЗ – предмет. ________________Чем? _____________. Сущест. Н.ф. - ____________.
II Морфологические признаки.
1 Постоянные признаки:
А) нарицательное;
Б) неодушевленное;
В) ср.р.;
Г) 2 скл.
2 Непостоянные признаки:
А) Тв.п.;
Б) ед.ч.
III синтаксическая роль – косвенное дополнение.
_________________
I ОГЗ – предмет. ___________Чем? ________________. Сущ. Н.ф. - _____________.
II Морфологические признаки.
1 Постоянные признаки:
А) нарицательное;
Б) неодуш.;
В) м.р.;
Г) 2 склонение.
2. Непостоянные признаки:
А) Тв.п.;
Б) ед.ч.
III Синтаксическая роль – косвенное дополнение.
__________________________________________
__________________________________________
_________________________________________
Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
Карточка №3
Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.
СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ ВОРОБЕЙ ТОПОРОМ
________________
I ОГЗ – предмет. Что? ____________. Сущ. Н.ф. - ______________.
II Морфологические признаки.
1 Постоянные признаки:
А) нариц.;
Б) неодуш.;
В) ср.р.;
Г) 2 скл.
2 Непостоянные признаки:
А) им.п.;
Б) ед.ч.
III Синтаксическая роь – подлежащее.
_________________
I ОГЗ – предмет. _____________ Это что? __________________ . Сущ. Н.ф. - _____________.
II Морфологические признаки.
1 Постоянные признаки:
А) нариц.;
Б) одуш.;
В) м.р.;
Г) 2 скл.
2 Непостоянные признаки:
А) им.п.;
Б) ед.ч.
III Синтаксическая роль – составное именное сказуемое.
____________________________________
_______________________________________
______________________________________________
Дорога ложка к обеду, а слово к ответу.
Карточка №4
Выберите из предложенных слов те, которые соответствуют данным морфологическим разборам, восстановите по ним пословицы о языке.
СЛОВО ПЕРОМ ЗОЛОТО МОЛЧАНИЕ К ОТВЕТУ ТОПОРОМ ВОРОБЕЙ
_____________
I ОГЗ – предмет. Что? _______________. Сущ. Н.ф. - _____________.
II Морфологические признаки.
1 Постоянные признаки:
А) нариц.;
Б) неодуш.;
В) ср.р.;
Г) 2 скл.
2 Непостоянные признаки:
А) им.п.;
Б) ед.ч.
III Синтаксическая роль – подлежащее.
_______________
I ОГЗ – предмет. _____________ К чему? ______________. Сущ. Н.ф. - ________________.
II Морфологические признаки.
1 Постоянные признаки:
А) нариц.;
Б) неодуш.;
В) м.р.;
Г) 2 скл.
2 Непостоянные признаки:
А) дат.п.;
Б) ед.ч.
III Синтаксическая роль – косвенное дополнение.
______________________________________
______________________________________
________________________________________
Оценивание.
- О чем пословицы? О бережном отношении к языку, внимательном и трепетном, потому что за языком стоит история человечества, государства, наших предков и каждого из нас. Эти пословицы являются продолжением проблемы, поднятой в упражнении 531. К этому же упр вы обратитесь , выполняя домашнее задание.
(Запись в дневниках).
7. Рефлексия.
- Какая была тема урока?
- Что должны были узнать?
- Чему должны были научиться?
- Зачем нужно уметь это делать? Выполняя морф разбор, мы учимся внимательному отношению к слову, существительному, к его форме, больше узнаем о нем. И то, что на уроках русского языка мы учимся грамотно и выразительно выражать свои мысли и чувства, - это и есть наш с вами вклад в сохранение родного языка. Ведь оттого, как мы сможем сберечь и сохранить наш язык, зависит судьба каждого из нас и государства в целом.
8. Домашнее задание.
Запомнить порядок разбора и выполнить упр. 532
Чтение задания и комментарий.