Основная цель обучения русскому языку и культуре речи – это формирование навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения. Очень помогают в этом уроки-практикумы, т.е. уроки обобщающего характера с ярко выраженной практической направленностью, где студент сможет проявить себя, показать свои знания.
Для этого предлагаются разнообразные интересные задания практического характера по данной теме, аналогичные тем, что выполнялись на предыдущих занятиях. Обычная практическая работы включает 10-12 заданий. Перед каждым видом задания предлагается вопрос теоретического характера, ответ на который способствует правильному выполнению этого задания.
При отборе вопросов и постановке их перед студентами необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- вопросы должны раскрывать существенные признаки языковых явлений;
- формулировка вопроса должна быть однозначной и понятной отвечающему;
- вопросы должны носить репродуктивный и познавательный характер: Где? Когда? Почему? В чем смысл?
- все предполагаемые вопросы формулируются заблаговременно на предыдущих уроках;
- вопросы задаются всем студентам, ответы даются по кругу, когда каждый следующий отвечает на поставленный преподавателем вопрос, или по желанию студента;
- нужно соблюдать динамику ответов: не затягивать паузы между ответами студентов, задавать наводящие вопросы, просить ответить на заданный вопрос другого студента или дополнить отвечающего.
Нами разработаны уроки-практикумы по многим разделам русского языка. Хочется предложить один из них.
Цели:
- научить выявлять нарушения норм в употреблении глаголов и особых глагольных форм в речи и находить способы устранения этих нарушений;
- совершенствовать у студентов правильную речь на основе понятия нормы.
Ход урока
I. Повторение орфоэпических норм.
- Проспрягать глаголы «звонить» и «дозвониться».
- Что необходимо знать об ударении в спрягаемых формах этих глаголов? (ударение падает на окончание)
- Что нужно знать об ударении в глаголах прошедшего времени, если они непроизводные на -ить или -ать или производные, образованные на базе -ня и -ча? (во всех формах ударение на основе, в женском роде – на окончании).
- Что происходит с ударением, когда к этим глаголам присоединяется -ся и они становятся возвратными? (Ударение во всех формах прошедшего времени на окончании).
- Образовать формы прошедшего времени всех родов и множественного числа:
Бра́́ть – бра́л, бра́ло, бра́ли, но брала.́
Поня́ть – по́нял, по́няло, по́няли, но поняла́.
Нача́ть-на́чал, на́чало, на́чали, но начала́.
Нача́ться – на́чался и начался́, начало́сь, начала́сь, начали́сь.
- Что необходимо знать о ударении в кратких страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от полных, оканчивающихся на -бранный, -дранный, -званный? (Все формы имеют ударение на основе).
- Образовать краткие формы всех родов и множественного числа:
У́бранный - у́бран, у́брано, у́брана, у́браны.
Подо́званный – подо́зван, подо́звано, подо́звана, подо́званы.
Про́дранный - пр́одран, про́драно, про́драна, про́драны.
- А что характерно для ударения большинства кратких страдательных причастий? (Рекомендуется перемещать ударение в форме женского рода на окончание).
Образовать все возможные краткие формы причастий.
Со́зданный-со́здан, со́здано, со́зданы, создана́.
За́нятый-за́нят, за́нято, за́няты, занята́.
II. Повторение морфологических норм.
- Образовать форму 1 лица единственного числа у глаголов победить, ощутить (должен, хочу, могу, стремлюсь, обязан победить, ощутить).
Почему именно так образуется эта форма? (Это недостаточные глаголы, и форма 1-го лица единственного числа образуется у них только описательная).
- Как образуются действительные причастия прошедшего времени? (образуются с помощью суффиксов –вш- и –ш-)
Образовать действительные причастия прошедшего времени от глаголов мокнуть – мокнувший; липнуть-липнувший; глохнуть-глохнувший; промокнуть – промокший.; оглохнуть – оглохший.
- В чем разница в образовании форм причастий от приставочных и бесприставочных глаголов с суффиксом - ну-? (В бесприставочном глаголе суффикс - ну сохраняется, а в приставочном – не употребляется).
- В указанных формах глаголов отметить литературные формы.
Доказать.
Полоскает – полощет; мурлыкает – мурлычет; махает-машет. (формы с чередованием согласных присущи литературному языку).
Как называются эти глаголы, имеющие двоякие формы? (это изобилующие глаголы).
III. Повторение синтаксических норм.
- Исправить ошибки в употреблении глаголов. С чем они связаны? (это видовой или залоговый разнобой).
1. Надо помогать молодежи расти и проявить свои возможности.
2. Резвая детвора, наслаждаясь природой, играется в ароматной зелени?
3. Через несколько дней было собрание, и все семена возвратились на место.
4. Цыплята выращиваются в клетках.
5. После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткий срок приобрел квалификацию токаря.
6. Курица громко кудахтает и метается по двору.
- Исправить ошибки в употреблении причастий и причастных оборотов. С чем они связаны? (определяемое слово входит в причастный оборот, смешение действительного и страдательного залога, в роли однородных членов выступают причастный оборот и придаточное определительное).
1. Раскрылись набухавшие на деревьях почки.
2. Работы, выполняющиеся планировщиком, были направлены заказчику.
3. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах медицинской науки.
4. Направляемых студентов на практику необходимо снабдить подробной программой.
5. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.
6. На комбинате много сотрудников, показавших себя в труде и характер работы которых соответствовал избранной специальности.
- Заменить придаточные определительные причастными оборотами, где это возможно.
1. Около дома был небольшой огород, на котором росли салат и лук.
2. На темном небе, которое было усеяно тысячами звезд, вспыхивали едва уловимые зарницы.
3. Хребет, по которому мы теперь шли, состоял из ряда голых вершин.
4. Тигр, который обитает в Уссурийском крае, крупнее своего индийского собрата.
5. Кругом в лесу и на поле стояла тишина, которую нарушало только однообразное жужжание комаров.
- Что необходимо знать при использовании деепричастий в предложении?
(Главное и добавочное действия выполняет одно и то же действующее лицо, в безличном предложении используется деепричастие, когда сказуемое выражено неопределенной формой глагола).
- Закончить предложения, выбрав правильное продолжение.
А. Сдав экзамены
1) … нас отправили сразу же на практику.
2) … нам сразу стало легко.
3) … мы уехали отдохнуть.
Б. Увидев этого страшного зверя так близко, …
1) … мне стало страшно.
2) … я испугался.
3) … раздался ее пронзительный крик.
- Исправить ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов.
1. Затем он назначается директором, работая в этой должности 2 года.
2. Подходя к дому, мне стало страшно от мысли, что там могло что-то случиться.
3. Лавина чувств захватила ее, не успев разобраться в своем избраннике.
4. Сыграв роль сильной женщины, актрисе стали предлагать аналогичные роли.
5. Поняв свою беспомощность, ему стало страшно.
6. Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.
IV. Подведение итогов урока.