Слушать, так душе отрадно,
Кто придумал их так ладно?
И не пил бы, и не ел,
Все бы слушал да глядел.
(Пушкин)
Цели урока:
- Диагностика усвоения темы, совершенствование навыков в написании частиц.
- Определять, к какой части речи относится слово.
- Развитие речи, памяти, эстетическое воспитание на примере образцов художественных текстов.
1. Словарная работа. (орфографический минимум). У доски работает один ученик, объясняет написание слов с не.
Не ждали, неуклюжий, не человек, не мог знать, недалеко, незнайка, нечеткая полоска зари, не говоря, ненастный день.
Подчеркнутые слова для морфемного разбора (ни одного урока без него!)
2. Повторение теории. А.С.Пушкин сказал: "Только во сне есть страна без частицы НЕ" Использование интерактивной таблицы " НЕ слитно и раздельно со всеми частями речи".
3. Письмо наизусть по вариантам (задание проверяют три ассистента). Первая задача нашего урока - правильно и выразительно читать примеры с НЕ и НИ, доказывать свой выбор.
Ф.И.Тютчев
"Не то, что мните вы, природа:"
Не то, что мните вы, природа
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык:
А.А.Фет
"Я тебе ничего не скажу"
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.
4. НИ, как и НЕ, может быть одной частицей и усиливать отрицание. В доме не было ни души.
- НИ - приставка (безударная)
- Нигде не был (наречие)
- Никто не забыт (местоимение)
- Ни во что не верил.
- Ни-ни (союз)
Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство - ничто беды не может отвратить.
Приведите примеры, устойчивых сочетаний с НИ (без запятой!) Задание выполняется по цепочке, в тетрадях делается запись примеров. (5-6 примеров)
- Ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни жив ни мертв, ни то ни другое, ни слуху ни духу.
5. Сочинение-миниатюра с использованием НЕ-НИ и других частиц. "Чудный сон зимней природы", "Вид из окна", "Сумерки", "Тишина".
Решение поисковой задачи на примере сказки А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане:"
Задача: увидеть, как написано, и понять почему написано так.
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь:
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.Смотрит: коршун в море тонет
И не птичьим криком стонет.:Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня.
6. Не забудем и о других частицах, вспомним, как они пишутся. И вновь поможет нам А.С.Пушкин.
Ребята находят примеры с частицами ли, же, бы, делают вывод, что они пишутся раздельно.
Видеть я б хотел отца.
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
7. Нам осталось, ребята, повторить дефисное написание частиц, их много в баснях Крылова. Это частицы - то, -либо, - нибудь, -ка и другие. Приведите из басен три примера с этими частицами.
Слона - то я и не приметил. А Васька все-таки курчонка убирает.
Идет он в лес толкнуться у соседей, чтоб с кем-нибудь знакомство свесть.
Итогом урока станут слова:
"Частицы требуют к себе почтения, очень нужны они в речи, без них нам не прожить, не обойтись. Так постараемся писать их правильно.
Домашнее задание.
повторить материал из тетради "Драгоценные частицы".Выписать из рассказа И.С.Тургенева "Бежин луг" 3-5 примеров предложений с частицами.
Части речи и их формы.
Основные правила | Существительное | прилагательное | наречие | глагол | деепричастие |
1. не употребляется без не | + Неряха |
+ неряшливый |
+ Неряшливо |
+ Ненавидеть |
+ ненавидя |
2. можно заменить синонимом | + Неправда |
+ неправдивый |
+ Неправдиво |
- | - |
3. есть противопоставления с союзом а | + Не правда, а ложь |
+ Не правдивый, а лживый |
+ Не правдиво, а лживо |
- | - |
4. есть слова далеко не, вовсе не: | + Далеко не правда |
+ Далеко не правдивый |
+ Далеко не правдиво |
- | - |
5. есть зависимые слова | - | - | - | - | - |
6. краткая форма причастия | - | - | - | - | - |