ТИП УРОКА: повторение и систематизация изученного.
ВИД УРОКА: урок взаимообучения.
ТЕХНОЛОГИЯ: на аналитической и синтезирующей основе.
УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ КЛАССА: средний.
ЦЕЛИ УРОКА:
1) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: повторение обобщения и
систематизация знаний по данной теме, контроль
за усвоением знаний и умений.
2) РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать способности
правильно формулировать свои мысли в процессе
повторения изученного.
3) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитать активную
жизненную позицию, честность, человеческую
порядочность
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ:
Общедидактические:
1) Принцип “от абстрактного к конкретному”.
2) Принцип наглядности (карточки с заданиями).
Общеметодические:
1) Принцип внутриуровневых (опора на базовое
знания) связей.
2) Теорико-практический принцип.
Частнометодические:
1) Принцип развития языка (работа с “Толковым словарём”).
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
1) Раздаточный материал.
2) Схемы.
ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, карточки для групп.
МОДЕЛЬ УРОКА:
1) Организационный момент.
2) “Поле чудес”.
3) Мини-проект.
4) Графический диктант.
5) Лингвистическая разминка.
6) Наборщики.
7) Творческая мастерская.
8) Тренинг.
9) Итог.
10) Домашнее задание.
ПЛАН УРОКА
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Организация класса.
2) “ПОЛЕ ЧУДЕС”
Урок русского языка. Сейчас поиграем в игру “Поле чудес”
Ребята, сидящие на первом варианте, отгадывают вот такое слово.
– Грубый, невоспитанный человек?
Второй вариант.
– Малообразованный человек, а также человек несведущий в какой-либо области
Невежа, невежда
– Сформулируйте тему урока. Открыли тетради, записали число.
3) МИНИ-ПРОЕКТ
Два учащихся делают небольшое сообщение невеже и невежде. (Индивидуальное задание)
1. Лексическое толкование слова.
2. Рисунок.
3. Мини-сочинение.
4) ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Сейчас будем работать в группах.
В каждой группе теоретики, практики, эксперты, инструкторы.
Инструктор имеет право подсказать, а эксперт выставляет отметки. Работаем в группах.
1, 2, 3 группа в квадратике отмечают слитное и раздельное написание Не с различными частями речи.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
4, 5, 6, группа отмечают слитное и раздельное написание Не с различными частями речи с помощью кривой. НЕ раздельно точка ставится на первой линейке, НЕ слитно точка ставится на второй линейке.
2) НЕ слитно
1) НЕ раздельно
(не)внимание, а рассеянность, (не)внимательность, (не)уверенность, (не)приятель, а враг, (не)везение, а труд, (не)правда, а ложь, (не)воля, (не)счастье, (не)печь, а руки.
Давайте закрепим правила правописания Не с различными частями речи.
– Назовите имена существительные, которые написали с не слитно?
– Назовите имена существительные, которые написали с не раздельно?
– Назовите те черты характера, которые вы бы не хотели иметь?
Итак, когда, не с существительными пишется слитно?
К доске прикрепляется схема:
5) ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
Вам необходимо расставить знаки препинания в предложении и начертить схемы.
Человек – источник небывалого в природе.
Неопытный человек скажет, что все соловьи поют одинаково.
Солотча – неглубокая извилистая речонка.
– Как вы понимаете смысл данного предложения (Человек – источник небывалого в природе).
– Назовите слова с НЕ?
– Объясните написание данных слов.
– Объясните постановку знаков препинания в предложении.
– Назовите слова с НЕ.
– Как написали данные слова с НЕ.
– Итак, когда НЕ с прилагательными пишется слитно?
– НЕ с прилагательными пишется раздельно?
К доске прикрепляется следующая схема
6) НАБОРЩИКИ
Индивидуально-дифференцированный подход.
Шила в мешке не утаишь.
В сене огня не скроешь
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь
– Прочитайте предложения, которые получились.
– Объясните смысл пословиц
– НЕ с глаголами пишется раздельно
К доске прикрепляется следующая схема
7) ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Словарь для справок: (не)взяли, (не)удалось, (не)захотели, (не)большой.
На парте каждого учащегося лежит иллюстрация. Задание: составьте по иллюстрации рассказ, используя слова для справок.
– Прочитайте рассказ
– Назовите слова с НЕ и объясните их правописание.
8) ТРЕНИНГ
Учащимся раздаются карточки с заданиями.
Цель задания: объяснить правописание слова.
1)(не)внимание, а рассеянность, (не)внимательность, (не)уверенность, (не)приятель, а враг, (не)везение, а труд, (не)правда, а ложь, (не)воля, (не)счастье, (не)печь, а руки, (не) красивый, (не) честный, (не) правдивый,
2)(не)правда,2(не)ряха,3 (не)вежа, 4(не)правда, а ложь, 5(не)внимание , а рассеянность, 6(не)приятель, а враг,(не)счастливый, (не)настный, (не)умеет, (не)спится, (не)навидит.
9) ИТОГ
НЕ с существительными пишется слитно …
НЕ с существительными пишется раздельно …
НЕ с прилагательными пишется слитно …
НЕ с прилагательными пишется раздельно …
НЕ с глаголами пишется слитно …
НЕ с глаголами пишется раздельно …
10
) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ1 группа. Написать инструкцию по правописанию НЕ с различными частями речи.
2.группа. Написать мини-сочинение о неряхе.