Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему "Количественные и порядковые числительные"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Образовательная:

формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;

совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.

Развивающая:

развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы.

Воспитательная:

привитие уважения к людям разных профессий.

Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).

Оборудование: аудиозапись, таблица “Линия сравнения”, карточки с раздаточным материалом, дифференцированные тесты, шесть шляп, сигнальные кружки, учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос и др.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

– Ребята, мы продолжаем изучение имён числительных с целью формирования знаний об их значении, умения отличать их от других частей речи, связанных с понятием числа. Тема урока “Количественные и порядковые числительные”, давайте сформулируем основные цели урока.

(– Мы должны узнать, что обозначают, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные, как они изменяются.

– Должны научиться различать порядковые и количественные числительные).

II. Проверка домашнего задания.

Урок начнём с проверки одного из домашних заданий. Итогом работы в группах по шести направлениям (приём “Шесть шляп”) должно стать выступление. (На основе текста (Приложение 1) и упражнения 437 каждой из групп было дано задание).

Задания для групп.

Белая шляпа. Расскажите о числительном только определениями, фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

Жёлтая шляпа. Расскажите, где и как используются числительные. Выделите, что хорошо, и объясните почему.

Чёрная шляпа. Выделите негативные моменты, проанализируйте их.

Зелёная шляпа. Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не было числительных.

Красная шляпа. Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему. Эмоция – факт.

Синяя шляпа. Обобщите высказывания других шляп. Сделайте вывод.

– Лидеры групп, пожалуйста, расскажите классу о результатах работы.

(Выступление всех групп по порядку: белая шляпа, желтая шляпа, чёрная шляпа, зелёная шляпа, красная шляпа, синяя шляпа. Лидеры групп надевают шляпу соответствующего цвета, зачитывают задание, а затем – результат работы в группах).

– Спасибо, ребята, за работу. Из ваших выступлений (особенно группы красной шляпы) наметилось немало проблем. Попытаемся решить некоторые из них.

III. Грамматико – орфографическая пятиминутка.

Задание: из диктуемых мною слов записать только имена числительные, обозначив орфограммы. Записываем в два столбика: “знаю” – “сомневаюсь”.

Семидневный, трижды, шестнадцать, восемь, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, утроить, шестиклассник, семьдесят, дважды.

– Самопроверка столбика “знаю”. (Итоги даны на обратной стороне доски, орфограммы обозначены сигнальными кружками). Обсуждение столбика “сомневаюсь”.

IV. Актуализация знаний.

Исследование материала.

– Из диктуемых слов вы выписывали имена числительные. Какие задачи вы должны были решить, выполняя это задание? ( Грамотно написать имена числительные; суметь отличить их от других частей речи, связанных с понятием числа; правильно определить значение, задать вопрос).

– А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали.

Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе.

V. Формирование новых знаний и умений

1. Работа с таблицей “Линия сравнения”.

– Чтобы ещё лучше понять, в чём неоднородность выписанных числительных, составим небольшую сравнительную таблицу.

Давайте обсудим в группах, какие признаки мы запишем в середину таблицы “линия сравнения”. (Обсуждение в группах).

– Предложите свои варианты.

Всё, что предлагают дети, учитель записывает на доске в таблицу, далее идет обсуждение линии сравнения.

Полученный результат:

  Линия сравнения  
  Вопрос  
  Значение  
  Изменение  
  Синтаксическая роль  

– Ребята, у каждого из вас на партах есть отпечатанные таблицы. Проанализируйте числительные по выдвинутым признакам и впишите результат в таблицу.

Учащиеся индивидуально заполняют таблицу.

– Обсудите в паре, что у вас вышло. (Обсуждение полученных результатов в паре).

– Давайте разберём полученные результаты.

2. Работа с теоретическим материалом.

– Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с. 196. Внимательно прочитайте и впишите в таблицу зелёной пастой тот материал, который будет вами дополнен после ознакомления.

Учащиеся работают с теоретическим материалом.

– Давайте обсудим полученный результат.

Порядковые

Линия сравнения

Количественные

Какой?

Который?

Вопрос

Сколько?

Порядок предметов при счёте

Значение

Количество предметов

По падежам

родам

числам

Изменение

По падежам

Обычно определение

Синтаксическая роль

Любой член предложения

VI. Закрепление умений.

1.Выборочное списывание.

– Умение различать и находить количественные и порядковые числительные в текстах – одна из целей нашего урока.

Вернёмся к выступлению красной группы. При изучении материала по теме “Имя числительное” они испытали разные чувства, о чём нам и рассказали. Но у них не возникло такого чувства, как восхищение. Мы попытаемся его испытать, как весь мир 12 апреля 1961 года. Что произошло в этот день?

(Первый полёт человека в космос.)

– У меня в руках два текста об этом событии. Один – на цветной карточке, другой – на белой. Каким образом об одном и том же событии можно рассказать по-разному?

(– Можно образно, эмоционально, экспрессивно, воздействуя на чувства читателей, а можно предельно ясно и точно донести до читателей сообщаемую информацию, т. е. в разных стилях речи: художественном и научном).

– Ребята, кто желает поработать с текстом художественного стиля – берёт цветную карточку, а кто с текстом научного стиля – белую.

Задание для обеих карточек: выпишите из текста словосочетания в два столбика:

1) количественное числительное + существительное;

2) порядковое числительное + существительное.

(Ребята выбирают карточки и выполняют задание).

Текст на цветной карточке

12 апреля 1961 года от Земли отрывается первый человек, герой и любимец века. Стоя между небом и землёй, прежде чем войти в ракету, он только улыбнулся и поднял руки кверху.

– До скорой встречи!

А когда раздалась последняя команда “Пуск” и ракета ринулась вверх, Гагарин

лихо, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил своё знаменитое “Поехали!”, подбадривая не себя, а тех, кто остаётся.

Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места...

“Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства”,— вспоминал позднее Гагарин.

В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Всё было точным и размеренным в его сознании. Ему показалось странным: когда росли и росли перегрузки, с Земли голос Королёва ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлёта. Он ответил бодро: “Самочувствие отличное. Всё хорошо”,— а сам подумал: “Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты”. Но тотчас утешился воспоминанием: “На центрифуге приходилось переносить и не такое”.

Мир вокруг него необычайно расширился: Гагарин чувствовал себя первым открывателем. И это не было преувеличением.

Краски родной планеты по-детски обрадовали его.

— Красота-то какая! — воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю.

(По Л. Обуховой Любимец века)

Текст на белой карточке

Исторический комментарий

Гагарин вошёл в первую группу будущих кандидатов в космонавты и блестяще прошёл всё обучение. Размеры первого космического корабля были небольшими, поэтому кандидатов отбирали очень строго. Выбор пал на Гагарина по ряду причин. Он был небольшого роста и весил немного. К тому же Королёва, конструктора ракет, очевидно, привлекли в Гагарине оптимизм и его вера в успех.

12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома “Байконур”, находящегося в степях Казахстана. Он поднялся в космос, набрав скорость 28 000 километров в час.

Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте 302 километра над поверхностью Земли. Путешествие заняло 1 час 49 минут. Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. Торжественная встреча стала всенародным праздником.

– Проверяем умение находить количественные и порядковые числительные в тексте. (Проверка выполнения заданий).

– Ребята, кто выбрал материал на цветной карточке, знайте, что это отрывок из текста, который включён в сборник изложений для экзамена по русскому языку в 9 классе.

2. Работа с аудиозаписью.

– 9 класс ещё далеко, а мы вспомним 5 класс, когда на уроке литературы при изучении биографии Л.Н.Толстого у нас вызвал восхищение тот факт, что у него было 8 детей и 26 внуков.

Некоторые из них написали воспоминания о Л.Н.Толстом, в частности его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об “уроках жизни”, которые давал ему дед, ими он впоследствии поделился с читателями.

Прослушаем аудиозапись.

Мне сказали, что приехал дедушка, отец папы. “Где же он?”– спрашиваю я. В ответ слышу: он внизу на кухне. Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно. Вместо того, чтобы сразу идти наверх и беседовать и с профессором Рачинским (дедом по матери), Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая её вниманием.

Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях.

Какой же жизненный урок я вынес из этой встречи с моим дедом?

(Остановка записи.)

– Как вы считаете, ребята?

(Лев Николаевич хорошо относился ко всем людям; он был очень доброжелательным; был в высшей степени интеллигентным человеком, нужно уважать труд человека любой специальности).

( Продолжение записи.)

Лев Николаевич, как мне думается, нарочно пошёл на кухню разговаривать с кухаркой: он хотел показать мне, а может быть, и моему другому деду, что ко всем надо относиться одинаково… что всякий труд достоин уважения.

– Ребята, посмотрим каждый на себя. Всегда ли мы уважительно относимся к труду повара, технички? Пусть и для нас будет “уроком жизни” воспоминания Сергея Сергеевича.

– Какие числительные встретились в тексте? ( Первый, двадцать.)

– Как можно соотнести их с темой урока? ( Одно из них количественное, другое – порядковое).

VII. Диагностика усвоения.

1. – Вернитесь к составленной таблице и на примере услышанных числительных проговорите все признаки числительных: 1 вариант – порядкового “первый”, 2 вариант – количественного “двадцать”.

Дети в паре проговаривают друг другу ответы, один ответ – для всего класса.

– За работу на уроке (чему и в какой степени научились) каждый может поставить оценку на полях тетради.

2. Дифференцированный тест.

– С целью объективности проверки знаний по теме выполним тест. (Приложение 2). Кто хорошо ориентируется в материале, берёт тест с зелёным кружком. Вы спокойны, как и тогда, когда именно на этот свет переходите дорогу, у кого возникали затруднения по ходу выполнения заданий, есть сомнения выбирает тест с красным кружком. До урока контроля у вас есть время доработать материал.

Время на выполнения теста ограничено – 4 минуты.

VIII. Подведение итогов урока. Оценивание.

IX. Домашнее задание.

Найдите примеры порядковых и количественных числительных в текстах научного и художественного стилей и выпишите их в составе предложений, указывая источник.