Цели урока:
Образовательная:
формирование знаний о грамматическом значении имени числительного как части речи;
совершенствование умения отличать числительные от других частей речи, связанных с понятием числа; формирование умения различать количественные и порядковые числительные по вопросам, значению, синтаксической роли в предложении.
Развивающая:
развитие мышления, логики, умения анализировать, выделять существенные признаки, делать общие выводы.
Воспитательная:
привитие уважения к людям разных профессий.
Тип урока: комбинированный (закрепление ранее изученного и изучение нового материала).
Оборудование: аудиозапись, таблица “Линия сравнения”, карточки с раздаточным материалом, дифференцированные тесты, шесть шляп, сигнальные кружки, учебник под редакцией М.М. Разумовской, С.И.Львовой, В.И. Капинос и др.
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление темы урока.
– Ребята, мы продолжаем изучение имён числительных с целью формирования знаний об их значении, умения отличать их от других частей речи, связанных с понятием числа. Тема урока “Количественные и порядковые числительные”, давайте сформулируем основные цели урока.
(– Мы должны узнать, что обозначают, на какие вопросы отвечают количественные и порядковые числительные, как они изменяются.
– Должны научиться различать порядковые и количественные числительные).
II. Проверка домашнего задания
.Урок начнём с проверки одного из домашних заданий. Итогом работы в группах по шести направлениям (приём “Шесть шляп”) должно стать выступление. (На основе текста (Приложение 1) и упражнения 437 каждой из групп было дано задание).
Задания для групп.
Белая шляпа. Расскажите о числительном только определениями, фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.
Жёлтая шляпа. Расскажите, где и как используются числительные. Выделите, что хорошо, и объясните почему.
Чёрная шляпа. Выделите негативные моменты, проанализируйте их.
Зелёная шляпа. Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не было числительных.
Красная шляпа. Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему. Эмоция – факт.
Синяя шляпа. Обобщите высказывания других шляп. Сделайте вывод.
– Лидеры групп, пожалуйста, расскажите классу о результатах работы.
(Выступление всех групп по порядку: белая шляпа, желтая шляпа, чёрная шляпа, зелёная шляпа, красная шляпа, синяя шляпа. Лидеры групп надевают шляпу соответствующего цвета, зачитывают задание, а затем – результат работы в группах).
– Спасибо, ребята, за работу. Из ваших выступлений (особенно группы красной шляпы) наметилось немало проблем. Попытаемся решить некоторые из них.
III. Грамматико – орфографическая пятиминутка.
Задание: из диктуемых мною слов записать только имена числительные, обозначив орфограммы. Записываем в два столбика: “знаю” – “сомневаюсь”.
Семидневный, трижды, шестнадцать, восемь, четырёхзначный, трёхэтажный, одиннадцать, пятак, пятнадцатый, утроить, шестиклассник, семьдесят, дважды.
– Самопроверка столбика “знаю”. (Итоги даны на обратной стороне доски, орфограммы обозначены сигнальными кружками). Обсуждение столбика “сомневаюсь”.
IV. Актуализация знаний.
Исследование материала.
– Из диктуемых слов вы выписывали имена числительные. Какие задачи вы должны были решить, выполняя это задание? ( Грамотно написать имена числительные; суметь отличить их от других частей речи, связанных с понятием числа; правильно определить значение, задать вопрос).
– А одинаковые ли выписанные числительные? Исследуем их по тем признакам, которые вы назвали.
Ребята исследуют выписанные числительные. Обсуждают полученные результаты в группе.
V. Формирование новых знаний и умений
1. Работа с таблицей “Линия сравнения”.
– Чтобы ещё лучше понять, в чём неоднородность выписанных числительных, составим небольшую сравнительную таблицу.
Давайте обсудим в группах, какие признаки мы запишем в середину таблицы “линия сравнения”. (Обсуждение в группах).
– Предложите свои варианты.
Всё, что предлагают дети, учитель записывает на доске в таблицу, далее идет обсуждение линии сравнения.
Полученный результат:
Линия сравнения | ||
Вопрос | ||
Значение | ||
Изменение | ||
Синтаксическая роль |
– Ребята, у каждого из вас на партах есть отпечатанные таблицы. Проанализируйте числительные по выдвинутым признакам и впишите результат в таблицу.
Учащиеся индивидуально заполняют таблицу.
– Обсудите в паре, что у вас вышло. (Обсуждение полученных результатов в паре).
– Давайте разберём полученные результаты.
2. Работа с теоретическим материалом.
– Обратимся к теоретическому материалу в учебнике на с. 196. Внимательно прочитайте и впишите в таблицу зелёной пастой тот материал, который будет вами дополнен после ознакомления.
Учащиеся работают с теоретическим материалом.
– Давайте обсудим полученный результат.
Порядковые |
Линия сравнения |
Количественные |
Какой? Который? |
Вопрос |
Сколько? |
Порядок предметов при счёте |
Значение |
Количество предметов |
По падежам родам числам |
Изменение |
По падежам |
Обычно определение |
Синтаксическая роль |
Любой член предложения |
VI. Закрепление умений.
1.Выборочное списывание.
– Умение различать и находить количественные и порядковые числительные в текстах – одна из целей нашего урока.
Вернёмся к выступлению красной группы. При изучении материала по теме “Имя числительное” они испытали разные чувства, о чём нам и рассказали. Но у них не возникло такого чувства, как восхищение. Мы попытаемся его испытать, как весь мир 12 апреля 1961 года. Что произошло в этот день?
(Первый полёт человека в космос.)
– У меня в руках два текста об этом событии. Один – на цветной карточке, другой – на белой. Каким образом об одном и том же событии можно рассказать по-разному?
(– Можно образно, эмоционально, экспрессивно, воздействуя на чувства читателей, а можно предельно ясно и точно донести до читателей сообщаемую информацию, т. е. в разных стилях речи: художественном и научном).
– Ребята, кто желает поработать с текстом художественного стиля – берёт цветную карточку, а кто с текстом научного стиля – белую.
Задание для обеих карточек: выпишите из текста словосочетания в два столбика:
1) количественное числительное + существительное;
2) порядковое числительное + существительное.
(Ребята выбирают карточки и выполняют задание).
Текст на цветной карточке
12 апреля 1961 года от Земли
отрывается первый человек, герой и любимец века.
Стоя между небом и землёй, прежде чем войти в
ракету, он только улыбнулся и поднял руки кверху. – До скорой встречи! А когда раздалась последняя команда “Пуск” и ракета ринулась вверх, Гагарин лихо, с чисто русским пренебрежением к тяготам и опасностям бросил своё знаменитое “Поехали!”, подбадривая не себя, а тех, кто остаётся. Ракета, приподнятая столбом тугого пламени, тронулась с места... “Взгляд мой остановился на часах. Стрелки показывали 9 часов 7 минут по московскому времени. Я услышал свист и всё нарастающий гул, почувствовал, как гигантская ракета задрожала всем своим корпусом и медленно, очень медленно оторвалась от стартового устройства”,— вспоминал позднее Гагарин. В эти мгновения он уже не испытывал ни ошеломления, ни восторга. Всё было точным и размеренным в его сознании. Ему показалось странным: когда росли и росли перегрузки, с Земли голос Королёва ему сообщил, что прошло семьдесят секунд после взлёта. Он ответил бодро: “Самочувствие отличное. Всё хорошо”,— а сам подумал: “Неужели только семьдесят? Секунды длинные, как минуты”. Но тотчас утешился воспоминанием: “На центрифуге приходилось переносить и не такое”. Мир вокруг него необычайно расширился: Гагарин чувствовал себя первым открывателем. И это не было преувеличением. Краски родной планеты по-детски обрадовали его. — Красота-то какая! — воскликнул он, видимо, совсем забыв, что его схваченный микрофоном голос уже полетел из пределов внеземных обратно на Землю. (По Л. Обуховой Любимец века) |
Текст на белой карточке
Исторический комментарий Гагарин вошёл в первую группу будущих кандидатов в космонавты и блестяще прошёл всё обучение. Размеры первого космического корабля были небольшими, поэтому кандидатов отбирали очень строго. Выбор пал на Гагарина по ряду причин. Он был небольшого роста и весил немного. К тому же Королёва, конструктора ракет, очевидно, привлекли в Гагарине оптимизм и его вера в успех. 12 апреля 1961 года космический корабль “Восток” был запущен с космодрома “Байконур”, находящегося в степях Казахстана. Он поднялся в космос, набрав скорость 28 000 километров в час. Гагарин облетел вокруг Земли один раз на высоте 302 километра над поверхностью Земли. Путешествие заняло 1 час 49 минут. Спускаемый аппарат совершил посадку неподалёку от города Саратова. Торжественная встреча стала всенародным праздником. |
– Проверяем умение находить количественные и порядковые числительные в тексте. (Проверка выполнения заданий).
– Ребята, кто выбрал материал на цветной карточке, знайте, что это отрывок из текста, который включён в сборник изложений для экзамена по русскому языку в 9 классе.
2. Работа с аудиозаписью.
– 9 класс ещё далеко, а мы вспомним 5 класс, когда на уроке литературы при изучении биографии Л.Н.Толстого у нас вызвал восхищение тот факт, что у него было 8 детей и 26 внуков.
Некоторые из них написали воспоминания о Л.Н.Толстом, в частности его внук Сергей Сергеевич оставил воспоминания об “уроках жизни”, которые давал ему дед, ими он впоследствии поделился с читателями.
Прослушаем аудиозапись.
Мне сказали, что приехал дедушка, отец папы. “Где же он?”– спрашиваю я. В ответ слышу: он внизу на кухне. Спускаюсь вниз и вижу: Лев Николаевич сидит на кухне и беседует с кухаркой. Я тогда же почувствовал, как это удивительно. Вместо того, чтобы сразу идти наверх и беседовать и с профессором Рачинским (дедом по матери), Лев Николаевич остановился минут на двадцать поговорить с простой женщиной, мимо которой обычно проходили, не удостаивая её вниманием.
Лев Николаевич хотел показать, что он видит в ней такого же человека, как и во всех других людях.
Какой же жизненный урок я вынес из этой встречи с моим дедом?
(Остановка записи.)
– Как вы считаете, ребята?
(Лев Николаевич хорошо относился ко всем людям; он был очень доброжелательным; был в высшей степени интеллигентным человеком, нужно уважать труд человека любой специальности).
( Продолжение записи.)
Лев Николаевич, как мне думается, нарочно пошёл на кухню разговаривать с кухаркой: он хотел показать мне, а может быть, и моему другому деду, что ко всем надо относиться одинаково… что всякий труд достоин уважения.
– Ребята, посмотрим каждый на себя. Всегда ли мы уважительно относимся к труду повара, технички? Пусть и для нас будет “уроком жизни” воспоминания Сергея Сергеевича.
– Какие числительные встретились в тексте? ( Первый, двадцать.)
– Как можно соотнести их с темой урока? ( Одно из них количественное, другое – порядковое).
VII. Диагностика усвоения.
1. – Вернитесь к составленной таблице и на примере услышанных числительных проговорите все признаки числительных: 1 вариант – порядкового “первый”, 2 вариант – количественного “двадцать”.
Дети в паре проговаривают друг другу ответы, один ответ – для всего класса.
– За работу на уроке (чему и в какой степени научились) каждый может поставить оценку на полях тетради.
2. Дифференцированный тест.
– С целью объективности проверки знаний по теме выполним тест. (Приложение 2). Кто хорошо ориентируется в материале, берёт тест с зелёным кружком. Вы спокойны, как и тогда, когда именно на этот свет переходите дорогу, у кого возникали затруднения по ходу выполнения заданий, есть сомнения выбирает тест с красным кружком. До урока контроля у вас есть время доработать материал.
Время на выполнения теста ограничено – 4 минуты.
VIII. Подведение итогов урока. Оценивание.
IX. Домашнее задание.
Найдите примеры порядковых и количественных числительных в текстах научного и художественного стилей и выпишите их в составе предложений, указывая источник.